Последние новости

ФОТОГРАФ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ И ХУДОЖНИК ВААН КОЧАР

Известный фотограф и историк фотоискусства Ваан Кочар в последние годы жизни часто уезжал в Ошакан, в свой собственный дом, где, как признавался сам, скрывался от ереванской суеты и городских проблем. Здесь, в сельской обстановке, он на время закрывался от мира, чтобы размышлять над задачами, которые сам же ставил перед собой, и найти способы претворения в жизнь своих мечтаний - о создании энциклопедии истории армянской фотографии, об основании музея отечественного фотоискусства и о многом другом.

В ПРОМЕЖУТКАХ ВААН КОЧАР АБСТРАГИРОВАЛСЯ ОТ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРЕДАВАЛСЯ ЖИВОПИСИ. Ведь именно живопись была его первой и основной профессией, полученной на факультете культуры Ереванского педагогического института. В Ошакане он, казалось, вел затворническую жизнь, полностью уходя в создание картин разных жанров, а после вновь возвращался к своему другому призванию – фотографии. Но картины, живопись оставались для многих неизвестной страницей его жизни.

На днях живописное наследие Ваана Кочара стало достоянием широкой общественности. 25 января в Союзе художников Армении открылась выставка его картин, приуроченная к 75-летию со дня его рождения. Это первое публичное обращение к творчеству Кочара стало возможным благодаря его семье после его ухода из жизни. Как отметил сын художника, Андраник Кочарян, живописное наследие отца сегодня хранится в их ереванском доме. В экспозицию СХ включены около 150 картин разных жанров, еще столько же ждут своего часа.

«Ваан Кочар был известен всем как фотограф и человек, занимавшийся  историей армянского фотоискусства, выискивающий по всему миру талантливых фотографов-армян прошлой эпохи и современности и идущий вслед за своим отцом, также именитым фотографом Андраником Кочаром. Мы же решили наконец раскрыть другую сторону его таланта, показать широкому кругу людей его живописное искусство», - отметил Андраник Кочарян.

Живопись Ваана Кочара – это размышления обо всем на фоне чарующей природы Ошакана и его древней истории, это обращение к прошлому, его осознание в настоящем и преобразование для будущего. С этим принципом жил и творил Ваан Кочар, в этом духе он рисовал и строил историю армянского фотоискусства. Картины Ваан рисовал всю жизнь, но лишь изредка показывал кому-нибудь. Среди «счастливчиков» - тех, кому довелось соприкоснуться с его живописью, были члены семьи, самые близкие друзья, а иногда и просто люди, с которыми он встречался в жизни.

Как-то раз в число последних Ваан Кочар решил вовлечь и меня. Было это   лет десять назад, когда мы несколько раз встречались с ним для интервью на тему фотографии и его энциклопедии, и очень подружились. После каждой деловой встречи Ваан пропадал надолго, а потом вдруг раздавался звонок, и на другом конце провода слышался его голос: «Я снова уехал в Ошакан – устал от города и его вечных передряг. Хочется отдохнуть от всего и всех. Кстати, я тут рисую... Как, я не говорил, что я художник по профессии? Ну вот, собирайтесь, приезжайте, покажу свою живопись, заодно и поболтаем...» 

И ОДНАЖДЫ Я СОБРАЛАСЬ. В ОШАКАНСКОЙ ОБИТЕЛИ КОЧАРА я пробыла всего пару часов, но уже тогда это показалось вечностью: Ваан умудрялся наполнить короткое время максимумом общения – сгущенного рассказами, фактами, событиями, но чаще его философскими размышлениями о жизни, истории, искусстве, людях. Он мог начать с одной темы и перекинуться на другую, захватить по пути третью и вновь вернуться  к первой. В итоге за пару часов ты узнавал обо всем, чем живет этот человек и что считает особенно важным. За этот же короткий промежуток времени он показывал свои картины, рассказывал о том, что и почему его вдохновило на ту или иную тему, говорил о важности живописи в его жизни как отдушине и возможности отключиться от мира, уйти в себя и вернуться с очередным новым достижением на полотне.

Ваан рисовал разное – натюрморты, портреты, пейзажи, композиционные рисунки, христианских святых и даже фрагменты фресок, которые считал особенным жанром живописи. Как художник он подмечал многое то, что ускользало от внимания других, и старался сделать это многое темой своих полотен. Иногда он рисовал в академическом стиле, порой пробовал подражать фигуративистам, а случалось, хотел уподобиться абстракционистам. Ведь жизнь, как он любил повторять, это вечный поиск, венцом которого является то главное, что человек находит для себя и дарит другим.

Интересно, что в отличие от многих Ваан Кочар не был сторонником использования в живописи конкретного набора красок. Его картины пестрят целостной палитрой цветов и их оттенков, которые он использовал порой в соответствии с увиденными вокруг красками, а порой придавал объектам новый колористический вид, который всплывал в его воображении. Некоторые из своих работ он считал удавшимися, а какие-то не очень, но, как правило, он не выбрасывал последние, а откладывал в сторону как часть опыта, необходимого для прорыва вперед.

ВААН КОЧАР, ХОТЯ И БЫЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ХУДОЖНИКОМ, но в большей степени рисовал для себя, не пытаясь сделать карьеру в изобразительном искусстве. Зато он активно вовлекался в разные проекты в качестве книжного дизайнера, часто работал с Генрихом Игитяном и оформил множество альбомов для Музея современного искусства, в которые наравне с Генрихом Суреновичем вкладывал свою душу. Точно так же впоследствии он подошел и к созданию своих авторских книг и альбомов, в частности, к энциклопедическому масштабному труду «Армянские фотографы». И если многим прежде не было известно о живописи Ваана Кочара, то об этом его проекте знали все, ведь для него это была не просто книга, а продолжение дела его отца – репатрианта из Египта и одного из знаковых фотографов середины ХХ века Андраника Кочара.

После выхода в свет этот уникальный труд вызвал большой резонанс не только в среде фотографов, но и художников, культурологов, историков, арменоведов и т.д. Как пишет в предисловии к книге-альбому «Ваан Кочар. Живописные картины» искусствовед Мартин Микаелян, многие искусствоведы и художники говорили: «Если бы в свое время я занялся фотографией, сейчас бы мог попасть в великолепный альбом Ваана». Кстати, книга-альбом вышла в свет к 75-летнему юбилею Ваана Кочара и была презентована на открытии выставки в СХ.

«Ваана нет с нами, но здесь сегодня присутствует часть его наследия и его широкой души, - отметил на открытии выставки заслуженный деятель искусств Армении, режиссер Арам Сукиасян. – Многим из нас довелось общаться с этим прекрасным человеком, преданным своему городу ереванцем, человеком с огромной гражданской ответственностью, чьи переживания и чувства сохранились как в его фотографиях, так и картинах – зеркале его души. Здесь слились воедино его духовность и абстрактное видение, приземленность жизни и характерные портреты. Ваан был мечтателем и неуклонно шел к осуществлению своих задумок. Он издал эксклюзивные книги, хотел основать в Ереване музей фотографии, даже открыл его в первом этаже своего дома. И несмотря на то, что музей просуществовал недолго, этот проект Ваана Кочара стал знаковым для будущих поколений, которым предстоит продолжить указанный им путь».

Галерея (11 фото)

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ