Последние новости

НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА

В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

- Г-н Мелконян, как вы восприняли идею создания академгородка за пределами Еревана и перевода туда всех академических институтов и вузов?

- Если отойти от реальности, то саму идею можно оценить положительно. Конечно же, это прекрасно, если для академических институтов и вузов будут созданы современные комфортные условия, способствующие активной исследовательской и образовательной деятельности. Но в сложившихся условиях это совершенно нереально, хотя бы потому, что потребует непосильных для Армении финансовых вложений. Да и саму идею создания такого академгородка с учетом всех прочих условий трудно назвать актуальной. Пусть не в самых благоприятных условиях, но исследовательские институты и вузы работают и свои функции выполняют. Не знаю, на какие средства рассчитывает правительство, берясь за реализацию этой идеи, но, если осуществить эти планы удастся и академгородок будет построен, научное сообщество, безусловно, согласится продолжить работу в более благоприятных условиях.

- А как вы относитесь к идее вхождения академических институтов в состав вузов?

- Скажу откровенно и однозначно, на мой взгляд, это приведет к уничтожению научного потенциала Армении.  Если исследовательские институты переведут в состав вузов, то ученые автоматически окажутся на вторых ролях, никто не будет создавать им благоприятных условий для исследовательской деятельности, начнутся конфликты. Нормального процесса интеграции не получится. Этой цели удастся достигнуть, только внеся очень существенные изменения в организацию системы образования и создав преподавателям вузов совершенно другие условия. Механическое слияние академических институтов и вузов уровня исследований и образования не повысит и  ни к чему хорошему не приведет.

- Многие сотрудники Академии обеспокоены тем, что в результате аттестации, которую предполагается провести в 2026 году, они просто лишатся работы. Что вы думаете по этому поводу? 

- В декабре прошлого года был принят новый закон, в соответствии с которым научные сотрудники Национальной академии всех уровней должны пройти аттестацию, причем важнейшим критерием будет число публикаций в рейтинговых журналах. Однако проблема в том, что таких журналов в сфере арменоведения нет. Некоторые результаты проводимых нами исследований мы публиковали в российских изданиях, однако, очень возможно, что в изменившихся геополитических условиях публикации в этих журналах учитываться не будут. Что же делать нашим гуманитариям, ученым, работающим в сфере арменоведения? Им действительно негде публиковать свои результаты, но согласно принятому закону, те, кто не будет иметь публикаций в рейтинговых журналах, лишатся права работать в Академии. Пока публикации в российских журналах еще принимаются, но что будет, если условия завтра изменятся? До конца апреля этот вопрос должен решиться, но как будут дальше развиваться события, если российские публикации не будут учитываться? Мы ведь автоматически потеряем целые направления!

Но даже если публикации в российских журналах будут приниматься, проблемы все равно остаются.  Например, в нашем институте есть отдел Геноцида, отдел армянской диаспоры, в Институте языка занимаются исследованиями армянских диалектов. Какое российское или зарубежное издание будет публиковать эти исследования, кому, кроме нас, они интересны?  Что будет с нашими учеными, с научными направлениями, по которым эти люди работают? Неужели никто не думает о последствиях?! У тех, кто работает в сфере естественных наук, возможностей публикаций значительно больше, а гуманитарии, в первую очередь те, кто занимаюеся арменоведческими исследованиями, оказались в практически безвыходной ситуации, и это никого не беспокоит.

- Давайте вернемся к вопросу академгородка. В соответствии с заявлениями официальных лиц, научные учреждения, которые откажутся войти в состав академгородка, с 2027 года будут лишены финансирования.  Но неужели кто-то рассчитывает на то, что к этому времени строительство академгородка будет завершено?

- В своем выступлении на общем собрании Академии я говорил об этой проблеме. Академические институты фактически выгоняют на улицу. На высоком уровне говорится о том, что здания академических институтов предполагается передать какой-то зарубежной компании, которая будет их эксплуатировать, а средства, полученные от их коммерческого использования, планируется направить на создание академического городка. Но, насколько я знаю, немецкий архитектор, который является автором этого проекта, сказал, что на это строительство уйдет 15-20 лет. Где будут работать наши сотрудники? Что будет с академическими лабораториями, библиотеками, оборудованием?  Где будут учиться студенты? А если научные исследования и обучение в вузах прервать на 15-20 лет, восстановить их будет уже невозможно! Но крайне мало вероятно, что при нынешней экономической ситуации реализовать этот проект даже в те сроки, о которых говорил его автор, удастся. То есть мы идем на то, чтобы покончить с наукой и образованием навсегда?!

Ради чего все это делается? Каковы истинные цели проекта? Академия наук Армении создавалась в 1943 году, в то время наша общая страна находилась в состоянии тяжелейшей войны, до победы было еще далеко, но роль науки, ее необходимость для развития всех сфер профессиональной деятельности нашей республики, полностью осознавались. За более чем 80 лет существования в Армении Академии наши ученые внесли серьезный вклад в развитие советской науки, подготовили несколько поколений специалистов, работавших в самых разных областях экономики, профессиональной деятельности, и наша республика успешно развивалась.  Реализация этого проекта, по крайней мере в том виде, в котором нам это представляют сегодня, чревата катастрофическими последствиями для нашей страны.  И еще один, на мой взгляд важный момент - в городе, где живут и работают ученые, где действуют вузы и много студентов, создается определенная атмосфера, которая отсутствует в городах, где всего этого нет.

- Удивительно, что все это не понимается теми людьми, которые стремятся любой ценой реализовать этот проект! Почему никто не учитывает позицию и аргументы научного сообщества?

- И Национальная Академия наук, и вузы представили свое видение этих вопросов и последствия реализации проекта в нынешних условиях, но, к сожалению, наши предложения и возражения не были учтены. Думаю, что это какой-то западный проект, который наше руководство восприняло как полезный для нашей науки и системы образования, поэтому стремится его реализовать. Но, к сожалению, благие намерения нередко оборачиваются крайне негативным и неожиданным результатом. Нельзя рисковать тем немногим, что нам удалось сохранить. Наука - эта та область, в которой сосредоточен основной интеллектуальный потенциал, и к мнению ученых стоит прислушаться, пока ошибка не стала непоправимой.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ