Последние новости

ВЫСОКАЯ НОТА "ВОЗРОЖДЕНИЯ"

Ереванская музыкальная осень для всех меломанов событие особенное, неповторимое. Это зеркало современного исполнительского искусства, панорама всего живого в нем. И потому кроме обычного удовольствия от знакомства с хорошей музыкой и замечательными исполнителями здесь получаешь еще и общее представление о том, чем дышит музыкальный мир сегодня, что в нем нарождается, меняется.

На прошлой неделе завершился VII международный фестиваль "Возрождение", который стал уже традиционным. Он проводится по инициативе энтузиастов Мариам Шагинян и Гарика Назаряна, которые в течение нескольких месяцев ценой огромных усилий и бессонных ночей приближали этот праздник музыки. Он прошел под высоким патронатом первой леди г-жи Риты Саргсян. Главный спонсор - Viva Cell-MTS.

КАК И ВСЯКАЯ ПАНОРАМА, ЭТОТ ФЕСТИВАЛЬ БЫЛ ПЕСТР, РАЗНОСТИЛЕН И РАЗНОКАЛИБЕРЕН. Итак, шесть фестивальных дней, во время которых свое искусство продемонстрировали восемь солистов из разных стран мира - Франции, Германии, Швейцарии, Японии, Израиля, Америки. Это наши бывшие соотечественники, лауреаты международных конкурсов, которые сейчас живут и работают за рубежом, - виолончелист Микаел Ахназарян, давно получивший широкое признание за пределами Армении, известные скрипачи Давид Арутюнян и Тигран Матевосян, сопрано Мери Мовсисян, пианистка Софья Меликян, сестры - певицы Армине и Карине Мкртчян, всемирно известный пианист Ваагн Папян. В этом фестивале принимали участие Ереванский государственный камерный оркестр под управлением Ваана Мартиросяна и впервые Филармонический оркестр Армении под управлением Эд.Топчяна. Два концерта прошли в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна, один - в Абовяне, остальные - в ереванском Доме камерной музыки.

Конечно, этот фестиваль никогда не ограничивается именами наших соотечественников, какими бы значительными они ни были. Нынешний фестиваль ценен тем, что включил в свою орбиту и зарубежную исполнительницу - Томоко Акасака (альт) из Японии, ставшую подлинным открытием "Возрождения".

Фестиваль открылся концертом в Большом зале филармонии: он был посвящен Заре Саакянцу. На следующий день праздничные мероприятия в честь незабываемого музыканта, основателя Ереванского государственного камерного ансамбля были перенесены в Абовян, где в музыкальной школе, носящей его имя, состоялся большой концерт, в котором приняли участие Армянский государственный камерный оркестр под управлением Ваана Мартиросяна, солисты Давид Арутюнян (скрипка), Томоко Акасата (альт), сопрано Мери Мовсисян. По отзывам тех, кто присутствовал на концерте, и вдовы Зарэ Саакянца - госпожи Аиды, он прошел с огромным успехом и останется надолго в памяти учащихся школы и присутствовавших в зале жителей города.

В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ СОСТОЯЛИСЬ СОЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ ПИАНИСТКИ Софьи Меликян и сестер (сопрано) Карине и Армине Мкртчян. Кульминацией фестиваля явился заключительный концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна, в котором в качестве солиста с Филармоническим оркестром под управлением Эдуарда Топчяна выступил блестящий пианист Ваагн Папян, вызвав повышенный интерес публики, заполнившей зал до предела, - а это, как известно, способны сделать лишь немногие солисты.

Этому концерту предшествовал замечательный сюрприз: на сцену поднялся Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Армении Бруно Скапини и объявил, что художественный руководитель и главный дирижер Филармонического оркестра Эдуард Топчян удостоен ордена Италии согласно рекомендации правительства страны и президента Джорджио Наполитано. Как отметил господин Бруно Скапини, это очень почетная награда, "которая является оценкой глубокого интереса, любви и преданности армянского дирижера к итальянской музыке, в частности оперному искусству, а также работы маэстро по изучению, исполнению и пропаганде этой музыки".

Затем итальянский посол подчеркнул, что в течение всего своего срока работы в Армении по мере возможности он посещал концерты, узнал дирижера Топчяна, темпераментного и аналитически строгого, способного на открытое, непосредственное чувство. Армянские, итальянские, немецкие и русские композиторы находили в его лице серьезного интерпретатора, не увлекающегося внешними эффектами, но ищущего в особенностях стиля глубинный смысл духовных процессов. Зал бурными аплодисментами проводил со сцены итальянского посла, выразив тем самым свою благодарность за столь приятное сообщение.

Затем начался концерт, где в первом отделении прозвучал Третий фортепианный концерт С.Рахманинова. Концерт был сыгран на высочайшем уровне, оркестр и солист Ваагн Папян полностью обрели взаимодействие. В музыке Рахманинова среди прочих есть одна особенность: каждый раз ее слышишь по-новому. Виртуозные возможности Папяна, его масштабные устремления в концертном репертуаре хорошо известны. Чудесна в своем разнообразии звуковая палитра пианиста, особенно в сфере piano - здесь множество оттенков: от щемящей грусти до озорства. Папян выстраивает произведение с удивительной достоверностью. Лирические излияния приводят к драматическим столкновениям, а им на смену вновь приходят мир и покой. Игра пианиста рождает массу ассоциаций и, будучи психологически достоверной, одновременно уносит в сферы, очень далекие от обыденности. Ни одна деталь партитуры не ускользает от внимания пианиста. Нюансы в сфере тихого звучания у пианиста столь разнообразны и богаты, что он может выстраивать масштабные кульминации, не насилуя фортепианные звучности.

Пианист Ваагн Папян.САМОБЫТНОСТЬ ИСКУССТВА ПАПЯНА - В УДИВИТЕЛЬНОЙ ГАРМОНИЧНОСТИ и совершенной адекватности трактовок сущности исполняемой музыки. И если, уходя с концерта, вы помимо целостного впечатления продолжаете ощущать, слышать отдельные фразы, взмывающие, словно птицы, - это значит, что искусство этого пианиста не есть нечто сиюминутное. Нет, это одухотворенная материя, неиссякаемая энергия, которая живет, развивается по своим законам и самым неожиданным образом дает импульсы для развития тех, кто, по счастью, попадает в его магнитное поле. Помнится Первый концерт Бетховена в интерпретации Папяна. В этом же зале в 2009 году он выступал в рамках "Возрождения" с Молодежным государственным оркестром под управлением С.Смбатяна. Папян покорил не только пианизмом, но и подлинной мощью, элегантностью и глубиной философского осмысления музыки, стройностью исполнительской концепции и тонкостью ее воплощения.

Что же касается дирижера Топчяна, он подошел к исполнению рахманиновского концерта традиционно - в смысле крепости построения конструкции, ясности тематического развития, сопоставления контрастных образов. На одном дыхании прозвучала и Четвертая симфония Чайковского. Звучание филармонического оркестра отличала та мера сыгранности, устойчивости, за которой стоят вдохновение и любовь к великому автору, тщательная работа и опыт. Другая важнейшая особенность интерпретации Топчяна - то единение с музыкой, которое заставляет слушателей воспринимать концерт как событие, как акт подлинного духовного испытания.

В общем, международный фестиваль "Возрождение" дал не только новую информацию, но и пищу для размышлений. Название этого музыкального форума символично. Ясно, что он не может вернуть уехавших наших музыкантов в свои пенаты. Это можно сделать только на государственном уровне. В последние годы наши концертные залы лишились многих достойных артистов, пробивших окно в Европу. Но, похоже, это мало кого волнует. И, хорошо зная это, молодые певцы, инструменталисты, дирижеры, пианисты, уже познавшие вкус работы на Западе, начинают платить своей сцене на родине ответным равнодушием. Мы хорошо научены ниспровергать - разрушать народные святыни, развенчивать кумиров, не обращать внимания на талантливых артистов. Но придет время собирать камни - оно не за горами.

...И все же грех сказать, что ничего не изменилось. На сценах благодаря фестивалю "Возрождение" - наши соотечественники, любимые артисты. Их судьбы складываются по-разному, и скоро они вновь уедут. Но сегодня их объединила сцена родной страны, и нам показалось, что они рады тому, что играют и поют на ней.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПРОГРАММЕ - ШОСТАКОВИЧ
      2024-05-10 10:35

      Из последних концертов Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна вечер 5 мая, безусловно, самый особенный. Несмотря на исполнение не самой популярной программы - Скрипичный концерт N1 ля-минор и Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко, Большой концертный зал им. А. Хачатуряна был переполнен. Солировал в концерте выдающийся скрипач Сергей Хачатрян, выступления которого всегда сопровождаются повышенным градусом напряжения.

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!

    • SUMMEET - "ФЕСТИВАЛЬ ЕСТЬ ГЛАВНЫЙ ДРАЙВЕР ПРОДВИЖЕНИЯ"
      2023-08-29 11:06

      В рамках третьего Международного летнего фестиваля современного танца SUMMEET в Ереван и Гюмри уже показались дансантные компании из России, Армении, США, Франции.... Контемпрори, классический модерн, хип-хоп...

    • Сергей КОСЕМЯН: Я НИКОГДА НЕ ТЕРЯЛ СВЯЗИ С АРМЕНИЕЙ
      2023-04-20 10:01

      Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.

    • «АРТ СЕТ» - МАЯК КУЛЬТУРЫ В МАРЗАХ
      2023-04-08 11:28

      На днях третий межмарзовый конкурс-фестиваль искусств «Арт Сет»  подвел итоги. На гала-концерте, устроенном в Доме культуры г.Веди Араратского марза Армении были объявлены победители и состоялась торжественная церемония вручения призов и дипломов.