Последние новости

БИЗНЕСУ НУЖНЫ ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ И ЧЕТКИЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Виноделы уверены: от пересмотра ставки акциза будет больше вреда, чем пользы

Изменения в Налоговом кодексе Армении, определяющие повышение ставки акцизного налога по ряду подакцизных товаров, создают, по мнению экспертов, крайне неблагоприятные условия для предпринимателей, занятых в сферах переработки сельхозпродукции, производства и экспорта алкогольных напитков, табачной продукции и смежных отраслях. Особенно сильно это может коснуться винодельческой отрасли, создав серьезные проблемы для производителей, о чем рассказал председатель Национального центра вина, член совета Союза промышленников и предпринимателей Армении (СППА) Аваг АРУТЮНЯН.  

- Г-н Арутюнян, на протяжении последних лет виноделие являлось той отраслью нашей экономики, которая из года в год демонстрировала стабильное развитие и довольно высокие показатели роста. Каковы, на ваш взгляд, факторы, которые способствовали столь впечатляющей динамике? 

- После обретения Арменией независимости развитие отечественного виноделия можно разделить на два этапа. Первый включает период до реального формирования рынка, который фактически растянулся до 2008-2009 гг., когда весь мир столкнулся с международным финансово-экономическим кризисом. Правда, до этого, еще в 1998-1999 гг. мы уже столкнулись с кризисной ситуацией, связанной с резким обесценением российского рубля. Ну а второй этап начался уже с 2009 года и длится до сих пор.  

Так вот, на первом этапе участниками рынка были те компании или индивидуальные предприниматели, которые после приватизации начала 90-х годов овладели производственными мощностями, значительным имущественным и техническим наследием. По сути, действующие в то время предприятия «родились» не из сферы бизнеса, имеющееся в них оборудование было технологически устаревшим, а поставки производимой продукции в основном осуществлялись в Россию. В результате во всей сфере насчитывалось всего двадцать производителей, совокупный объем производства вина которых был в три раза меньше, чем сейчас. Но, как показал мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., нам нужно было диверсифицировать экономику и внедрять рыночные механизмы в унаследованную с советских лет отрасль.

Прочная основа для этого была, если учесть, что виноделие в нашей стране насчитывает историю около 6000 лет. Именно этот огромный потенциал давал нам возможность выйти из кризиса. На рынок вошли игроки, которые по факту не имели никакого отношения к сформировавшейся здесь постсоветской системе ценностей. Часть из них, у которой были армянские корни и определенная база в Армении, пожелали осуществить прямые инвестиции, благодаря чему в сфере были внедрены современные технологии, появились новые подходы и новая культура. Такой расклад заставил остальных участников трансформироваться, переосмыслить свой бизнес и инвестиционную политику. 

- Насколько политика государства, проводимая сейчас в сфере виноделия, способствует ее развитию?

- Определенные шаги для этого, конечно же, предпринимались. Особенно это было ощутимо в 2019-2021 гг., когда государство в корне пересмотрело политику лизинга и субсидирования кредитов. Это привело к формированию стимулирующих механизмов в плане получения хозсубъектами льготных кредитов на покупку винограда, создания новых садов, приобретения оборудования, техники в лизинг и пр. К слову, для достижения всего этого огромную роль сыграла активная деятельность СППА и Союза виноделов, которые приложили огромные усилия для формирования более эффективной и благоприятной бизнес и налоговой среды в сфере.

После долгой и упорной борьбы мы достигли того, что три года назад ставка акциза на вино снизилась с 10% от цены продажи и стала постоянной величиной - на уровне 150 драмов за один литр. Результаты нововведений не заставили себя долго ждать.

В течение последних двух лет объем производства вина в Армении демонстрировал рост как минимум на 10% в год. При этом наиболее впечатляющая картина сложилась непосредственно у производителей вина. Если в начале 2000-х годов, как было сказано выше, их количество едва достигало 20, то в 2020 году в сфере насчитывалось уже 67 производителей, в 2021 году – 111 хозсубъектов, а в 2022 году - 161. Причем, большинство новых участников рынка были представителями малого бизнеса. 

Так, количество компаний, производящих в год 500 тыс. бутылок вина и больше, осталось неизменным в течение последних пяти лет. Примерно на 10 выросло число хозсубъектов с объемом ежегодного производства в 5-50 тыс. бутылок и 50-200 тыс. бутылок вина. А наибольший рост наблюдался в сегменте с годовым объемом производства до 5 тыс. бутылок. В сравнении с 2020 годом, когда была изменена ставка акцизного налога, количество малых производителей утроилось.

По сути, все эти факторы привели к диверсификации внутреннего рынка и развитию малых и средних предприятий, чему особенно способствовало установление конкретных размеров суммы за выдачу лицензий и акцизного налога.

Акцизная маркировка устарела

- Однако сейчас многие виноделы выражают обеспокоенность по поводу изменений в Налоговом кодексе, указывая на то, что нововведения приведут к созданию неблагоприятных условий в сфере. Чем обусловлена такая оценка законодательных изменений?  

- Вопрос гораздо глубже, чем просто повышении налоговых ставок. На самом деле, для предпринимателей важнее всего наличие четких правил игры и предсказуемость. Потому что винодельческая отрасль имеет долгосрочный инвестиционный цикл, в разрезе не менее 20-25 лет, и инвестор должен быть уверен, что государство не будет проводить частые и весьма резкие изменения.

Что касается последних изменений в Налоговом кодексе, то предполагается в числе прочих подакцизных товаров повысить также ставку акцизного налога на алкогольную продукцию на 8% ежегодно. Это в первую очередь ударит именно по малым и средним предприятиям, охватив порядка 95% производителей, которые осуществляют свою производственную деятельность в основном в сельских общинах, способствуя тем самым развитию инфраструктур в регионах страны, пропорциональному развитию территорий, созданию рабочих мест в областях, возделыванию неиспользуемых мелких земельных участков, плюс активизации туризма.

Очевидно, что от такого пересмотра ставки акциза будет больше вреда, чем пользы. Из произведенных в Армении за прошлый год 12,6 млн литров виноградного вина на долю экспорта пришлось порядка 4,6 млн литров, то есть 62% продукции было потреблено внутри страны, сформировав акцизный налог. Последние изменения ставки акциза приведут к дополнительным поступлениям в бюджет всего лишь на 100 млн драмов. Но взамен получим темпы снижения производства, потери от которых превысят ожидаемый рост налоговых поступлений и сведут на нет цепную реакцию, которую оказывает виноделие на смежные сферы. Не говоря уже о том, что будет создана благодатная почва для роста теневой экономики. Кстати, вышеуказанная сумма в размере 100 млн драмов очень легко может быть аккумулирована, если государство всего на 1% увеличит налог на импортируемую из РФ в Армению водку.   

Судите сами: Армения - страна с винодельческими традициями, сегодня объем потребления на душу населения здесь составляет около 3,5 литров в год, в то время как в Европе в среднем этот показатель достигает 40-50 литров в год, в России, Польше – 10-15 литров. Зато мы входим в пятерку стран в мире по объему ежегодного потребления водки на душу населения. Это свидетельствует о том, что мы должны поощрять употребление вина вместо водки, а не наоборот.

Примечательно, что в соседней Грузии соответствующая ставка акциза в 10 раз ниже и является фиксированной. Гораздо меньше она и в России. В этих странах запрещен ввоз, вывоз и продажа вина литрами. И благодаря такой целенаправленной государственной политике оба этих государства стали сегодня глобальными игроками в международной сфере виноделия.

- Помимо новых ставок акцизного налога, законодательные изменения предусматривают также новый порядок акцизной маркировки. Ранее вы неоднократно указывали, что в случае его применения налоговая нагрузка на производителей фактически увеличится. Что конкретно изменится, и насколько это отразится на сфере?

- Совершенно верно: с введением нового порядка выплачиваемый со стороны производителей налог увеличится. И все это вновь обрушится на головы малых производителей. Ведь согласно этому порядку, акцизную марку нужно напечатать самостоятельно, то есть купить оборудование, бумагу, краску, средства защиты, другие необходимые материалы и прикрепить ее к продаваемым бутылкам с помощью довольно сложной системы. Другим вариантом предлагается самим организовать печать марок в типографии. Причем, последняя не принимает заказы тиражом менее 2000-3000 экземпляров.

Подобный расклад попросту ставит в безвыходное положение мелких и средних производителей, реализация продукции которых зачастую может достигать лишь нескольких бутылок в день. Да, крупные компании могут себе позволить приобрести необходимое оборудование, тем более, что объемы их сбыта в тысячу раз больше. Кстати, введение нового порядка связано с регулированиями в ЕАЭС. Было решено начать с Армении.  И это в том случае, когда в сфере алкогольных напитков Россия фактически объявила себя вне ЕАЭС.

Есть много стран, которые ввели акцизный налог, но акцизную марку не предусмотрели. Среди них такая крупная винодельческая страна, как Франция. В конце концов, маркировка актуальна, когда есть высокий уровень теневой экономики. Но на сегодня администрирование и технологии настолько продвинулись вперед, что за минуту можно узнать, сколько у кого продукции, или какой объем продаж у того или иного хозсубъекта. Поэтому акцизная маркировка в некотором смысле уже устарела.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАК ПОТЕРЯЛИ ГРУЗИНСКИЙ ЭНЕРГОРЫНОК, ТАК СКОРО ПОТЕРЯЕМ И ИРАНСКИЙ
      2024-04-20 11:37

      Правительство Армении, судя по всему, решило полностью свести на нет все проекты в сфере энергетики, реализуемые совместно с иранской стороной. Ровно месяц назад стало известно о том, что в очередной раз сорвался конкурс на строительство высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП) Армения-Грузия. На заседании комиссии Национального Собрания РА по региональной и евразийской интеграции, состоявшемся 11 марта 2024 года, заместитель министра территориального управления и инфраструктур Акоп Варданян заявил, что конкурс на строительство ЛЭП Армения-Грузия не состоялся по причине отсутствия заявок на строительство электрической подстанции возле населенного пункта Ддмашен. 

    • ИЛЛЮЗИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
      2024-04-13 09:54

      Если взглянуть на цифры, то обрабатывающая промышленность Армении растет. И растет довольно-таки хорошо и уверенно. Армянский центр социально-экономических исследований ACSES на основе свежих статпоказателей подсчитал, что в январе-феврале 2024 года объем производства обрабатывающей промышленности вырос на 47% в сравнении с тем же показателем 2023 года. Проблема в том, что это всего лишь иллюзия роста, а не реальные достижения.  

    • ХОТЬ ОНЛАЙН, ХОТЬ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ: АРМЯНСКИЕ НОРМЫ ГОРАЗДО ЖЕСТЧЕ
      2024-04-09 09:32

      Сразу после того, как было объявлено об изменении порога беспошлинного ввоза товаров в Армению путем онлайн торговли, который с 1-го апреля 2024 года снизился до 200 евро с ранее действующих 200 тыс. драмов, Комитет по госдоходам (КГД) выступил с новой инициативой. А именно - ужесточении нормы беспошлинного ввоза в страну товаров для личного пользования, но уже в пешем порядке.

    • УПЛАТА НАЛОГОВ, РЕКОРДНЫЕ ОБЪЕМЫ ЭКСПОРТА И ВЫКУП ДОЛГОВ АРЦАХА ИЛИ…
      2024-03-30 11:10

      Что стоит за колебаниями курса доллара? Снижение курса доллара, наблюдаемое в последние дни на валютном рынке Армении, не столь существенное для того, чтобы в ситуацию вмешался финансовый регулятор, считает исполнительный директор инвестиционной компании Apricot Capital Вачик ГЕВОРГЯН. В беседе с нами он пояснил, что, если с конца прошлого года курс доллара стабилизировался в диапазоне 400-405 драмов, то с начала марта этого года он начал постепенно падать, а за последние дни темпы снижения ускорились, достигнув отметки в 392-393 драмов за один доллар.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ