Последние новости

ВЕРНЕТСЯ ЛИ МУЗЕЙ КОВРОВ В АРЦАХ?

Шушинский музей ковров - одно из тех редких учреждений культуры, чью коллекцию удалось спасти от захвата азербайджанскими военными в дни 44-дневной Арцахской войны. Правда, основатель музея, участник трех Арцахских войн Вардан Асцатрян успел вывести из Шуши лишь действующую экспозицию из 80 уникальных образцов армянского ковроткачества и еще 80 ковров, которые готовились для обновления выставки и к началу войны находились в музее. К сожалению, еще 120 оригинальных старинных ковров остались в музейном фонде.

 Основатель Шушинского музея ковров, участник трех Арцахских войн Вардан АсатрянАЗЕРБАЙДЖАНЦЫ ДАЖЕ НЕ ПЫТАЛИСЬ скрыть акт мародерства, совершенного в запаснике музея. На вброшенном ими самими в сеть видео видно, как грабят музейный фонд. Вардан Асцатрян успел скачать и сохранить эти кадры в качестве вещественного доказательства содеянного. Спасти больше половины музейных экспонатов ему удалось благодаря своевременной эвакуации, организованной по собственной инициативе, несмотря на множество препятствий и халатное отношение ответственных лиц в правительстве Арцаха, вовремя не организовавших вывоз музейных ценностей из зоны военных действий.

Сегодня этот спасенный пласт культурного наследия Арцаха нашел приют в Музее-институте архитектуры им Ал. Таманяна в Еревана, где уже больше 10 месяцев от посетителей нет отбоя. Посмотреть на ценные экспонаты, собранные Варданом в течение долгих лет со всего Арцаха, приходят как ереванцы и вынужденно переселившиеся сюда арцахцы, так и гости из разных стран. Ковры – не единственная уникальная коллекция Асцатряна, еще не так давно украшавшая Шушинский центр коврового искусств. Его собрание разнообразно и включало в себя в том числе артефакты, относящиеся к каменному и бронзовому векам, изделия из металла, около 90 керамических сосудов, датируемых периодом до нашей эры, домашнюю утварь ХVII-ХХ вв., а также ценные произведения живописи.

"Древностью я занимался с молодости: старинные артефакты и образцы культурного наследия интересовали меня всегда. Со временем увлекся и живописью, но арцахская культура с ее древними традициями, занимала особое место в кругу моих интересов, - рассказывает Вардан Асцатрян. - Я вырос в советском Карабахе, включенном в состав Азербайджана, и был свидетелем того, как азербайджанцы ходили по домам армян, предлагая обменять оставшиеся от предков старинные ковры на новые станочные. Многие жители, не понимая ценности унаследованных изделий, соглашались на сделку, азербайджанцы же собирали и присваивали себе наше культурное наследие.
 После первой Карабахской войны торговцы из Еревана начали активно скупать старинные ковры у жителей сел Армении и Арцаха, превратив это в бизнес. Я понял: если так продолжится, мы потеряем огромный пласт культурного наследия, который, как и армянский народ, рассеется по миру. И задумал собрать эти образцы народного творчества, ездил по деревням и покупал ковры с единственной целью – создать в Арцахе музей".

По словам Асцатряна, вскоре со всего Арцаха к нему стали обращаться люди, предлагая приобрести ковры. Вардан, став к тому времени прекрасным знатоком этого вида декоративно-прикладного искусства, выбирал из всех изделий наиболее ценные, содержащие уникальную знаковую символику и представляющие собой редкие образцы тех или иных видов армянских ковров. Но, прежде чем приобрести их, он обязывал продавцов познакомить его с истинными владельцами, чтобы выяснить "родословную" изделия, место его создания, имя мастера и т.д., то есть собирал атрибуцию, необходимую для создания будущего музея.

10 ЛЕТ РАБОТЫ НАД СБОРОМ КОЛЛЕКЦИИ увенчались успехом. 2 мая 2011 года в Шуши, в старинном здании царской почты Российской империи, распахнул свои двери Музей ковров.

"Здание было построено в 1840 г. и принадлежало меценатам из США, но к тому моменту пустовало. Я обратился с просьбой предоставить его под музей, и владельцы согласились, - продолжает Асцатрян. - Через два года бывшая царская почта превратилась в фонд-запасник, а сам музей переехал в построенное в 1870 г. здание Шушинской типографии около храма Казанчецоц. Здесь меценат из России основал Центр искусств Шуши: на первом этаже расположился Музей ковров, а на втором устраивались различные выставки".

Музей за короткий срок обрел огромную популярность как у армян со всего мира, так и иностранных визитеров. Покрутиться по залу и послушать увлекательную, информационно насыщенную экскурсию по истории армянского ковроткачества в Арцахе, символике выставленных образцов и рассказам, связанным с тем или иным ковром, считалось обязательным для гостей Шуши. Однако война перевернула все с ног на голову, и к концу октября В.Асцатрян решил эвакуировать находящиеся в музее экспонаты.

"Меня часто спрашивают, почему я не вывез ковры раньше, ведь тогда удалось бы спасти и те, что хранились в фонде, и другие старинные артефакты, средневековые изделия и более поздние образцы коллекции. Ответ один: да, то, что ситуация в войне складывается не в нашу пользу, стало понятно раньше, но, с одной стороны, я надеялся, что она выпрямится, а с другой, эвакуацией музея не хотел сеять панику среди населения, - объясняет Вардан. – Эвакуировать пришлось в два этапа. На первом мне помогла министр культуры Арцаха Лусине Караханян, предоставив соответствующий автомобиль, куда я погрузил ковры и отправил в Ереван.

Вторую эвакуацию организовал я сам, на своей легковой машине. Пришлось попросить супругу приехать из Еревана, куда она вместе с остальным мирным населением Арцаха перебралась в дни войны. Моя легковушка была не совсем исправна, но выхода не было. Мы загрузили ее образцами других коллекций, и двинулись в сторону Гориса, где я договорился с эвакуатором. Я доехал только до определенного места, так как не получил от правительства Арцаха обещанного разрешения на выезд, и дальше жена поехала одна. Представьте, что я пережил: в те дни все подступы к Шуши и Бердзору были заняты азербайджанцами, они бомбили дороги, и я не был уверен, доберется ли она до Гориса. Но Бог миловал".

Вместе с образцами своих собраний Вардан эвакуировал из Центра искусств Шуши также 9 картин, принадлежащих коллекционеру Каро Саргсяну. Среди них – полотна Гарзу, Шаина и других именитых мастеров кисти, вывоз которых Асцатрян взял под свою личную ответственность. Две из редчайших картин, чудом спасенных им из атакуемого врагами Шуши, недавно были экспонированы в ереванском Музее русского искусства в рамках выставки "Любовь Попова. Авангардистка с Новинского бульвара".

Это работы яркого представителя российского кубофутуризма художницы Любови Поповой: супрематическое полотно из серии "Пространственно-силовое построение" и кубофутуристический портрет Сталина с красным знаменем и изображением крейсера "Аврора" в углу, датированный 1921 г., помеченный цифрой 4 и посвященный 4-летию большевистской революции 1917 г. Посетивший выставку посол РФ в Армении выразил благодарность Вардану Асцатряну за спасение ценных образцов русской живописи. Кстати, среди эвакуированных артефактов также около 30 керамических старинных изделий, которые Асцатрян намерен выставить в ближайшее время.

ЭКСПОЗИЦИЯ ШУШИНСКОГО МУЗЕЯ ковров в ереванском Музее-институте архитектуры им Ал.Таманяна открылась 20 февраля этого года – в день, считающийся началом Карабахского движения. Директор Музея-института Марк Григорян любезно предоставил под экспозицию ковровых экспонатов один из больших залов, а деятель искусств Нарек Ван Ашугатоян стал куратором выставки. Сколько пробудут здесь ковры – неясно, хотя в плане дальнейшей судьбы музея Вардан Асцатрян предпринимает определенные шаги.

"Правительство Арцаха хочет вернуть музей в республику, но в подобных вопросах необходимо придерживаться закона, - разъясняет он. – В форс-мажорной ситуации я был вынужден эвакуировать экспонаты, которые являются историко-культурным наследием и собственностью народа Арцаха. Но так как всю коллекцию я приобрел на свои средства, то являюсь ее владельцем.
 Согласно закону, если я соберусь продать коллекцию ковров, то первое право на приобретение принадлежит правительству Республики Арцах. Чтобы решить вопрос музея на юридической основе, я обратился с письмом в Министерство культуры Арцаха, которое, в свою очередь, направило письмо в культурное ведомство Армении с просьбой предоставить специалистов из ГНКО, занимающейся экспертизой образцов культуры, для оценки стоимости всей коллекции. Лишь после этого можно будет продолжить процесс передачи созданного мною музея в собственность Республики Арцах на законном основании. Более того, музею должно быть предоставлено соответствующее помещение с условиями, отвечающими требованиям хранения и экспонирования столь важной части культурного наследия нашего народа".

Что касается разграбленного азербайджанцами в оккупированном Шуши музейного фонда и коллекции других изделий Вардана Асцатряна, то три месяца назад группа зарубежных специалистов из разных стран, прибывших в Армению, встретилась с ним и запротоколировала все оставшиеся в Шуши образцы. Не исключено, что в ближайшее время против Азербайджана будет подан иск в соответствующую международную правовую инстанцию.

"Не думаю, что можно будет отсудить у соседей денежную компенсацию за украденное имущество, но это и не столь важно. Необходимо показать всему миру проявления азербайджанского вандализма и, что самое главное, - зафиксировать очередной факт воровства и присвоения культуры и достижений других народов, в частности, нас, армян. Доказательств этого у нас предостаточно", - заключил Вардан Асцатрян.

Галерея (7 фото)

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЗЛЕТЫ, ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА
      2023-11-24 10:25

      О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.

    • СОГЛАСНО АЗЕРБАЙДЖАНСКИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ
      2023-08-14 13:19

      Как сообщают азербайджанские СМИ, кампания САЕАС «ФОКУС» провела с 20 июля по 3 августа в Баку примечательный социологический опрос. Респондентам предлагалось ответить на вопрос, кого из лидеров ведущих региональных игроков они считают главными союзниками Азербайджана в борьбе за Нагорный Карабах. Причем азербайджанские респонденты могли отметить сразу несколько вариантов ответов.

    • КРАСНАЯ ЛИНИЯ НИКОЛА ПАШИНЯНА
      2023-07-31 09:50

      Пропагандисты Пашиняна не устают талдычить, что, дескать, правительство Пашиняна четко обозначило свои красные линии на переговорах с Баку: территориальная целостность Армении + права и безопасность жителей Нагорного Карабаха. Наверное, это самый большой на сегодняшний день политический блеф Никола Пашиняна. Сродни "мирной повестке", которая на самом деле является "повесткой поражения". Но вернемся к "красным линиям".

    • НЕТЕРПЕЛИВОЕ ОЖИДАНИЕ ГОСДЕПА
      2023-06-14 12:56

      «Мы с нетерпением ожидаем проведения еще одного раунда переговоров в Вашингтоне, поскольку стороны продолжают вести мирный диалог в регионе Южного Кавказа», - заявил, по сообщениям информационных агентств, руководитель пресс-службы Госдепа США Мэттью Миллер на брифинге, комментируя перенос по просьбе Баку запланированной на 12 июня в Вашингтоне встречи глав МИД Армении и Азербайджана.