Последние новости

ДУХ И ДУША АЗНАВУРА И ПАРИЖА

Международный фестиваль "Ереванские перспективы", задуманный почти четверть века назад композитором Степаном Ростомяном и великолепным менеджером Соной Ованнисян, обрел за прошедшие годы не только всемирный масштаб, но и общественное реноме главного музыкального события сезона, его торжественной кульминации. Причина тому – не столько в исключительно высоком уровне его участников - исполнителей, но и в той тщательности и креативности, с которыми подходят организаторы фестиваля к его формированию, в том решительном настрое, который так точно соответствует своему духу главного музыкального события страны.

Вот и недавно, под занавес уходящего года, 19 декабря нам была представлена встреча с замечательными французскими музыкантами, которые на сцене Большого зала филармонии продемонстрировали свой проект "Formidable Aznavour", посвященный Шарлю Азнавуру. Автор и продюсер Жиль Марсал. В главной роли – одаренный певец с исключительными драматическими данными Жюль Гриссон.

В СПЕКТАКЛЕ-ПРЕДСТАВЛЕНИИ КРОМЕ ПЕВЦА ЗАНЯТЫ 10 МУЗЫКАНТОВ (фортепиано, аккордеон, контрабас, барабаны, скрипка, флейта). В течение всего вечера Жюль Гриссон и музыканты проекта держали публику во власти пронзительного и богатого красками выступления. Какая-то высокая духовность и уникальный артистизм господствовали в искусстве этого замечательного ансамбля, особенно певца, покорившего щедростью, вдохновенным талантом, высочайшей культурой и богатством ассоциаций. Жюль Гриссон захватывает внимание публики сразу. Все исполненные им песни, а их было свыше двадцати, прозвучали как глубокий, проникновенный монолог, объединенный концепцией представления. Ощущение исповедальности, интимности, драматичности, трагизма. Повторить это невозможно. Наверное, в каждом выступлении это что-то другое.

Запомнились песни, сияющие, словно падающие с высоты, великолепной радугой переходя одна в другую. От них перехватывало дыхание. Образ Шарля, созданный этими песнями в исполнении Жюля Гриссона, - дерзновенный, трагичный, мятежный, волевой, напористый и одновременно нежный, непостижимо притягательный. Покоряет безукоризненное мастерство певца, неординарность исполнения.

 ДУХ И ДУША АЗНАВУРА И ПАРИЖАВдохновение, как магнитная стрелка компаса, нигде не сходит с кульминационной точки. И публика, чувствуя исключительность происходящего, вызывает артиста вновь и вновь. Когда Жюль Гриссон исполнил последнюю песню - "Pour toi, Armenie" на глазах многих были слезы. И вовсе не надо было быть сентиментальным, чтобы почувствовать уникальность этого момента, ощутить радость своей сопричастности ему, смешанную с грустью расставания. Песни Азнавура исполнены потрясающе, с таким пониманием сути, так взволнованно, так мощно, что поневоле подумалось: они близки певцу особенно по каким-то неизвестным никому ощущениям.

Возможно, именно о них он и хотел поведать всем нам вместе с другими музыкантами. Может поэтому и стал этот вечер событием, который наши гости повторят 20 декабря в Гюмри, городе, для которого великий Шарль сделал так много.

Образ этой гениальной личности никогда не потускнеет в нашем сознании.

Его имя, как горная вершина, поднимается над течением времени, над повседневностью, которая видна при любом взгляде, будь то взгляд в прошлое или в будущее. При каждой мысли о нем на душе становится удивительно тихо, рождается ощущение искусства как истинности всего сущего. Это драгоценное чувство, сообщенное нам художником, которому был дан божественный дар общения с людскими душами.

БОЛЕЕ СЕМИ ДЕСЯТКОВ ЛЕТ ОН ГОСПОДСТВОВАЛ НА СЦЕНЕ, сумел стать своего рода эталоном самой яркой "звезды", не потеряв при этом искренности, теплоты, желания нести радость людям. Сколько за это время отшумело имен, сколько раз поменялась на эстраде капризная мода, а Шарль Азнавур вновь и вновь отстаивал право на собственный стиль, не игнорируя требований времени, но не становясь их рабом. И выиграл бой!

Суровая и нежная простота, пытливость и упорство творческих исканий Шарля, глубоко лирическая сердечность и трагическая патетика его искусства взволновали и потрясли современников и сделали его одним из самых любимых певцов целой эпохи. Он прожил долгую, гордую и чистую жизнь, полную тревог, озарений и мужества. И на протяжении всей жизни он был верен себе, оставался Человеком, ищущим свою правду, свою мораль в окружающем мире, чуждым всякого конформизма, предельно искреннем в любви к Франции, где он жил и творил, к исторической родине его предков, которую он боготворил до конца жизни.

Впервые он посетил Армению в самом начале 60-х годов. Уже тогда Шарль Азнавур был живой легендой для меломанов всего мира. Можно себе представить, как ждали его в Армении и что творилось вокруг филармонии. Его манера держаться, пластика, чуть хрипловатый голос, живость вызывали прилив энтузиазма, рождали парадоксальные чувства - радости, печали. Между тем на сцене, казалось, ничего особенного не происходило. Просто человек невысокого роста, застенчивый, чем-то "мучился", "болел". И как бы через силу признавался публике в этом "недуге". Но публика тотчас проникалась его болью, разделяла его печаль...

С затаенной грустью пел он о неразделенной любви, о том, как одиноко человеку в этом огромном мире, о счастье бытия. Но песни эти были не слащавы, не сентиментальны. Личные переживания перерастали в социально осмысленные размышления о жизни, добре, красоте, об истинных человеческих ценностях. Песни эти рождались буквально из сердца и становились той атмосферой, которая помогала человеку дышать в полную силу. Не это ли помогло ему когда-то навсегда завоевать сердце Парижа и всего мира.

Следующие выступления артиста спустя годы стали еще одним подтверждением слов, сказанных когда-то в адрес Шарля: "Этот голос, который, кажется, стоит на грани катастрофы и в любое время может охрипнуть и смолкнуть, величайший голос страдающего одышкой, но мужественно покоряющего вершину альпиниста, глухой и растерзанный голос раненой птицы, роняющей на сцену вместе с перьями дивные песни любви, этот извивающийся в агонии страдивариус, этот голос кажущегося потухшим вулканом, который изливает слова скорее сердцу, нежели для слуха... слышен во всем мире".

Находясь вдали от исторической родины, Шарль никогда не отрывался от Армении. Но именно там, во Франции, он раскрылся как самобытный художник и состоялся как самая яркая звезда первой величины. И правы те, кто считает, что самобытность приходит только к тем, кто ее искал. К 60-й годовщине Геноцида армян Азнавуром и его постоянным соавтором Жоржем Гарваренцем была написана песня "Они пали". Тема Армении отражена и в его песнях "Автобиография", "Джан", "Нежная Армения". Вместе с дочерью Седой он неповторимо и блистательно исполнял песни Саят-Новы.

Связи Азнавура с Арменией усилились особенно после землетрясения 1988 года. Он основал благотворительную ассоциацию "Азнавур для Армении" и осуществил несколько акций по сбору помощи пострадавшим. Около 90 французских певцов и актеров приняли участие в записи видеоклипа "Для тебя, Армения!"

...ВСПОМИНАЕТСЯ ОДИН ИЗ КОНЦЕРТОВ АЗНАВУРА В ЕРЕВАНЕ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ. Площадь республики, украшенная флагами Франции и Армении. Заполнена не только площадь, но и прилегающие к ней улицы, заняты все пространства, где можно стоять. Все ждут выступления Азнавура и его друзей - звезд французской эстрады.

Зрелище ослепительное, все сливается воедино - красота вечерней площади, окружающей архитектуры и восторженный шум зрителей. После приветственных слов начался неповторимый по составу и чисто французскому шарму концерт. С особой радостью слушатели встречают легендарного Мишеля Леграна, единственного из композиторов лауреата трех "Оскаров" и пяти "Грэмми". Кульминацией концерта стало выступление самого Шарля Азнавура, с именем которого в представлении каждого возникает не только образ великого певца, поэта, композитора, киноактера, исключительного по своей одаренности, воспитанного на наследии богатой и многообразной французской культуры Франции, но и верного сына Армении, мечтающего видеть родину предков свободной и счастливой.

Все, что являет собой имя Азнавура, продолжает оставаться фактом современности, непостижимым в своем совершенстве. Он таинственным, непостижимым образом живет даже на своих фотографиях. Худое, будто иссеченное дождем и ветром лицо. Мягкий и одновременно печальный взгляд. Он взволнованно смотрит на тебя, словно спрашивает о чем-то, прислушивается к твоим мыслям... "Теперь ты - мысль, Ты вечен..." Эти бунинские строки пусть завершат заметки о великом шансонье, который навсегда останется для нас превыше всяких Альп, прославленной вершиной.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ