Последние новости

ПРОЕКТ "МИДИС"

Введение

Целью настоящего проекта является предельно краткое и ясное освещение того пути, который должно пройти как общество РА, так и армянство в целом, чтобы обеспечить свое достойное место в мозаике всего культурного человечества. Мы попытались показать проблемы общества РА в контексте этой цели, на достижение которой направлена материализация настоящего проекта.

ОСОЗНАВАЯ, ЧТО ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРА является неизбежным, мы свои рассуждения и подходы выстраивали с учетом этой реальности. Более того, мы глубоко убеждены, что этот процесс можно и нужно использовать на благо нации точно так же, как наши предки использовали процесс христианской глобализации для сохранения национальной идентичности.

В начале третьего тысячелетия сама история и судьба распорядились таким образом, что фундаментом существования армянского народа стали три столпа – Республика Армения, Республика Арцах и Диаспора, а это значит, что можно говорить о своеобразном существовании конфигурации нашей нации. Есть ли у нас стремление трансформировать эту конфигурацию в единый и деятельный организм? Ответ однозначен: безусловно! Ибо именно в этом случае реально появляются возможности решить все жизненно необходимые, стратегические, больные и трепетные проблемы, носителем которых является армянский народ в целом. И поэтому вопрос соборности нации превращается в архиважную задачу, которую необходимо решать безотлагательно. Говоря о соборности нации, мы имеем в виду не только ее духовно-культурную составляющую, но и такие векторы, как финансовый, экономический, военно-патриотический, социальный, технологический и так далее.

Сегодня уже совершенно очевидно, что глобальность мира является самой прагматичной формой развития человечества. Существующие межконтинентальные газопроводы, нефтепроводы, интернет, транснациональные компании, спутниковая связь, перемещение капитала, миграционные процессы и т.д. уже задействовали глобальность мира. Не исключается, что процесс глобализации может и замедляться, но вспять он уже никогда не пойдет. Будущее человечества – это глобальный мир. И поэтому очень важно осознать, что только соборность армянского народа в целом (в мире, который стремится к глобальности) может стать основой для формирования этически безупречной для внешнего мира и рациональной для нашей нации идеи. Говоря иными словами, только соборность нации позволит нам реализовать государственно-национальную идею, которая будет способствовать решению основных проблем, стоящих перед армянским народом в целом, и одновременно звучать в унисон логике глобального мира.

Мы, нынешние поколения армянства, должны осознать, что сегодня у нас есть возможность заложить основу превращения Республики Армения в колыбель любви, творчества и созидания для армян всего мира.

Проблемы общества

Если спросить обыкновенного гражданина РА об основных внутренних проблемах общества, то он, не задумываясь, ответит: коррупция, безработица, отток населения. Все эти проблемы в конечном счете балансируют в субъективно-объективных пределах, что в нашем случае по причине их уровня доказывает значительность их субъективности. Ибо не существует страны, где нет коррупции, нет безработицы, а население не участвует в миграционных процессах. На вопрос "кто виноват?" ответ того же гражданина будет однозначный: власть.

ПОЧЕМУ ОБЫКНОВЕННЫЙ ГРАЖДАНИН РА НЕ МОЖЕТ И НЕ ХОЧЕТ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за окружающую его действительность? Потому что Право и Закон как основа общежития людей в нашем национальном государственно-организованном обществе регламентируются политизированными усмотрениями, что и не позволяет им выпестовать категорию "справедливость" и превратить ее в нравственную норму жизни.

Очевидно, что категория "справедливость" как морально-этическая норма в таких государственно-общественных системах, как автократия, теократия, демократия, абсолютно несопоставима, ибо на нее оказывают огромное воздействие Право и Закон, действующие в этих системах. В нашем случае во всех основополагающих и официальных документах РА зафиксирован факт того, что государственная организованность нашего общества - носитель демократии. На самом деле в нашей действительности процветает жесткий структурный авторитаризм, для материализации которого используется весь возможный арсенал демократических принципов.

В обществе, где Право и Закон существуют как производные политической позиции, принадлежности, категория "справедливость" эфемерна, избирательна. Все это вкупе в итоге приводит к тому, что процесс принятия решений и качественная оценка этих принятых решений с аспекта обсуждений экономического, аналитического, геополитического характера переходит на уровень межпартийных и межличностных отношений. Подобная "культура" душит все рациональное и прагматичное, необходимое для развития общества. В этих условиях для обыкновенного гражданина важнейшей проблемой становится выживание в среде, где он не имеет возможности и даже боится опираться на собственные Право и Закон как на основу государственной организованности общества, в котором живет.

Фиксируя повальную безответственность и ложь на всех уровнях собственного общества, он сам превратился в носителя этой "культуры". Самое опасное и отвратительное то, что он начинает ненавидеть государственную организованность своего же национального общества. Поэтому естественно, что приоритетом для него на очередных выборах, да и вообще, становится меркантилизм в тех или иных проявлениях. Вопрос, как быть и с чего начинать, если большинство народа или во всяком случае его значительная часть перестала верить, что способна сформировать справедливое, т.е. культурное общество. Имеется в виду высказывание А. Швейцера: "Культура общества зависит не от количества созданных материальных ценностей, а от того, насколько эти материальные ценности служат совершенствованию индивида и общества в целом".

Решение проблем

"Вначале было Слово". С этого известного каждому христианину изречения и необходимо начинать действовать. Но это Слово должно быть правдой, а не кривдой. А правда заключается в том, что уровня и качества государства как формата существования общества, выбравшего путь демократического развития, мы достигнем лишь при условии безусловного, очевидного и действенного стремления выпестовать культуру верховенства Права и равенства всех и каждого перед Законом.

БЕЗ ЭТОГО ОБЩЕГО ЗНАМЕНАТЕЛЯ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ СВОЕЙ государственной организованности будет перманентно деградировать, несмотря ни на какие усилия власти обеспечить во всех сферах деятельности его устойчивое развитие. Более того, отсутствие общего знаменателя в РА является основным препятствием на пути к соборности нации, т.е. мешает формированию того архиважного контекста, который может привести нашу нацию к новому формату существования,– к глобальному армянскому национальному обществу в пределах конфигурации РА, Арцах, Диаспора. Говоря иначе, приведет к глобальному национальному сетевому обществу. Что же имеется в виду под словосочетанием "сетевое общество"?

В 52 странах мира живут наши соотечественники. Их количество во многих странах колеблется от десяти тысяч человек до почти двух миллионов. В подавляющем большинстве из них действуют армянские общины, что и формирует то, что мы называем Диаспорой. В советское время сеть Диаспоры с Арм. ССР служила коммуникацией для культурно–духовных связей в пределах содержания, в котором не было идеологического противостояния. Страны Советов уже нет, но сеть осталась, и ее содержательной сутью как первоочередной задачей должно стать формирование соборности нации.

Есть ли у нас основания для осуществления этого? Безусловно, есть! Огромное количество армян во всем мире желают и стремятся быть полезными своей исторической родине. Они, не будучи гражданами РА, прикладывают усилия с целью помочь своей исторической родине конкретными делами. Именно реализация этих конкретных шагов как производная дара от Бога - желания армян Диаспоры, представителей самых разных социальных слоев быть полезными своей исторической родине в самых различных сферах деятельности и есть не что иное, как первое и необходимое условие материализации сетевого общества.

Не фантазия, а логика и прагматичность указывают, что формирование глобального национального сетевого общества превратит капитал армян всего мира (в самом широком смысле слова "капитал") в армянский капитал – фактор, не учтенный нашими недоброжелателями. Но легко ли сделать эти конкретные шаги гражданину с армянскими корнями, допустим, из Бельгии или США, если в знаменателе государственной организованности общества РА Закон и Право существуют по принципу "политизированных усмотрений". Увы, невероятно трудно! И поэтому мы, общественность РА, обязаны исходя из наших интересов, из интересов нынешних и будущих поколений всего армянства сделать все, чтобы превратиться в общество, где Право и Закон будут безусловной доминантой общественного сознания.

Можно ли достичь подобного результата на нынешнем этапе развития нашего общества? Можно и необходимо (ответ на вопрос, как этого добиться, смотри в "Голосе Армении" от 16.10.2014 года. "С целью освободить систему госуправления").

В начале третьего тысячелетия сама история и судьба распорядились таким образом, что фундаментом существования армянского народа стали три столпа – Республика Армения, Республика Арцах и Диаспора

ПРЕДСТАВИМ СЕБЕ ЧИСТО ТЕОРЕТИЧЕСКИ, ЧТО ЗАВТРА БЮДЖЕТ РА увеличится в три, пять раз. Разве же Турция разблокирует нашу границу, признает Геноцид, а потомки племен черных и белых баранов прекратят свои поползновения на Арцах? Безусловно, нет! Только соборность нации как вековая мечта армян всего мира в виде такого креативного продукта, как сетевое общество, своим объемом и возможностями - политическими, экономическими, научными, технологическими и т.д. - на порядок увеличит нашу безопасность и поставит нас на рациональный путь решения всех проблем. Это и предопределит место РА в мировом сообществе стран и место всего армянства в мозаике народов культурного человечества. Будет ли иметь в этом случае, как сегодня, значение принадлежности РА к той или иной геополитической зоне? Нет! Если суметь реально материализовать глобальное армянское сетевое общество, превратив его в площадку для сотрудничества разных геополитических конфигураций. Ведь неоспорим факт военного сотрудничества РА – члена ОДКБ - с НАТО. Более того, РА, в скором будущем член Евразийского экономического союза, поддерживает дружественные и деловые отношения с Евросоюзом, абсолютно не исключая возможности стать площадкой, мостом для сотрудничества этих конфигураций. Своей открытостью той или иной геополитической конфигурации мы, вынужденные смягчать соприкосновение этих конфигураций, зачастую рискуя, в конечном итоге творим свою национальную часть культуры общежития человечества в глобальном мире. И как бы парадоксально это ни звучало, здесь нам помогает то, что мы - маленькая страна, имеющая внушительную и действенную Диаспору.

Но самое потрясающее - то, что история повторяется один в один: на заре lV века человечество стояло на пороге грядущих перемен в контексте распространения христианства на государственном уровне. Ибо общеизвестно, что в конце III века христианские общины существовали по всей территории Римской империи и сопредельных стран. Принимая христианство первыми на государственном уровне в 301 году, мы решали архиважную этнозащитную проблему, находясь между двумя огромными геополитическими конфигурациями. Христианство помогло нам сохранить национальную идентичность даже тогда, когда мы окончательно утеряли все классические признаки полноценной государственности.

Более того, первыми приняв христианство на государственном уровне, мы тем самым проложили за собой путь для значительной части человечества к духовному уровню, на котором культурная деятельность человека в формате государства во многом обуславливает современную цивилизацию. А ведь и сегодня, в начале III тысячелетия, мир стоит на пороге грядущих колоссальных изменений в контексте культуры содержательной сути общежития человечества в глобальной действительности, а мы, армяне, опять находясь между огромными геополитическими конфигурациями, фактически уже творим свою национальную часть этой будущей мировой культуры, и творим ее на государственном уровне.

ОТВЛЕЧЕМСЯ ОТ ОСНОВНОЙ ТЕМЫ И СОВЕРШИМ НЕБОЛЬШОЙ исторический экскурс, чтобы стало абсолютно ясно, что значит быть первым в том или ином глобальном процессе. Приняв первыми христианство на государственном уровне, мы превратились в народ-причину, субъект христианской глобализации не из-за того, что мы преподнесли миру христианское учение, а потому, что стали христианами путем внутринациональных, внутригосударственных пертурбаций, т.е. без диктата внешней воли или силы. Здесь очень важно осознать, что вектор внутригосударственной политики Древней Армении, совпав с вектором процесса христианской глобализации, сохранил нашу национальную идентичность, но теперь уже взращенную на христианских ценностях. Ведь именно в силу наложения этих векторов армянам удалось - теперь уже на христианской основе - за феноменально короткий срок создать национальную архитектуру, богословскую философию, духовное хоровое пение, национальный алфавит, т.е. все то, что, выпестовав христианское лицо армян, сохранило нашу национальную идентичность на тысячелетия.

Совпадает ли формирование общенационального глобального сетевого общества по своему вектору с нынешними неизбежными глобальными процессами? Безусловно, да! Получается, что формирование сетевого общества превращает армянский народ в субъект глобальных процессов, что дает возможность избежать участи, оставаться его объектом. Поэтому можно с достаточной уверенностью утверждать, что, сформировав глобальное национальное сетевое общество, мы тем самым запустим эффективный этнозащитный механизм, который приведет к минимизации эрозии национальной идентичности, которая, увы, неизбежна в процессе формирования глобального мира.

Сохранение национальной идентичности

Что в конечном итоге означает сохранить свою национальную идентичность? Вопрос, на который отсутствует безусловный ответ. И поэтому можно говорить о представлениях и подходах относительно решения этой проблемы. Чтобы рассуждения не воспринимались как "философские упражнения", будем опираться на зафиксированные историей факты, т.е. для выводов используем эмпирический подход, опираясь на факты из собственной истории.

ПЕРВЫМИ ПРИНЯВ ХРИСТИАНСТВО В 301 ГОДУ В КАЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ, мы фактически самым радикальным образом сломали миропостижение и мироотражение, царившие в нашем обществе, до этого исповедовавшем многобожие. Уйдя из многобожия в христианство, наши предки пересмотрели все то, что до этого считалось жизненным укладом. Отношение человека к Богу, к государству, отношения мужчина–женщина в семье были пересмотрены. Христианство принесло с собой новое осознание морали и нравственности, т.е. произошла колоссальная пертурбация культурно–духовных ценностей. Однако мы для мира как были армянами, так ими и остались по сей день.

Об этом говорится, ибо известно: были народы (ацтеки, майя и др.), которые в связи с принятием христианства были переименованы. А о таких народах, как мидяне, хетты, финикийцы и другие, вспоминает только история. Они что, испарились генетически? Конечно, нет. Они и сегодня живут рядом с нами. Просто мир их как таковых не узнает - одних называет мексиканцами, а других причисляет к иранцам, туркам, сирийцам и т.д. Следовательно, сохранение национальной идентичности в конечном итоге сводится к обеспечению узнаваемости народа на любом этапе и при любой форме его существования и развития.

С другой стороны, необходимо осознать и то, что культурно-духовные ценности народа не могут не изменяться в процессе его развития. Недопустимо сковывать развитие народа, общества традиционностью и обрядностью, превращая его быт в анахронизм. И поэтому только участие каждого поколения нации в мировых процессах путем привнесения в них творений национального интеллекта, трудолюбия, прагматичности, созидательности через свой язык и культурно–духовное своеобразие гарантирует ее узнаваемость. В этом случае каждое поколение нации, выковывая очередное звено для цепи культурно–духовного наследия, становится носителем, продолжателем, а значит, и хозяином этого формировавшегося тысячелетиями наследия.

Размышления и итоги

Каждый раз, листая историю армянского народа, замечаешь, что мы приходили к единению, соборности только в том случае, когда над нами нависала очень реальная и конкретная опасность. Мы превращались в единое целое не для достижения каких-то намеченных позитивных целей, а лишь когда опасность оказывалась на нашем пороге.

УВЫ, НО СИЕ ЕСТЬ САМОЕ ПОРОЧНОЕ В НАШЕЙ МЕНТАЛЬНОСТИ. Ведь и сегодня армянство фактически становится единым целым только на один день в году, 24 апреля, в День памяти жертв Геноцида. Да, единением 24 апреля мы преследуем позитивные цели, но в основе этого единения лежит негативное событие. Пора научиться приходить к единению на положительных эмоциях, созидательной, творческой идее, которая будет продвигать нацию к новым высотам своего существования.

Все изложенное выше самым очевидным образом показывает, что Право и Закон в РА необходимы всему армянству не как "фасадное украшение" для национального государства, а как безальтернативный образ жизни его общества. Ибо только этим путем можно прийти к позитивному единению нации, не имея в ее основе негатива. Мы – нынешние поколения – должны быть благодарны судьбе, что дожили до того времени, когда появилась возможность через соборность нации выйти на новый уровень существования национального общества абсолютно этичным образом по отношению к окружающему миру, но при этом преследуя прагматичные национальные цели. Говоря иначе, у нынешних поколений есть реальная возможность заложить основы для формирования глобального национального сетевого общества. Подведем итог всего вышесказанного.

а). Перед РА стоят проблемы, от решения которых зависит судьба не только нашего общества, но и всего армянства в целом. Как видно, все эти проблемы взаимосвязаны. Приведем их последовательно.1). Право и Закон, безусловно, должны стать каркасом фундамента государственной организованности общества РА. Ибо только в этом случае у нас появится реальная возможность 2) достичь соборности нации и, таким образом, 3) сформировать глобальное национальное сетевое общество как креативный и наиболее эффективный способ 4) формирования армянского капитала для 5) обеспечения безопасности, развития экономики и сохранения национальной идентичности в глобальном мире. Что обязательно 6) вернет в лоно нации те миллионы этнических армян, которые сегодня, к сожалению, забыли о своих корнях. И поэтому

б). Любая власть или оппозиция вне зависимости от того, какую политическую силу она представляет, в РА должна восприниматься предателем, если своей деятельностью препятствует превращению Права и Закона в норму жизни ее общества.

в). Только решив первоочередные проблемы, т.е. превратив Право и Закон в безусловную норму жизни общества РА, у нас появится шанс приступить к формированию сетевого общества через соборность нации и тем самым реализовать весь потенциал триединой – РА, Арцах, Диаспора - конфигурации нашей нации. В связи с чем предлагаю провозгласить формирование национального глобального сетевого общества ГОСУДАРСТВЕННО–НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ.

Послесловие

Формирование государственно–национальной идеи - ответственная и сложнейшая задача, ибо всегда существует опасность оказаться на ложном пути, который может подвести государство и народ к печальным результатам, а то и к трагическому исходу. Примеров в новейшей истории предостаточно: идея победы советского коммунизма во всем мире, нацизм как ультраидея расширения жизненного пространства для немцев, культурная революция в КНР и т.п.

В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ МОЖНО ОСОЗНАТЬ как исторический и ментальный опыт собственного народа в общемировом историческом процессе. В этом смысле история армянского народа уникальна, ибо она позволяет пройти путь этого осознания.

Историческая судьба нашего народа сложилась таким образом, что в нас живет выстраданная на национальном уровне мечта. Для ее выявления не требуется каких-либо специальных исследований и социологических опросов. На вопрос "в чем заключается эта мечта?" одинаково ответит любой армянин вне зависимости от пола, возраста, социального положения, уровня образованности, места проживания и т.д. Да, мы мечтаем вернуться на территории, где жили с доисторических времен. И эта мечта сидит в каждом из нас едва ли не на генетическом уровне. (Кстати, это и является причиной того, что очень многие ошибочно думают, что эту мечту можно преподнести как национальную идею.)

Мы глубоко убеждены, что если у народа есть сформированная на национальном уровне мечта, т.е. существующая на национальном уровне мотивация достижения определенной цели, то ее необходимо сохранять и лелеять. Ибо нетрудно догадаться, что это является эмоционально-культовым элементом этнозащитной системы в целом. Говоря другими словами, осуществление мечты нации – это цель, к которой мы стремимся, тогда как государственно-национальная идея должна стать "проводником", который проложит дорогу к осуществлению этой культовой мечты нации.

Многие в нашем обществе считают, что надежда жить, творить и созидать на той части исторической родины, которая сегодня находится в пределах Турции, – утопия чистой воды. Говоря иначе, они считают, что наша национальная мечта не может быть реализована в материальной действительности. Такой подход есть не что иное, как крайнее заблуждение! Другое дело, что необходимо приложить неимоверные усилия нескольких поколений, чтобы создать эффективно действующее национальное глобальное сетевое общество, которое на порядок и в разы увеличит удельный вес РА в мировом сообществе стран со всеми вытекающими отсюда перспективами, что даст нам реальную возможность при соответствующей геополитической ситуации осуществить мечту нации.

Мы, нынешние поколения армянства, должны осознать, что сегодня у нас есть возможность заложить основу превращения Республики Армения в колыбель любви, творчества и созидания для армян всего мира. В это необходимо верить, этим необходимо жить и каждый божий день работать в этом направлении. Мы глубоко убеждены, что проект "Мидис" реализует эту возможность.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЗАЧЕМ ПОДСТАВЛЯТЬ НАШУ РЕВОЛЮЦИЮ?
      2018-09-19 16:11

      Когда кандидат в мэры г. Еревана А. Марутян говорит, что против их команды нет игры и вдобавок к этому делит нас на белых и черных, то не знаешь - плакать или смеяться?.. Но когда человек с его профессиональной биографией и жизненным опытом хочет стать столичным мэром, то становится абсолютно ясно, что он просто не может реально оценить как всю сложность сложившейся политической конъюнктуры окружающей нас действительности, так и тяжесть груза личной ответственности перед жителями столицы.

    • НА ВСЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТ ОДИН
      2015-07-29 15:27

      События, связанные с повышением тарифов на электроэнергию, а также с деятельностью ЭСА в целом, и реакция общества на это вызывают ряд любопытных вопросов. Президент страны предложил провести не только аудит, но и более тщательную проверку деятельности ЭСА и, уже опираясь на выявленные факты, принимать решения. Казалось бы, очень разумный подход. Но сразу возникает вопрос: разве никто ранее не предлагал подобного? Ответ: еще до того, как эмоции выплеснулись на асфальт проспекта Баграмяна, Арцвик Минасян – депутат от АРДФ – предложил абсолютно то же самое. Но высокомерие и бравада политического большинства не позволили им правильно оценить процесс, зарождающийся в армянском обществе.

    • С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
      2015-07-06 15:06

      Итак, уже позади крайне эмоциональный период жизни нашего общества. Не успели полностью угаснуть волнения, вызванные "блеском и нищетой" отечественной "оппозиции", как на литургии в Ватикане на весь мир прозвучали слова Папы Римского о причислении Григора Нарекаци к когорте Учителей Католической Церкви. ААЦ причислила к лику святых всех жертв Геноцида. В Армении было отмечено столетие Геноцида при участии внушительного количества делегаций и представительств со всего мира. А если в этот ряд приписать посещение РА Ким Кардашян со своей звездной семьей, приезд Сержа Танкяна со своей всемирно известной рок-группой и весь объем информации в мировых СМИ про Армению и армянский народ, то очень остро начинаешь чувствовать, что являешься неотъемлемой частицей цивилизации и культурного человечества. Хочется с огромным удовлетворением отметить, что была проделана значительная работа. Огромное спасибо всем, кто вложил свою лепту в этот жизнеутверждающий и поэтому очень необходимый для нашего общества труд!

    • ТУФТА КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦИНИЗМ
      2015-06-01 12:38

      После того как в стане отечественной "оппозиции" наступила пора "звонко звенящей" тишины, в нашем обществе начал набирать обороты вопрос реформирования Конституции. Думаю, будет полезным пролонгировать цепочку особенностей, связанных с принятием Конституции РА в 1995 году, ее реформирования в 2005 году, понять какие-то закономерности, если таковые существуют и уже после этого выстраивать свое отношение к предлагаемому обществу очередному реформированию Конституции.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • О НАЦИОНАЛЬНОМ ОБЛИКЕ И НЕ ТОЛЬКО
      2020-06-24 13:42

      Все чаще ведутся разговоры о том, что нам, армянам, необходимо изменить свой поведенческий облик, за которым стоят тысячелетние традиции, образ мышления и история нашей нации. К отказу от этнических особенностей призывают ярые глашатаи формирования безликого глобалистского общества в лице международных структур и их пасынков в Армении. Вопрос смены армянского поведенческого облика был даже обсужден министром здравоохранения РА Арсеном Торосяном и представителями ВОЗ, что не входит и не должно входить в круг задач, обсуждаемых администраторами от здравоохранения. О том, что представляет собой армянский поведенческий облик и как уберечь его от вызовов современности, мы побеседовали с участником Арцахской войны, общественным деятелем, педагогом и специалистом в области армянских национальных танцев Гагиком ГИНОСЯНОМ.

    • НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
      2011-09-29 00:00

      Каждый, кто пытался осмыслить исторические пути и судьбы армянской литературы, охватить ее широким ретроспективным взглядом, определить ее своеобразие в контексте мировой, не мог не прийти к выводу, что основная особенность армянской литературы, предопределившая ее основное содержание, тематику и проблематику, своеобразие ее поэтики, жанровой и образной систем, - это лежащая в ее основе национальная идея.Если попытаться дать краткое, буквально в двух словах определение, девиз и кредо армянской литературы, да и всей армянской книжности от ее истоков до наших дней, то и здесь нам не пришлось бы искать что-то новое. Достаточно вспомнить лаконичную формулу, предложенную Хачатуром Абовяном полтора века назад для характеристики своей великой книги "Раны Армении", - "плач патриота".