Последние новости

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОТКРЫТИЕ ДЖОНА ХОДЯНА

Джон Ходян, чистокровный армянин, родившийся в США, профессиональный музыкант, начинавший с рок-музыки и джаза, постепенно отошел от этих жанров и всерьез занялся культурой древнейших народов – ассирийцев, евреев, персов, индийцев и, конечно, армян. Уже много лет он изучает их культурное наследие и через свои музыкальные произведения пытается вернуть к жизни музыку и поэзию давно минувших дней.

ИСТОРИЯ ЕГО СЕМЬИ ДОВОЛЬНО БАНАЛЬНА И СРОДНИ ТЫСЯЧАМ ДРУГИХ армянских семей. Дедушка и бабушка с оставшейся в живых родней, спасаясь от турецкого ятагана, попадают в Америку, встречаются и создают семью. В доме Ходянов говорили по-армянски, и, как рассказывал сам Джон, до 5-6 лет его отец говорил только на языке предков, а английский выучил гораздо позже, так как и в школу он ходил при Армянской церкви. Родители смогли стать на ноги, обзавестись своим маленьким бизнесом и, главное, дать сыну достойное образование. Потом родился Джон, с самого детства начавший проявлять интерес к музыке, и как результат, выбрал себе жизнь артиста. У отца была огромная коллекция пластинок с армянской музыкой, и это было практически первое серьезное знакомство с музыкой вообще. Музыкальное образование позволило ему войти в состав джазовой группы. В этих же кругах он встретил замечательную девушку Бэт Уильямс, которая тоже играла и пела. До сих пор они вместе. Казалось, все уже предрешено в их жизни, но со временем у Джона и Бэт появился новый интерес – культура древних народов и цивилизаций, и они всерьез увлеклись этим.

Джон много путешествует и, конечно, стал часто посещать Армению. В 2008 году, во время одного из таких визитов, у него и возникла идея записать наконец альбом с изучаемым им материалом. Так, при содействии Центра "Нарекаци" появился альбом Epiphany, в записи которого приняли участие как американские, так и армянские музыканты. На слова поэтов древности, а также и Егише Чаренца Джон написал прекрасную музыку, современные инструменты соседствуют с фольклорными, и над всем этим витает голос Бэт.

С тех пор Джон, Бэт и их сынишка Джон-III часто приезжают в Ереван, путешествуют по стране и собирают материл для своих дальнейших программ. В этот их приезд наша встреча произошла сначала в Музее Комитаса, где семья с интересом изучала экспонаты, слушала музыку великого композитора. Затем, через пару дней, в Центре креативных технологий ТУМО, и наконец, в начале мая - в Центре "Нарекаци" на концерте Джона с его ансамблем "Нагаш". Проект этот и соответствующий ансамбль были созданы, чтобы представить новую музыку Джона Ходяна, написанную на мистические тексты средневекового монаха и поэта Мкртыча Нагаша. Ансамбль состоит из пяти вокалисток и исполнителей на народных инструментах. Кроме них в проекте задействован также и струнный квартет, а также и сам Джон-пианист, что помогает создавать великолепную музыкальную картину, в которой соединяются фольклор, классика и современные принципы аранжировки. Эти композиции также были записаны при содействии Центра "Нарекаци" для красочно изданного в 2014 году альбома.

ИДЕЯ ЭТА ПРИШЛА К КОМПОЗИТОРУ И ПИАНИСТУ, КОГДА ОН ВПЕРВЫЕ услышал вокальный квинтет "Луйс" в Гегарде. Девушки там пели под сводами храма с великолепной акустикой, и это звучание надолго осталось в памяти Джона. Он решил обязательно как-то использовать этот звук в новом обрамлении. Прошло несколько лет, пока он нашел подходящий текст. Многие месяцы он провел в библиотеках Еревана, Нью-Йорка и Берлина, читая древние тексты, сборники поэзии, духовные тексты. И вот, когда он нашел маленький стих Мкртыча Нагаша, слова, как он выразился, "буквально выскочили из книги и крепко засели в душе, и я понял, что это мой текст!"

Поняв, что встретил нужного ему автора, он продолжил свой поиск уже целенаправленно и обнаружил еще 17 произведений Нагаша. Долго думал, какие из текстов ему выбрать, а потом понял, что не может расстаться ни с одним из них, и решил писать музыку на все 17. Не имея пока никаких ориентиров, как и какую музыку писать, какие инструменты использовать (кроме, естественно, женского вокала), он тем не менее практически вслепую приступил к работе. Инструменты следовали один за другим, музыка сама ложилась на тексты. В результате сложилась великолепная программа с замечательной музыкой и высокодуховными текстами. Слова поэта глубоки и просты одновременно, разговорны и поэтичны. Будучи армянином, родившимся в Америке и последние годы живущим в Германии, Джон глубоко проникся красивой и глубокой поэзией и постарался донести ее до множества людей во всем мире.

Сам автор затрудняется определить жанр созданной им музыки – фольклор или классика? Этническая или космополитичная? Древняя или современная? По мнению Джона, получилось то, что могло получиться у человека, который всегда слушал армянскую музыку в детстве, учился европейской классической музыке, рос джазовым импровизатором и, как любой современный человек, окружен поп- и рок музыкой.

В альбоме записана лишь первая часть этого масштабного произведения. Всего должно быть 3 лазерных альбома, которые и вместят в себя все 17 песнопений.

На концерте, состоявшемся в Центре "Нарекаци", Ходян показал лишь несколько отрывков из написанного, и этого было вполне достаточно, чтобы понять уровень, качество, да и атмосферу всего произведения. Ансамбль выступал в усеченном составе, тем не менее сумел продемонстрировать всю красоту задуманного и созданного. Вокалистки Асмик Багдасарян, Татевик Мовсесян, Арпине Тер-Петросян, аккомпанировавшие им три исполнителя на народных инструментах и сам Джон Ходян за фортепиано, звучали просто великолепно. Выступление являло собой пример некоего микса армянской духовной музыки и современной западной.

ДЕЛО В ТОМ, ЧТО В МУЗЫКЕ ХОДЯНА ЯВСТВЕННО ПРОСЛУШИВАЮТСЯ его более ранние музыкальные увлечения, которые не смогли уйти без следа из его творчества: джаз, рок, современная американская музыка. Было что-то и от минималистов Стива Райха и Филиппа Гласа. А еще чувствовалась приверженность автора к музыке в стиле нью-эйдж, свойственной рок-операм и мюзиклам. Несмотря на чистую армянскую кровь, большую память, заложенную в детстве, серьезную работу с армянской фольклорной и духовной музыкой, влияние американской и европейской культур все же оказалось сильнее. Это ни в коей мере не умаляет достоинств музыкального произведения. Просто в очередной раз констатирует факт: влияние окружения чаще всего перевешивает теоретическую базу.

Ансамбль "Нагаш" много гастролирует с Джоном Ходяном. Они уже выступали во Франкфурте, Берлине, Дрездене. Предстоят выступления в Лионе, Цюрихе, Констанце. Потом их ждет Лос-Анджелес. Дело в том, что Джон с семьей несколько лет назад перебрался в Берлин. Он говорит, что там творческая жизнь ярче и насыщеннее, европейцы больше американцев интересуются новой для них музыкой, да и жизнь в Европе больше подходит для творческого человека. А супруга Джона Бэт дает сольные концерты, на которых поет и американу, и кантри, а иногда даже классику, и есть у них, так сказать, семейная программа, которая так и называется - Family Circus, в которой принимает участие и их сын.

Удивительно милые и теплые люди Джон и Бэт с удовольствием идут каждый раз на контакт, абсолютно не испытывая и не демонстрируя каких-либо признаков звездной болезни. Им нравится бывать в Армении, и им здесь интересно – много чего можно увидеть, услышать, узнать и многому научиться. Они обязательно приедут еще в Армению, и уж наверняка не один раз.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "МАМА РАССКАЗАЛА МНЕ МНОГО ХОРОШЕГО ОБ АРМЕНИИ"
      2018-04-18 18:41
      848

      Раньше, в советские годы, были распространены так называемые трудовые династии. Это когда, скажем, на одном заводе трудился дед, потом приходил сюда же его сын, а за ними осваивал ту же профессию и внук.. И ничего плохого в этом, кстати, не было. Так до сих пор живут и работают, например, в Японии. Трудовые династии рождаются и в семьях представителей культуры.

    • МИСТИКА ПАРАДЖАНОВА В "ЛОФТЕ"
      2018-04-16 17:54
      896

      Многофункциональный центр саморазвития и развлечений "ЛОФТ" кроме предоставляемых ежедневно услуг часто предлагает и специальные мероприятия, посвященные тому или иному событию или личности. В настоящие события превращались празднования Международного дня чая, шоколада, концерты известных музыкантов и встречи с писателями, актерами. Сегодня речь о проведении Дня Параджанова. Крупная культурная акция была многослойной и многофункциональной, части которой в той или иной степени были навеяны работами, творчеством и образом самого Параджанова.

    • ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
      2018-04-13 16:01
      803

      Уроки Армена Уснунца К чему обычно сводятся все разговоры о пропаганде настоящего искусства? К популяризации этого искусства. Иначе конец известен - полное поглощение искусства суррогатом, дешевой поделкой, ресторанщиной, а в нашем случае еще и рабисом. Это все понимают и призывают принять меры. Прежде всего начать обучение основам искусства с детства и проводить музыкальные лекции, открытые уроки и тому подобное.

    • ЗНАКОМЬТЕСЬ, OPERA VIVA
      2018-04-11 15:10
      1044

      Праздничный день 8 марта выдался дождливым. Но к огромному удивлению, на ереванском Северном проспекте стояли толпы людей, звучали популярные классические арии, неаполитанские песни, хиты жанра кросс-овер. Удалось разглядеть певцов – смешанный вокальный квартет, держа в одной руке микрофоны, а в другой - зонтики, вживую пел хорошо знакомые произведения. Выяснилось, что это квартет Opera Viva.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЧТОБЫ ПОСЕЩЕНИЕ НАШЕГО ТЕАТРА ВНОВЬ СТАЛО СОБЫТИЕМ…
      2018-04-20 17:02
      125

      Всемирно известный постановщик Андрейс Жагарс ставит в Ереване оперу "Манон" …Все началось с того, что в декабре 2016 года Андрейс Жагарс, проработавший гендиректором Рижского оперного театра 17 лет и поставивший 13 спектаклей в 23 странах, поставил оперу Ж. Массне "Манон" в Москве, и постановка в 2017 году удостоилась премии "Золотая маска" в четырех номинациях: режиссура, спектакль, лучшая мужская роль – солист Национального академического театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова, заслуженный артист Республики Армения Липарит Аветисян (Де Грие) и лучшая женская роль – Евгения Афанасьева (Манон).

    • ПИШУ КОМЕДИЮ - ВЫХОДИТ ТРАГЕДИЯ,
      2018-04-20 16:52
      120

      говорил известный драматург Жирайр АНАНЯН, автор множества пьес, поставленных в различных театрах республики          Он успел побывать на премьере своей последней комедии "Хозяева нашего дома" в Ереванском театре музыкальной комедии им. Пароняна. Это была пятая пьеса Жирайра Ананяна на этой сцене. Он ушел из жизни более десяти лет назад.          Еще не так давно успешно шли его пьесы "Господь, не оставь нас...", "Хозяева нашего дома", "Это я, я пришел" и другие комедии драматурга. А со спектаклем по пьесе Ананяна "Такси, такси" пароняновцы дважды побывали в США. Его комедии многократно ставились в армянских театрах диаспоры - в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Иране, Сирии, Ливане. Пьесы Ж.Ананяна указаны в 6-м томе Всемирного справочника, издающегося в Нью-Йорке Советом национальных литератур и распространяющегося в 40 странах.

    • ДАЛЬШЕ - ЖИТЬ!
      2018-04-20 16:43
      100

      Наринэ Абгарян презентовала в Ереване свою новую книгу "Писать о войне - словно разрушать в себе надежду. Словно смотреть смерти в лицо, стараясь не отводить взгляда. Ведь если отведешь - предашь самое себя. Я старалась, как могла. Не уверена, что у меня получилось. Жизнь справедливее смерти, в том и кроется ее несокрушимая правда. В это нужно обязательно верить, чтобы дальше – жить"...

    • ЮБИЛЕЙ ЕРЕВАНА ПРОЙДЕТ С БОЛЬШИМ РАЗМАХОМ
      2018-04-20 16:20
      49

                День города в этом году будут праздновать два дня. Государственная комиссия разработала план мероприятий