Последние новости

АМИРАН БАДИШЯН: ПРЕОБРАЖЕНИЕ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА СВ.ЭЧМИАДЗИНА

Реставрация Кафедрального собора Св.Эчмиадзина подходит к последнему этапу. Уже завершены внешние работы по укреплению и реконструкции всего здания, идет реставрация орнаментов, покрывающих внутреннюю часть купола, и настенных фресок. Скоро мастера приступят к замене плиточного настила пола и остальным завершающим работам.

 АМИРАН БАДИШЯН: ПРЕОБРАЖЕНИЕ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА СВ.ЭЧМИАДЗИНА«РАБОТА ПО РЕСТАВРАЦИИ ЭЧМИАДЗИНСКОГО СОБОРА НАЧАЛАСЬ В 2012 ГОДУ. Ранее, в 2000 году, здесь были проведены частичные работы: отремонтирована значительная часть покрытий и укреплены фрагменты фресок. Однако уже тогда стало ясно, что здание нуждается в более серьезной реставрации, - рассказывает главный архитектор-реставратор проекта восстановления Кафедрального собора Св.Эчмиадзина Амиран Бадишян. – На начальном этапе мы намеревались удалить растительность на стенах собора и залить появившиеся со временем щели с целью его укрепления. Однако в ходе обследования выяснилось, что в здании имеются трещины, есть проблемы с отводом грунтовых вод, верхние и несущие конструкции в аварийном состоянии и т.д. Встала задача безотлагательной капитальной реставрации Кафедрального собора».

В процесс исследований было вовлечено три команды специалистов: архитектурная группа под руководством Амирана Бадишяна, конструкторский состав, возглавляемый ныне покойным Артаваздом Арзуманяном, и материаловедческая группа, которой руководит Асмик Геворкян. Все работы координировались строительной компанией «Горизонт-95» во главе с Гагиком Галстяном, имеющим опыт работ на объектах, особо охраняемых государством и входящих в список культурного наследия. Заказчиком реставрации Кафедрального собора выступил Первопрестольный Эчмиадзин. Предварительные исследования растянулись на 3-4 года: был создан эскизный проект предстоящего восстановления храмового сооружения с указанием обнаруженных проблем.

«Результаты проделанной работы были вынесены на обсуждение Духовного совета Первопрестольного Эчмиадзина, затем специальной комиссии при Министерстве культуры РА. Католикос обратился к тогдашнему президенту Армении Сержу Саргсяну, по указанию которого была создана государственная комиссия при Министерстве градостроения РА. К сожалению, участие этой комиссии в реставрации храма ограничилось парой встреч и похвалами в адрес эскизного проекта. Первопрестольный Эчмиадзин и вовлеченные в проект группы реставраторов не получили какой-либо поддержки от нынешних властей страны, - отметил Амиран Бадишян. - В ходе предварительных работ Католикос всех армян Гарегин II выпустил кондак, обратившись к армянам Спюрка с просьбой поддержать проект реставрации Кафедрального собора. Именно на пожертвования наших соотечественников и благотворителей Диаспоры и удалось дать старт, а затем продолжить капитальную реставрацию главной святыни Армении».

К работе была подключена целая армия специалистов – от камнетесов и художников-реставраторов до сейсмологов и конструкторов. Был пересмотрен предварительный проект, внесены коррективы и разработана окончательная программа по целостному восстановлению Кафедрального собора. К практической реализации реставрационных работ команда приступила в 2017 г.  В первый год Эчмиадзинский собор продолжал свою духовную деятельность, несмотря на начавшийся в здании фрагментарный ремонт, но уже с осени 2018 г. его двери закрылись, так как нахождение внутри собора стало небезопасным.

 АМИРАН БАДИШЯН: ПРЕОБРАЖЕНИЕ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА СВ.ЭЧМИАДЗИНАПо словам Амирана Бадишяна, планировалось завершить работы за несколько месяцев, но процесс реставрации непредсказуем: восстанавливая один участок, специалисты, как правило, обнаруживают новые проблемы, требующие новых решений и подходов. Так случилось и с главным храмом Армении. Известно, что первое здание Кафедрального собора было воздвигнуто в 303-м году, и на протяжении всей своей истории храм неоднократно реконструировался, появлялись новые архитектурные строения, основные из которых были добавлены в XVII в. и придали собору нынешний вид. В итоге сформировалась архитектурная многослойность, что потребовало от реставраторов многопрофильного подхода и к исследованиям, и к проведению восстановительных работ, а также длительного времени для реализации всего проекта. Если вначале была поставлена цель провести лишь внешнюю реставрацию – от основ здания собора до купола, но вскоре стало ясно, что без внутренних работ реставраторам не обойтись.

«Образно говоря, мы столкнулись с «пациентом», имеющим как внутренние, так и внешние проблемы, которые нам надо было «лечить» комплексно. Мы объединили все силы, и сегодня имеем преображенную святыню. Пару месяцев назад мы убрали строительную ограду, и я сразу ощутил огромные изменения. Кафедральный собор буквально светится, излучает радость...  Это преображение замечают все, кто приезжает в Эчмиадзин. И это стал возможным благодаря слаженной работе вовлеченных в проект специалистов», - считает главный архитектор-реставратор проекта.

Кстати, реставрационные работы проводят исключительно армянские специалисты, которые иногда пользуются итальянскими материалами как в строительных целях, так и при укреплении и реставрации фресок. Кроме традиционных материалов используются суперсовременные технологии. В их числе углеродно-волокнистые ленты для кольцеобразного укрепления архитектурных сооружений, которые не наносят вреда историко-культурным памятникам и потому широко используются при реставрации подобных сооружений, а также базальтопластиковые стержни, кстати, местного производства, обладающие повышенной чувствительностью к коррозии. Это помогло реставраторам добиться прекрасного результата.

Особо тщательная работа проводится по реставрации орнаментов и фресок, которые за долгие годы успели покрыться копотью и сажей от свечей, потеряв первоначально прекрасный вид. Собор был украшен росписью еще в начале XVIII в., когда талантливый художник Нагаш Овнатан покрыл разноцветными и золотистыми орнаментами купол, главную апсиду, своды и арки собора, а в конце того же века его внук Овнатан Овнатанян украсил интерьер изображениями на евангельские темы. В ходе нынешней реставрации была демонтирована роспись объемом в 500 кв.м., которая затем прошла специальную обработку в специальной лаборатории и теперь вновь возвращена на свое место для дальнейшего укрепления и цветовой коррекции.

По ходу проводимых в Кафедральном соборе Св.Эчмиадзина работ были сделаны интересные и важные историко-архитектурные открытия.

 АМИРАН БАДИШЯН: ПРЕОБРАЖЕНИЕ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА СВ.ЭЧМИАДЗИНА«ОДНО ИЗ НИХ КАСАЕТСЯ РАСХОЖЕЙ ВЕРСИИ О ТОМ, ЧТО ПЕРВОЕ ЗДАНИЕ СОБОРА – основанная Григором Лусаворичем церковь – было построено в виде прямоугольного здания по типу раннесредневековой базилики, а позже перестроено в центрально-купольное сооружение с добавлением апсид. Наши исследования и находки доказывают обратное: сооружение изначально было крестово-купольным по своей планировке, а значит, первая армянская христианская церковь уже была ярким образцом перехода от античной архитектуры к христианской. Нами сделаны и другие открытия, которые я планирую представить в дальнейшем в виде отдельной монографии», - говорит Амиран Бадишян. Он рассказывает, что сохранились целые объемы самых первых камней, заложенных в фундамент Эчмиадзинского собора, что натолкнуло его на идею составить проект приблизительной реорганизации начального вида главной святыни армян.

Отметим, что Кафедральный собор Св.Эчмиадзина еще не скоро распахнет свои двери перед прихожанами и туристами. Согласно решению Первопрестольного Эчмиадзина, в самом соборе впредь не будут зажигаться свечи, чтобы не вредить настенной росписи. Сегодня строится отдельное помещение, где можно будет зажечь свечу.

«Думаем, что освящение этого помещения состоится одновременно с церемонией открытия Кафедрального собора, причем не раньше, чем в начале будущего года», - сказал Амиран Бадишян.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОМИТАС И АЗНАВУР В ОДНОМ ПРОЕКТЕ
      2024-05-11 11:42

      В действующей при Государственной академии художеств Армении галерее "Альберт и Тове Бояджян" открылась выставка студенческих работ, посвященная двум великим армянам - Комитасу и Шарлю Азнавуру. Экспозиция названа "Дыхание гениев" и приурочена к их юбилеям - 155-летию великого Вардапета и 100-летию неповторимого шансонье.

    • "СВАДЕБНЫЙ ФИЛЬМ" АЙКА КБЕЯНА ВЫХОДИТ НА ЭКРАНЫ
      2024-05-08 11:49

      Совсем скоро режиссер Айк Кбеян выпустит на большой экран этно-комедию "7 дней, 7 ночей" в игровом жанре, которая станет своеобразной одой традициям армянской свадьбы, послужившей фоном для основной истории. Премьера долгожданного фильма армяно-российского производства состоится 16 мая в Ереване с одновременным его показом в ряде стран СНГ.

    • GAROON - ЭТО НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ СТАРЫХ БЛЮД
      2024-05-07 12:05

      Уже не первый год ценители изысканной кухни собираются за столом фуд-фестиваля GARoon, чтобы отведать самые необычные блюда из мяса ягненка. Рестораны - участники этого необычного гастро-события соревнуются не только в качестве приготовленных блюд, их дизайне и форме подачи, но и в сохранении национальной традиции.

    • АРЦАХСКИЙ ДИАЛЕКТ - ЭТО ДОРОГА ДОМОЙ
      2024-05-04 13:08

      Оазис арцахской культуры и языка - так можно по праву назвать кафе "Туманян’с Арт" (Tumanyan’s Art), еще до сентября 2023 г. действующее в Степанакерте, а сегодня возобновившее работу в Ереване. Здесь постоянно происходят арт-события, нацеленные на сохранение арцахской культуры, литературы, языка и призванные сохранить огромный пласт материального и нематериального наследия Арцаха.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ