Последние новости

ЗА ДИРИЖЕРСКИМ ПУЛЬТОМ – АНДРЕЙ БОРЕЙКО

Апрель изобиловал музыкальными событиями, встречами с известными гастролерами. Среди этих событий особое место занял концерт Национального филармонического оркестра (главный дирижер и художественный руководитель Эдуард Топчян), прошедший в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна. За дирижерским пультом стоял талантливейший российский маэстро Андрей Борейко. Это были его вторые гастроли в Армении.

 В РАЗНЫЕ ГОДЫ ОН РАБОТАЛ ДИРИЖЁРОМ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА Ульяновской филармонии, главным дирижёром симфонического оркестра Свердловской филармонии, возглавлял Познанский филармонический оркестр, Йенский филармонический оркестр, одновременно являлся дирижёром Российского национального оркестра, возглавляемого Михаилом Плетнёвым. В 2001–2006 гг. Борейко – главный дирижёр Виннипегского симфонического оркестра, одновременно возглавляя Гамбургский симфонический оркестр, был музыкальным руководителем Бернского симфонического оркестра и ряда других оркестров. В его репертуаре особое место занимают современные композиторы – Альфред Шнитке, Арво Пярт, София Губайдулина, Гия Канчели, Валентин Сильвестров, Александр Раскатов, Леонид Десятников, Тору Такэмицу, Эрнест Блох.

 Пианистка Йол Юм Сон Было радостно вновь встретиться с искусством этого прославленного дирижера, обладающего тонким вкусом, великолепным мастерством и артистизмом. Да и вся программа вечера привлекала своей серьезностью и яркостью воплощения: прозвучали редко исполняемая у нас увертюра к опере "Тангейзер" Вагнера. Второй концерт Шопена, в котором солировала одаренная корейская пианистка Йол Юм Сон и "Симфонические танцы" Рахманинова.

 Программа ереванского концерта была составлена весьма продуманно. Согласно дирижеру, он выбрал увертюру к "Тангейзеру" Вагнера потому, что для него, как и Симфонические танцы Рахманинова, – это музыка больших эмоций, они в чем-то соприкасаются. "На мой взгляд, у них есть что-то даже общее. Но это общее касается не музыкального языка. Нет явления более русского, чем Рахманинов, его музыка. Поэтому начать с увертюры, с такого хорала духовых, на мой взгляд, это блестящий контраст для Шопена и хороший задел, чтобы потом вернуться к русской музыке, к Рахманинову".

 Вся программа, имевшая исключительный успех, была сыграна с подлинным увлечением – поэтически и проникновенно. Больше всего, может быть, привлекал живой, теплый ток музыки, эмоциональная сопряженность с аудиторией.

 Оркестр под управлением А. Борейко исполнил увертюру к опере "Тангейзер" блестяще и захватывающе темпераментно. Какое дыхание, какая естественность фразировки, убедительность и красота звука! Это идет от постижения философского замысла композитора, от глубокого уважения к музыкальному тексту, от тактичнейшего использования тех прав, которые партитура предоставляет дирижеру. Артистизм уживается в нем с деловитостью, мощный темперамент со строгим самоконтролем. Трактовка увертюры из тех, что помнятся долго и создают новую исполнительскую традицию.

 ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ШОПЕНА ЗВУЧАЛ В ЭТОМ ЗАЛЕ НЕ РАЗ. Этот концерт написан давно, чуть ли не два века назад. Однако он заставляет волноваться и трепетно вслушиваться в каждый звук, словно сочинен вчера. Но Фредерик Шопен вдохновлялся иным временем, иными обстоятельствами. Но вот солистка Йол Юм Сон, филармонический оркестр под управлением маэстро Борейко своей игрой заставляют забыть очевидное – огромный зал в глубочайшей тишине и изумлении воспринял шопеновские раздумья, настроения как свои. Каким проникновенным, глубоким, потрясающе выразительным было объяснение пианистки с композитором. Йол Юм Сон приковывает внимание публики к роялю с первыми звуками прежде всего осмысленностью, наглядностью и осязаемостью размышлений. Весьма нетривиальных. Трогательно, на каком-то запредельном уровне мастерства передает она эмоциональное состояние образа, его переживания в красочных вариациях и трелях, исполненных подлинного драматизма. Какие потрясающие глубины обнаруживает пианистка в сочинении, как удивительно уживаются у нее полнота образа и лаконичность, какие неожиданные интонации находит, нигде и не в чем не нарушая значительных и интимных посланий, подчеркивая их тончайшими звуковыми характеристиками.

 Удивительно звучал оркестр под управлением А.Борейко: музыканты были по-настоящему увлечены разнообразными и довольно сложными темами и с завидной выучкой реализовали композиторские и дирижерские задачи. И это несмотря на то, что была проведена всего лишь одна репетиция: по некоторым причинам самолет, в котором летел дирижер из Германии, задержался на целые сутки.

 Пианистка Йол Юм Сон Напомним, что Йол Юм Сон обрела известность в 2008 году после выступления в Сеуле с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Лорина Маазеля. В биографии пианистки также выступления с Израильским и Чешским филармоническими оркестрами, Варшавским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром NHK, Токийским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Баден-Бадена, Сеульским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром телерадиокомпании KBS и другими известными коллективами. Она – лауреат многих международных конкурсов.

 Симфонические танцы Рахманинова, прозвучавшие во втором отделении концерта, в интерпретации Андрея Борейко стали подлинным подарком для ереванцев. Рахманинов считал это произведение одним из лучших своих сочинений. Композитор посвятил его Филадельфийскому симфоническому оркестру и его руководителю Юджин Орманди. Первое исполнение состоялось в 1941 году в Филадельфии, а в Москве - через два года под управлением Н. Голованова. Как известно, в этом последнем оркестровом произведении великого композитора явно заложены элементы автобиографичности. Оно создавалось в очень трудное время, на новом жизненном переломе. Это настоящий монолог о жизни, глубоко личностный и неповторимый.

 Симфонические танцы выбраны дирижером неслучайно. Что-то особенное роднит дирижера с этим произведением… Такое поэтичное, вдохновенное размышление, такое редкое богатство красок, торжество инструментов, способное воспроизвести это звуковое разнообразие. Глубина и цельность замысла, поразительная мощь и ясность, невероятное богатство интонации – фантастично, что все это можно держать на кончике дирижерской палочки. Кажется, перед нами раскрывается совершенно иной мир, когда маэстро и оркестр с великолепной легкостью и свободной, без напряжения открывают такие глубины в сочинении, каких другие дирижеры не откроют или откроют по-другому. Само движение музыки неразрывно, неповторимо. Этот концерт невозможно забыть, как невозможно забыть дирижера, его контакт с оркестром, его отменный вкус и тонкое понимание музыки.

 -Я люблю этот оркестр, люблю людей, которые очень стараются, чтобы все получилось хорошо, - признался после концерта дирижер. - Есть желание, есть отдача. Поэтому для меня приезд в Ереван - большая радость.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ