Последние новости

НАЗВАНИЕ ВЫСТАВКИ - "ЗДРАВСТВУЙТЕ"

Ара ГЮЛЕР: фотография притягательна, если в ней есть душа, добро и любовь

18 августа бесподобному мастеру фотографии Ара Гюлеру исполнится 85 лет. В связи с предстоящим юбилеем в Национальной галерее Армении открылась выставка его всемирно известных работ, которая продлится три месяца и впервые даст уникальную возможность ереванцам и гостям столицы соприкоснуться с его многоликим творчеством.

НА ИСТОРИЧЕСКУЮ РОДИНУ ТУРЕЦКИЙ ФОТОГРАФ АРМЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРИВЕЗ 130 РАБОТ, однако два зала с трудом смогли вместить лишь около 100 из них. Экспозиция поделена на три части – непревзойденные черно-белые зарисовки Стамбула, принесшие Гюлеру славу в начале творческой деятельности, не менее известные "селебрити" - портреты мировых знаменитостей, и цветные "армянские эскизы", сделанные во время приезда в советскую Армению. Выставку обогатили работы из потрясающей коллекции автора "Мир", приоткрывшие для нас завесу над таинствами Египта, Тибета, Филиппин, Бирмы, Бангладеш и других уголков земного шара.

"Здравствуйте" - так озаглавлена выставка Ара Гюлера, которую можно назвать сенсационной: пообщаться с Мастером пришли не только его ереванские коллеги и журналисты, но и художники, музыканты, актеры, историки, филологи, буквально оккупировавшие фойе 9-го этажа Национальной картинной галереи. Сам Гюлер, выйдя из лифта, бросил на многолюдную толпу один-единственный взгляд, но этого было достаточно: ему - чтобы насквозь прочувствовать обстановку, окружившим фотографам - чтобы запечатлеть сдержанное удивление Мастера. Ту самую сдержанность, в которую, словно в скромную рамку, Ара Гюлер помещает на протяжении десятилетий непревзойденные страницы летописи Стамбула и мировой истории и которую буквально разрывают чувства главного героя всего его творчества – человека.

"Хороший фотожурналист (а именно журналистом, а не художником позиционирует себя сам Гюлер) всегда должен быть готов к любому повороту событий, должен быть начеку и уметь ориентироваться за секунды", - сказал спустя несколько минут Мастер. Пожалуй, эта способность и помогла ему много лет назад отказаться от мысли сделать карьеру в кино и выбрать свой путь в жизни, о котором могут мечтать миллионы людей.

Ара Гюлер родился в Стамбуле, в семье аптекаря-армянина, который дружил с местными людьми искусства. Мальчик с детства был в центре творческих событий и разговоров и решил стать кинорежиссером или сценаристом. По окончании гимназии он начал подрабатывать на киностудии и посещать театральный кружок основателя современного турецкого театра Мухсина Эртугрула, одновременно поступив в Стамбульский университет на факультет экономики.

"ИСКУССТВО НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ЖИЗНЬЮ, оно, будь то кино или театр, выдумано. Эту выдуманность я знаю не понаслышке: я видел постановки по ту сторону съемочной площадки и сцены. А вот фотография – насквозь правдива и реальна, если ты относишься к ней как журналист и стремишься поймать момент, событие, и в их центре - человека, - говорит Гюлер. - Правда, вначале я не помышлял о том, что стану фотографом, тем более фотожурналистом, и всегда просто баловался фотоаппаратом. А потом мне дали почитать одну газету. Вскоре я там уже работал". Это была ежедневная газета "Новый Стамбул" (Yeni Istanbul), шел 1950 год. "Око Стамбула", как именуют сегодня Гюлера, помнит одну из своих первых работ, сделанную еще в 1948г.: это была фотография разрушенного памятника Ататюрку, правдивая и историческая, побудившая тогда еще фотографа-любителя Гюлера задуматься о выборе настоящей профессии. За 8 лет работы фотокорреспондентом Ара Гюлер набрался опыта и выработал свой подход к фотографии.

В 1958г. американский издательский дом Time-life основал в Турции свой филиал, первым корреспондентом которого на Ближнем Востоке и стал Ара Гюлер. Вскоре он начал обеспечивать уникальными снимками такие престижные издания, как London Sunday Times, Paris Match, Stern. Особый творческий взлет произошел в жизни Гюлера в 1960 г., когда, вернувшись из армии, он возглавил фотоотдел в стамбульском журнале "Жизнь". В этот же период судьба свела его с такими мастерами мировой фотографии, как Анри Картье-Брессон и Марк Рибу, предложившими ему вступить в авторитетное агентство "Магнум". Через год фотографии Гюлера публикуются в британском фотоежегоднике, а спустя еще год он удостаивается высокой награды "Мастер "Лейки". Имя фотожурналиста Ара Гюлера становится известным в широких кругах, а его документальные черно-белые фотографии, часть которых является истинной летописью жизни Стамбула и его жителей, вошли в историю мировой фотографии наряду с цветными фотозарисовками, сделанными в разных уголках земного шара, и портретами таких знаменитостей, как Бертран Рассел, Уинстон Черчилль, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Сергей Параджанов, Арнольд Тойнби, Мэрилин Монро, Индира Ганди и другие.

"Мир вертится вокруг меня. И когда в нем что-то происходит, что меня сильно трогает, я нажимаю на кнопку затвора, чтобы запечатлеть мгновение, эмоции, переживание и поведение людей, их отношение к жизни и друг к другу, - не раз повторял Мастер. – Ведь человеческие истории – вечны, и фотография – лучший способ сохранить эти истории в их эмоциональной полноте и ситуативной неповторимости. И такая фотография может волновать столетиями". По мнению Гюлера, фотограф должен быть неслышным свидетелем и оставаться незамеченным везде. В противном случае естественная ситуация превращается в искусственный маскарад, и кадр теряет душу. И еще обладать недюжинной смелостью – той, с какой Гюлер дважды поднимался на гору Арарат и с какой входил в многочисленные национальные общины в разных уголках мира, пытаясь запечатлеть самобытность каждого народа и подарить человечеству мир в мозаичной пестроте национальных культур.

ЯРЫЙ ПРОТИВНИК СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОТОГРАФИИ, он уверен, что лучший кадр - тот, на котором изображена реальность, какая она есть. Современные фотографы, используя искусственные эффекты или свет, которого нет в природе, обманывают зрителя, уверен Мастер. "Фотография получает притягательную силу, если в ней есть душа и доброе начало. И любовь к человечеству, от которой зависит все, - уверен Гюлер. – И чем больше эта любовь, тем удачнее фотография".

Ара Гюлер продумывал каждый шаг, чтобы получить необходимый ему кадр, но при этом всегда оставался в рамках деликатности и такта. Однажды он намеревался заснять Арама Хачатуряна. Прибыв в московскую квартиру композитора, Гюлер обнаружил перед собой человека, который напрягся при виде камеры. Напряжение усилилось вдвойне, когда оба этнических армянина осознали, что не находят общего языка: Гюлер говорил на западно-армянском, Арам Ильич – на русском. Чтобы разрядить ситуацию, фотограф решил сделать паузу и передвинуть освещение. Провода в квартире не выдержали сильного напряжения, свет погас во всем здании. "Но этот продлившийся мрак был ничем по сравнению с мраком языковым", - говорит сегодня Ара Гюлер.

Гюлер не раз встречался и с Сергеем Параджановым, который использовал фотографии Мастера для своих коллажей. Сейчас, чтобы найти одну фотографию Гюлера, надо порыться в десятках параджановских творений. Он с детства дружил и с маэстро Ованесом Чекиджяном, который не упустил случая лично поздравить любимого Ара с открытием ереванской выставки. С предстоящим юбилеем поздравили Мастера и ереванские коллеги: глава Национальной ассоциации армянских фотографов Сергей Акопян вручил Ара Гюлеру сертификат с присуждением звания "Почетный член ассоциации".

"Я ВСЕГДА БЕГАЛ ЗА СЧАСТЬЕМ, НО НИКОГДА НЕ МОГ ЕГО ПОЙМАТЬ, - задумчиво проронил Гюлер. – Сейчас я понимаю, что счастье для меня – видеть мир через объектив. И еще возможность оставить после себя хотя бы сто фотографий". На самом деле в послужном списке "визуального историка" Ара Гюлера – больше 800 тысяч уникальных фотографий, которые хранятся в крупнейших музеях фотографии разных стран, в том числе и в Национальной библиотеке Франции, Музее Джорджа Истмена и коллекции Шелдон США, Воображаемом музее фотографии, являющемся частью Музея Людвига в Кёльне и многих других. Часть богатейшего наследия Мастера совсем скоро станет и нашей гордостью: по окончании выставки Ара Гюлер намерен преподнести в дар Республике Армения экспонаты нынешней выставки. Чтобы всяк входящий в выставочный зал всегда слышал его тихое "Здравствуйте!".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРЦАХСКИЙ ДИАЛЕКТ - ЭТО ДОРОГА ДОМОЙ
      2024-05-04 13:08

      Оазис арцахской культуры и языка - так можно по праву назвать кафе "Туманян’с Арт" (Tumanyan’s Art), еще до сентября 2023 г. действующее в Степанакерте, а сегодня возобновившее работу в Ереване. Здесь постоянно происходят арт-события, нацеленные на сохранение арцахской культуры, литературы, языка и призванные сохранить огромный пласт материального и нематериального наследия Арцаха.

    • СПАСЕННОЕ ИСКУССТВО АРКАДИЯ МКРТЧЯНА
      2024-05-01 11:48

      Известный арцахский художник и скульптор Аркадий Мкртчян постоянно откладывал организацию персональной выставки своих работ, занимавших практически все пространство его мастерской в Степанакерте. Предложения представить свое творчество публике он получал многократно, причем как в Арцахе, так и в других странах, но каждый раз думал, что пока не готов к этому ответственному событию, так как может нарисовать и изваять больше хороших картин и скульптур.

    • ФОНД ВИВА – ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
      2024-04-29 12:17

      С раннего утра в зеленой зоне ереванского арт-центра Common Ground Bools & Spirits царил ажиотаж. Сюда стекались люди разных национальностей, чтобы сдать кровь, которая пополнит Банк крови Армении. С этой акцией, проведенной в рамках проекта "Осознанное донорство", началось празднование 8-летия благотворительного фонда ВИВА (Врачи И Волонтеры - Армении), который даже в этот знаменательный день не остался в стороне от людских проблем и забот.

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ЖИВУ ИДЕЕЙ СДЕЛАТЬ НАШ МУЗЕЙ ЛУЧШИМ В МИРЕ"
      2023-06-23 10:09

      Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.

    • Зограб РКОЯН: «БЕЗ АРЦАХА НЕ БУДЕТ АРМЕНИИ»
      2023-04-28 10:46

      Каждая встреча с фотожурналистом Зограбом Ркояном – это невероятное путешествие по Арцаху с богатством и многообразием памятников культуры и архитектуры этого древнего армянского края. Показывая тот или иной снимок, сделанный в Кашатаге, Шуши, Карвачаре, Гадруте и других районах Арцаха, Зограб сразу погружается в историю и с увлечением рассказывает о храме, монастыре, хачкаре, старинном мосте и других образцах культурного наследия, которые он снял за годы жизни в Бердзоре.

    • ВЫСТАВКА "АРМЯНСКИЙ КАШАТАГ" ПРИГЛАШАЕТ ВСЕХ
      2022-06-23 09:22

      В Культурном центре "Текеян" проходит выставка работ фотожурналиста, редактора газеты "Меран", участника первой Карабахской войны 1992-94 гг. Зограба Ркояна. Выставка названа "Армянский Кашатаг" и представляет богатейшее историко-культурное, архитектурное, археологическое и природное наследие Кашатагского района Республики Арцах, большая часть которого ныне оккупирована Азербайджаном.

    • "1080 ЧАСОВ": В ДНИ ВОЙНЫ ЕСТЬ МИНУТЫ ТИШИНЫ
      2021-10-08 09:55

      "Так бывает - в дни войны есть минуты тишины, когда бой умолкает усталый и разрывы почти не слышны...". В такие короткие минуты отпускает чудовищное напряжение и, кажется, что все здесь и все живы... Полевое братство становится полевым бытом - словно нет войны, словно все обыденно, обычно, нормально и штатно. Из этой нештатной обыденности рождается факт искусства.