Последние новости

Степан АНДРАНИКЯН: ПОРТРЕТ КАК КУЛЬТУРНАЯ РЕТРОСПЕКЦИЯ

Степан Андраникян - творец, единый во многих лицах. Степан Андраникян - живописец, график, художник кино, аниматор, режиссер, сценарист. Степан Андраникян - человек, над которым не властно время, представитель эпохи, когда большими были не только деревья, но и искусство, культура. Степан Андраникян - человек, который построил дом, посадил не дерево, а цветущий сад, вырастил и воспитал троих детей, каждый из которых по-своему продолжил его дело. В Доме художника уже в седьмой раз открылась персональная выставка заслуженного художника РА Степана АНДРАНИКЯНА.

"НЕРЕДКО СЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ мне приходится говорить очень долго - других желающих не находится. На сей раз все по-другому, поскольку речь идет о Степане Андраникяне. Сейчас весь кинотеатр "Москва" увешан афишами международного кинофестиваля "Золотой абрикос", и думается, что совершенно не случайно именно в эти дни открывается эта выставка, ибо трудно переоценить вклад нашего дорогого Степана в отечественный кинематограф. Не просто ответить на вопрос, что превалирует в его творчестве - живопись или работа в кино. Но для нас, конечно, он прежде всего не художник кино, а просто художник. Степан Андраникян внес в большой вклад в становление и развитие Союза художников Армении, но сегодня речь и не об этом, а об его живописи, которую, где бы вы не увидели, можно сразу сказать - это работа Степана, самобытная, выразительная, глубокая", - говорил на вернисаже председатель СХ Карен Агамян.

"Дорогой Степа! Спасибо за твой вклад в фильм. Спасибо за твое чудесное мастерство. С благодарностью, твой Сергей", - написал ему после завершения работы над культовым "Цветом граната" Сергей Параджанов, друг юности, товарищ по времени ученичества во ВГИКе. С такой аттестацией можно было многие-многие годы пить этот гранатовый сок, собирать урожай лавров, упиваясь сознанием, что путевку в историю не только армянского, но мирового кинематографа ты заслужил раз и навсегда.

Степан Андраникян всю жизнь работал с воодушевлением, присущим тому, кто ищет и открывает новые пути и с неутомимым терпением средневекового цехового мастера жил интенсивно, а потому его кисть и сегодня не знает увядания. "Быть настойчивым и терпеливым. И еще обладать огромной трудоспособностью. Рисовать каждый день, пробовать, ошибаться, искать свой стиль, свое видение, манеру. В основе живописи лежит труд. Каким бы талантом ты не обладал, без ежедневного труда ничего не получится", - так сформировал он свое творческое кредо.

ПОЧТИ ТРИДЦАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ, СРЕДИ КОТОРЫХ "ЦВЕТ ГРАНАТА", "Мы и наши горы" и многие другие уже ставшие классикой отечественного кинематографа, ленты, в которых мэтр выступал в качестве режиссера, а местами и сценариста - "Невеста солнца", "Пингвин Вин", "Жил-был ежик", "Непокорный". Андраникяну довелось стоять у истоков становления армянской мультипликации. 12 лет он руководил группой аниматоров на "Арменфильме", создал школу, выпускники которой создали мультфильмы, слава которых вышла за пределы страны. Он работал над фильмами, ставил руку умеющим принять наследство и рисовал, рисовал, рисовал…

"На персональную выставку Степана Андраникяна всегда идешь с радостью, с ожиданием. И каждый раз, на каждом вернисаже он в очередной раз удивляет нас, потому что каждый раз - это новые работы, новый ракурс, новые краски. Степа - человек, над которым время не властно, он всегда полон энергии, воодушевления и новых идей. Мои коллеги не дадут мне соврать: где и с кем бы он ни работал (над художественным или телефильмом, над каким-то большим массовым мероприятием), он всегда фонтанировал идеями, заражал ими, всегда становился соратником, единомышленником, соавтором. Режиссерам, которым довелось работать с ним, просто улыбнулась судьба. Дорогой Степа, я желаю тебе еще долго сохранять свою творческую энергию и горение, я желаю себе еще много раз прийти на твои выставки и иметь возможность поздравить тебя",- говорил перед открытием очередной персональной выставки режиссер Геворг Ашугян. Его поздравляли Тигран Мансурян, Альберт Севада и десятки друзей, коллег, которые пускай не брали в руки микрофон, но смотрели внимательно, обсуждали работы с восхищением, от души и поздравляли от чистого сердца. Так тоже бывает в арт-кругах, когда речь идет о настоящем художнике и настоящем человеке.

Прошлая персональная выставка Степана Андраникяна состоялась здесь же, в Доме художника, несколько лет назад. Она была посвящена 80-летнему юбилею мастера. Тогда на суд зрителей Андраникян вынес порядка 170 работ в самых разных жанрах. Запомнились пейзажи Армении, России, Италии, Голландии, Румынии, которые он писал, находясь в съемочных экспедициях. Нынешняя выставка не столь широкомасштабна. Тематически она разделена на две половины, согласно развеске в зале Союза художников. На смену пейзажам земным в творчестве Андраникяна пришли пейзажи космические. Здесь кисть Андраникяна лишена обмолвок, как рисунок лишних штрихов, а его декоративная композиция - лишних оттенков. Черная галактика взрывается звездами, болидами, вспарывается неведомыми планетами. Но кисть Андраникяна не положила ни одного мрачного мазка. Даже черный цвет у него сияет, соперничая с красным, союзничая с голубым, освещаясь желтым. В поисках гармонии, которой художник посвятил жизнь, он победил законы земного притяжения, мысленно ворвавшись в иную реальность, которую сделал зримой не только для себя.

И ВСЕ-ТАКИ ГЛАВНОЙ ФИШКОЙ ВЫСТАВКИ СТАЛИ ПОРТРЕТЫ, НАПИСАННЫЕ Степаном Андраникяном. Уильям Сароян, Аветик Исаакян, Грант Матевосян, Тигран Мансурян, Андрей Тарковский, Леонид Енгибаров, Рубен Геворкянц и Давид Мурадян - совсем недавно написанные. Режиссеры, артисты, художники, музыканты, ученые, которые создали целую эпоху в истории отечественной культуры, с которыми Андраникян жил и работал бок о бок. Конечно Параджанов, первый портрет которого художник создал в 1968 году, а последний - "Параджанов со своими музами" (2002 г.). Эти портреты, такие знакомые лица таят в себе некоторую жанровую загадку, не сразу постигаемую пластическую остроту. Лицо скульптурно, а взгляд совершенно живой, живописный. И от чувства "как здорово, что все вы здесь сегодня собрались" реалистический пессимизм уходит, уступая место золотому мареву надежды.

Почему-то думается, что пожелание Геворга Ашугяна исполнится в недалеком будущем. Через год с небольшим Степан Андраникян будет отмечать свое 90-летие. Можно не сомневаться, что юбилейная выставка будет не просто демонстрацией этапов большого пути - новые работы, новый ракурс, новые краски. Ведь Степан Андраникян знает секрет, как победить время, а потому его кисть не знает увядания.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1295

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      805

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      914

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ТОЛЬКО ДИЛЕТАНТ НЕ УВАЖАЕТ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА"
      2018-10-31 15:31
      2730

      Просвещение культурой задвинулось в долгий ящик Октябрь уж наступил. Более того - он закончился. Системе школьного абонемента на посещение очагов культуры, разработанной совместными усилиями министерств культуры и образования и поданной под громкие фанфары, которую планировалось запустить с 1 октября, так и не дан старт. Вот и хорошо. Только зачем надо было "стулья ломать"?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР ВАГЕ ГАСПАРЯНА
      2018-11-14 16:12
      690

      В выставочном зала Академии художеств проходит первая персональная выставка художника Ваге ГАСПАРЯНА, ставшего в этом году руководителем кафедры рисунка и живописи факультета дизайна и прикладного искусства Академии художеств.

    • ОТ ЭПОХИ БРОНЗЫ ДО НАШИХ ДНЕЙ
      2018-10-31 15:34
      2430

      III-II тыс. до н. э. на Армянском нагорье - эпоха бронзы. В этот период производительные силы общества переживают огромный подъем. Возникает пахотное земледелие, применяются примитивные способы орошения земли и на этой основе развивается также садоводство. В число одомашненных животных включается лошадь.

    • ЭТО СТУЛ, ЕГО ТВОРЯТ
      2018-10-31 15:11
      1676

      В Российско-Армянском (Славянском) университете прошла выставка, одно лишь название которой - "Стулотворение" - уже привлекало внимание. В этом созидательном процессе с экстравагантным названием приняли участие два неординарных армянских мастера Ашот Багдасарян и Рубен Арутчьян.

    • КАРТИНЫ COLOFUL CABRIOLET В АРМЕНИИ
      2018-10-31 15:08
      1568

      В Национальной галерее Армении прошла выставка молодых грузинских художников. Организована она Посольством Грузии в рамках празднования 100-летия образования Первой Демократической Республики Грузии.