"ПЫШКА": ГРОМКИЙ УСПЕХ НА БЕРЕГУ ТИХОГО ОКЕАНА
"Пышка" - это пушка, способная брать города! По крайней мере, Владивосток она уж точно покорила!", - такой отзыв в соцсети оставил один из многочисленных зрителей Международного Тихоокеанского театрального фестиваля. И аналогичные отклики можно множить и множить. Ибо успех спектакля "Пышка" ереванского Государственного театра "Амазгаин" им. Соса Саркисяна во Владивостоке, на берегу Тихого океана, был оглушительно громким. А главное, опять же открыл перед ним новые перспективы.
У СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА и культурная политика сильная. Художественный руководитель московского Театра Наций, народный артист России и просто великий артист Евгений Миронов выступил инициатором программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, получившей поддержку президента РФ В. В. Путина, а значит - статус государственной. Первый Международный Тихоокеанский фестиваль стал лишь частью этого широкоформатного и разнопланового проекта. Миссия составить программу для новорожденного фестиваля была возложена на Московский Международный театральный фестиваль им. А. Чехова и его генерального директора Валерия Шадрина. Соответственно, в нее вошли спектакли мастеров театра разных поколений, заслуживших своим творчеством мировое признание.
Японская "Махабхарата" Сатоси Мияги и грузинский "Конец игры" в постановке великого Роберта Стуруа, "Белое на белом", изысканная "история для исцеления", созданная швейцарцем Даниеле Финци Паской, и страстное аргентинское "Танго после заката" Хермана Корнехо, "Даркнесс пумба" корейца Ким Чже Дока и "Дядя Ваня" Театра Нации с Евгением Мироновым в заглавной роли - вот далеко не полный список участников фестиваля. После успеха на Чеховском фестивале наша "Пышка", наши амазгаиновцы вошли в эту эскадру пароходов и человеков отчаянно решительно и доказали, что тоже могут рассчитывать на международное признание.
Ну, что вам рассказать про Владивосток? Что город на берегу мирового океана пленителен, что архитектура строго русского стиля с вкраплениями китайских фанз и футуристических мостов и небоскребов придает ему неповторимое очарование? Что Тихий океан величествен, а ночные прогулки по его берегу успокаивают лучше тайского массажа? Что погода здесь в начале октября неожиданно теплая - такая же, как люди, населяющие этот замечательный город? Но так мы никогда не дойдем до нашей главной темы...
Как описать оглушительный успех "Амазгаин"? Пожалуй, начать следует с того, что художественный руководитель театра и автор "Пышки" Нарине Григорян, художник Виктория Риедо-Оганнесян и постановщик пластических сцен Юрий Костанян вылетели во Владивосток раньше основной группы - в рамках фестиваля действовала образовательная программа для студентов местных арт-факультетов. И дальше, всю дорогу за проведшими мастер-классы Наринкой, Витой и Юрой ходили стайки молодежи и смотрели на них глазами, которыми можно смотреть разве что на живых Станиславского, Немировича-Данченко и Вахтангова. "Сейчас же онлайн делается буквально все! Вы же можете продолжить эти занятия, хотя бы время от времени. Это такой класс, и мы в этом очень нуждаемся", - позже уговаривала наших уже мэтров дама, кажется, проректор арт-вуза.
ПОКАЗ НА ЗРИТЕЛЯ НАЧАЛСЯ днем раньше назначенного срока - не попадавшие на армянский спектакль японцы всей своей командой в сорок человек, а вместе с ними и швейцарцы, напросились на прогон. Наринка напряглась и начала снимать с актеров семь и даже тридцать семь шкур. В итоге после показа сдержанные японцы так жестикулировали, выражая восторг, что переводчиков не понадобилось. Это было началом победного шествия.
Следующий день - час "Икс". К огромному зданию филиала Мариинского театра пошла нарядная публика. На соседней Большой сцене готовился поднять занавес спектакль Стуруа. Зал Малый заполнялся стремительно. "Это какой-то известный театр?" - спросил местный техник. "Конечно!". - "Оно и видно. На этой сцене идут камерные оперы, никогда больше 100-150 человек не бывает. А тут аншлаг-аншлаг!".
Несмолкаемые крики "браво!" первого показа амазгаиновцев буквально окрылили. На утро они проснулись знаменитыми - днем их уже узнавали в городе, подходили, сыпали комплименты. В итоге такой "Пышки", какая была сыграна 29 сентября на Малой сцене филиала Мариинского театра во Владивостоке, еще никто не видел. Это было королевское зрелище, великолепное и изысканное. Наши ребята плели кружева, они были отточенно мастеровиты, но порхали, как бабочки. Они были находчивы и остроумны, одновременно уморительно смешны и трагичны. Они были блистательны! Зал хохотал и украдкой утирал слезы, сопровождая аплодисментами каждую вторую картину. Финальные аплодисменты и "браво!" были сопоставимы с разбушевавшимся Тихим океаном.
После каждого последнего показа фестиваль анонсировал встречу выступавшей труппы со зрителем. Но местный житель, призванный быть модератором, заболел, и эти встречи раз за разом отменялись. Собирались отменить и встречу с "Амазгаин". И тут публика взбунтовалась! Встречу провели собственными силами. И опять в фойе, где рассчитывали уместить человек сорок, яблоку негде было упасть, а ребята рассказывали о работе над "Пышкой" и о себе, о своем театре и своем мастере, народном артисте СССР Сосе Саркисяне, чья душа, наверное, ликует, глядя на своих учеников.
А зритель благодарил и благодарил, находя в спектакле все новые и новые достоинства и обволакивая артистов из Армении такой теплотой и любовью, что хотелось снова и снова благословлять чудо, именуемое Театр.
"Мы с вами недавно встречались в Москве и договорились, что дальше оторвем подметки уже на этой сцене. Так, по-моему, это и свершилось. Для меня этот день вдвойне волнительный - на большой сцене Роберт Стуруа, на Малой вы - и так прекрасно выступили. Такой праздник настоящий у театра! Самое главное удовлетворение от того, как публика воспринимает. И как публика воспринимает и принимает! Я безумно рад за вас, за нас, за то, что мы это дело сделали - все таки это первый такой шаг на Дальнем Востоке.
БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ОН будет не последним, и у нас еще есть перспектива. Мне хочется с вами продолжать и продолжать, просто пока в контексте ограничений это сложно. Но всякие разные идеи возникают, и некоторые из них мы, Бог даст, осуществим. Я поздравляю вас с большой победой в этом далеком российском краю. Вам огромная благодарность, что вы выдержали все это дело - эту дорогу, все карантинные меры. Я знаю, что на ваш прогон приходили японцы, и они в восторге - "Когда мы в Армению-то поедем?!". И швейцарцы были впечатлены! Это тоже большое дело. И я очень надеюсь, что это не последняя наша с вами творческая встреча", - подводил итоги Валерий Иванович Шадрин.
Творческая встреча точно не последняя. Следующий шаг Шадрин уже продумал и организовал. На транзите Владивосток - Москва - Ереван амазгаиновцы оставили в российской столице своего художественного руководителя Нарине Григорян и художника Викторию Риедо-Оганнесян. Для переговоров. Благодаря рекомендациям и посредничеству директора Чеховского фестиваля им предстоит делать спектакль на сцене трижды прославленного московского Театра на Таганке!
Так что творческие встречи продолжаются. А мы будем надеяться на повторение успеха.
Ереван - Владивосток - Ереван
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-04-25 10:44
"Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь. В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.
-
2024-04-19 11:56
Увы, они никогда не встертятся и не заглянут друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян, канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени. Аминь!
-
2024-04-13 10:02
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.
-
2024-04-12 09:10
"- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-04-13 10:02
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.
-
2024-04-11 11:01
"Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин... Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира. Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.
-
2024-04-10 10:10
"Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.
-
2024-03-08 11:05
"Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии. Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!