Последние новости

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ ГОДА

Завершающийся год был достаточно насыщен концертами, гастролями именитых артистов, спектаклями. Однако в потоке концертно-театральной повседневности не каждое художественное явление оказывается праздником искусства, потрясением чувств. В принципе это неизбежно, хотя, разумеется, в идеале все встречи с настоящим искусством должны быть таковыми.

ОСОБЫЙ ПРОРЫВ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА оперы и балета им. А. Спендиарова. После трехлетнего перерыва на оперную сцену был возвращен один из знаковых спектаклей театра – опера "Полиевкт" Доницетти. Стряхнув многолетнюю пыль с либретто и рискнув проиграть без звездных имен авторов постановки - народных артистов республики режиссера Тиграна Левоняна, выдающегося дирижера Огана Дуряна и знаменитого сценографа Евгения Софронова, эта опера вернулась туда, откуда начала шествие на армянской сцене.

 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ ГОДАЭто ее третье возвращение, подтверждающее лишь то, что ее вовсе не следует отводить в тень. Пронзительная, покоряющая талантливая работа авторов спектакля. У него свой дух, свой нрав, свои глубины. Тот факт, что театр вновь вернул в репертуар оперу великого итальянца, не только не удивителен, но, напротив, закономерен. Само по себе обращение к чрезвычайно значительной, но, к сожалению, забытой у нас, да и, можно сказать, в мире оперы "Полиевкт" приковывает внимание, вызывает жгучий интерес. Объясняется это прежде всего тем, что в основе оперы лежит пьеса средневекового классициста Корнеля на армянскую тему - тему борьбы за христианскую веру.

Похоже, что наш музыкальный театр делает успешную попытку сдвинуться с мертвой точки. Чаще публика заполняет зал, чаще на Национальной сцене столицы появляются деятели зарубежного театра. Главное, руководством театра приглашаются не те, кто попрощался с театральной карьерой, что бывало у нас нередко, а именно тех, кто особенно востребован мировой сценой.

Весь жаркий июль в Национальном академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова прошел под знаком знаменитого хореографа Олега Михайловича Виноградова. За невероятно короткий срок силами ереванской балетной труппы им была осуществлена постановка прокофьевского шедевра "Ромео и Джульетта", премьера которого совпала с юбилеем выдающегося балетмейстера - 85-летием со дня рождения. Триумфальный успех премьерных спектаклей (а они шли три дня подряд) подтвердил: Олег Михайлович по-прежнему верен себе. И в своем солидном возрасте он в хорошей форме. Он, как и всегда, ищет неторных путей, оставаясь подлинным рыцарем театра.

Почему выбор пал именно на балет "Ромео и Джульетта"? Именно он, Олег Виноградов, ставил этот балет на ереванской сцене 52 года назад. Тема вечная и поэтому всегда актуальная. Поэтому возникло у Карена Дургаряна желание пригласить на новую постановку маститого режиссера. Сегодня спектакль стал острее, более тонким по стилистике и по соответствию эпохе. Он иной и по своей эстетике, решен в более живописном ключе, чем тот, что шел здесь тогда или те спектакли, которые ставились в Санкт-Петербурге, в Москве, Новосибирске. Связано это и со спецификой сцены в каждом театре.

СЛЕДУЮЩИЙ СПЕКТАКЛЬ – МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА БАЛЕТА "ГРАВИТАЦИЯ" Ваче Шарафяна, который с большим успехом прошел на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. Для нашего театра это истинный прорыв: он наконец-то рискнул обратиться к произведению современного автора. Ведь в последние три десятилетия дальше обещаний дело не шло, хотя новые произведения для музыкального театра создаются и в наши дни. Кто знает, скольких премьер мы лишились за те годы, пока разными руководителями театра решалась дилемма - примет ли публика новое произведение или нет? Слава богу, лед наконец-то тронулся.

Музыка к балету отличается удивительной выверенностью формы, театральностью, неукоснительной логикой каждого движения и поворота, образной выразительностью и драматизмом, доходящим во втором отделении до полного катарсиса.

 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ ГОДААвтор либретто и режиссер Нарине Григорян, для которой эта постановка - дебют в Оперном театре, балетмейстер-постановщик Ара Асатурян, сценограф и художник по костюмам Виктория Риедо Ованнисян. Все они заодно в понимании своих задач, в поисках красноречивых, жанровых и стилистических контрастов в служении музыке.

Событием стало также открытие в центре искусств "Гафесчян" выставки скульптурных работ заслуженного деятеля искусств Армении, замечательного педагога Терезы Мирзоян. Ее работы – это собственный неповторимый мир, в котором всё ей было подвластно: в нем она решала труднейшие задачи. Ее путь – это путь целеустремленных поисков и средств, которые бы усилили выразительность произведений и позволили ей наиболее полно осуществить художественные замыслы.

С особой радостью была встречена зрителями и персональная выставка народного художника Армении Арама Исабекяна, наполненная его душой, фантазией и энергией. Экспозиция предоставила зрителю возможность выйти за границы привычного и оказаться в пространстве, где параллельные прямые могут пересекаться. В наше драматичное время она захватывает добротой, теплотой и любовью. И, конечно, нельзя обойти вниманием и выставку, посвященную 50-летию со дня основания Музея современного искусства.

И все же событий экстраординарных, которые становятся эстетическим потрясением и для любителей, и для профессионалов и, мало того, влияют на всю систему художественных ценностей, происходит не так уж много, что в принципе понятно. Таким событием стали беспрецедентные гастроли в Армении одного из признанных корифеев мирового дирижерского искусства Теодора Курентзиса и руководимого им оркестра и хора music Aeterna. Эти гастроли - величайшее событие для Армении. Теодор Курентзис – личность, по достоинству занимающая место в первом ряду самых именитых дирижеров мира. Его называют неординарным дирижером, способным даже самый известный музыкальный материал интерпретировать по-новому. "Не ожидайте ничего похожего на то, что вы слышали", - так анонсировала The Times концерт Курентзиса с music Aeterna.

Проект осуществился при участии Министерства образования, науки, культуры и спорта и Министерства экономики РА. Гастроли прошли по инициативе и при поддержке Вардуи Назарян. Организаторы: Национальной Филармонический оркестр Армении и Концертный зал имени А. Хачатуряна.

ДО КАКИХ ВЫСОТ СОВЕРШЕНСТВА МОЖНО ДОЙТИ В ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКИ, стало ясно в Большом зале филармонии на двух концертах гостей и затем на территории храмового комплекса Звартноц, а в ночь с 17 на 18 октября в церкви Святой Богородицы в Гюмри. Слушатели этих концертов стали свидетелями чуда. Все концерты воспринимались как откровения, привлекали внимание новизной и высочайшим мастерством исполнения.

 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ ГОДАМузыкальная афиша первой половины ноября порадовала ярчайшими именами: народный артист РФ, лауреат Государственной премии России, пианист-виртуоз Николай Луганский, один из корифеев современного дирижерского искусства Шарль Дютуа, звезда мирового оперного искусства, народная артистка России и Абхазии, покорившая почти все оперные сцены мира, Хибла Герзмава, известный австралийский дирижер Брайан Каслс-Онион…

Эти уникальные артисты выступили в Ереване в рамках Международного музыкального фестиваля "Ереванские перспективы".

Музыкальная осень подарила нам еще одну неординарную встречу с прославленными российскими артистами – музыкантом- мыслителем, незаурядным пианистом, дирижером и композитором Михаилом Плетневым и одним из известных дирижеров современности, народным артистом СССР Владимиром Федосеевым, который в этом году отметил свое 90-летие.

Организаторы концерта – руководство Национального филармонического оркестра под управлением Э. Топчяна и Министерство НОКС Армении при поддержке Primavera Foundation, – посвятили его 90-летию Владимира Федосеева. В программе – Первый фортепианный концерт и Пятая симфония П.И.Чайковского.

Музыкальную афишу осени завершило одно из самых ожидаемых событий года - в Армении стартовал новый проект - "Дом солдата", цель которого, по словам организаторов, консолидация армянского народа и его друзей для помощи и поддержки солдат, раненных при защите родины. В течение двух дней сцена Большого зала филармонии была предоставлена Владимиру Спивакову и руководимому им Национальному филармоническому оркестру России, которые дали в Ереване два концерта с интересными программами. Все средства от первого концерта были перечислены на нужды реабилитационного центра "Дом солдата".

Очень значительным был Международный фестиваль "Современные классики" посвященный Кшиштофу Пендерецкому. Со дня своего основания (2019) фестиваль является одним из знаковых событий музыкальной жизни Еревана, многочисленных гостей города, наших соотечественников из-за рубежа. Инициирован этот фестиваль Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА.

А следующий марафон, проводимый Армянским государственным симфоническим оркестром – фестиваль "АРМЕНИЯ" представил публике серию концертных программ с участием всемирно известных солистов. По мнению музыкальных критиков и постоянных слушателей, смотр прочно занимает достойное место в фестивальном столичном рейтинге: он стал обязательной составляющей ереванской музыкальной афиши и одним из самых ожидаемых событий года. Интересные трактовки мировых шедевров, экспериментальные проекты (главный композитор проекта Алексей Шор), высокий уровень исполнения неизменно привлекают к фестивалю всё новых слушателей. В самом начале осени на концерте-открытии фестиваля выступил один из блистательных виолончелистов современности, Готье Капюсон (Франция). Линию сотрудничества с мировыми звездами организаторы фестиваля продолжали и в следующих концертах фестиваля, где с оркестром выступили исполнители международного класса - скрипач, обладатель премии "Грэмми" Гил Шахам, потрясающий тенор Джозеф Каллея, неподражаемый Миша Майский …

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ