Последние новости

КОМПОЗИЦИИ С БОЛЬШИМ АРМЯНСКИМ АКЦЕНТОМ

Гарик САРИБЕКЯН - не типичный джазмен. Он не остался в традиционном джазе, не пошел семимильными шагами в неизведанные дали экспериментального новаторского джаза и не застыл на месте, действуя по принципу "нас и здесь хорошо кормят". Мелкими, но очень уверенными шагами он идет вперед. Я слышал его на вручении наград VAN Music Award пару лет назад, потом в концерте московского проекта "Джаз-Паркинг", для которого он всего за несколько дней подготовил аккомпанемент довольно обширному репертуару заезжих российских певцов, и много раз в различных клубах Еревана. Ну а толчком к очередной личной встрече и беседе послужили три причины - написанная им великолепная песня в стиле этноджаза, творческая поездка в Катар и роскошное выступление в прямом радиоэфире в рамках празднования Месячника джаза. Эти темы мы и обсуждали с ним после его очередного выступления.

- Я понимаю, что ты устал после концерта, и не буду тебя долго задерживать...

- Ничего страшного. Выступление было не очень тяжелым, я имею в виду его длительность. В Катаре мы играли почти по 4 часа с очень короткими перерывами и почти каждый день. Так что пара часов на родной земле - не страшно.

- Расскажи, пожалуйста, о себе. Ведь ты на сегодняшний день один из самых востребованных наших музыкантов и, как ни странно, наименее известный за пределами музыкальных кругов.

- Я не публичный человек, не люблю светиться в ящике и фотографироваться. Поэтому про меня мало что известно. Мои отец и мать - профессиональные музыканты. Отец Серж Сарибекян -заслуженный деятель искусств, тарист и дирижер, долгие годы заведующий отделением народных инструментов в училище им. Бабаджаняна, а мама - пианистка. И я, естественно, учился в музыкальной школе, потом в консерватории. Правда, по линии классической музыки не пошел. Можно сказать, что сразу ударился в джаз, рок. Как говорят мои родители, я с детства выделялся своей ритмикой - все время что-то выстукивал, отбивал ритм любым подходящим предметом.

Когда я начал заниматься музыкой, мне все пророчили карьеру ударника. Так и вышло. Мне повезло, мой педагог музыки не был ортодоксальным классиком, слушал и играл композиции всех жанров. И меня приучил к принципу - главное, чтобы было красиво и качественно, вне зависимости от жанра и стиля. Я слушал записи, пластинки звезд западной эстрады и жанра, пытался подбирать и по ходу вносить что-то свое, импровизировать.

Начал с детского коллектива "Камертон", который сам и создал. Мы тогда выступали на фестивалях самодельных коллективов, членами жюри которых были Вартазарян, Орбелян, Карталян, Азарян. Это был большой опыт. А когда набрался знаний и почувствовал, что могу уже выйти на большую сцену, отправился в джаз-клуб, который существовал при институте им. Мергеляна. Меня сразу приняли. Там же я начал свои первые опыты с композицией. А свои настоящие первые шаги на большой профессиональной сцене я сделал под руководством Георгия Мангасаряна. Он был моим учителем по многим вопросам - от аранжировки до исполнения, и до настоящего джаза. И так как время было тяжелое, сразу после развала Союза, нужно было как-то зарабатывать, я начал играть с ним и саксофонистом Александром Диваняном в ресторане "Москва". Потом был другой ресторан, где я опять играл с Мангасаряном. Но через несколько лет мне захотелось сделать что-то свое, попробовать себя в, так сказать, свободном полете. Много было коллективов, играли в разных местах, в разных жанрах, но обязательно с джазовым уклоном.

Лет 7-8 назад я создал коллектив Why Not, который стал очень успешным и популярным в городе. Нас приглашали на разные мероприятия, в разные клубы. Но репертуар ансамбля меня не очень устраивал, и постепенно я начал составлять его из собственных композиций. Меня всегда привлекал армянский фольклор, и мои лучшие темы несут в себе явный армянский мелос. Наконец, так сказать, на базе Why Not я создал коллектив NUANCE, который стал неким воплощением моей мечты. Мы играем мои композиции с большим армянским акцентом. В составе коллектива есть прекрасная исполнительница на каноне Рузанна Киракосян, и ее игра придает колорит и экзотику звучания всем композициям.

В последние годы мы играем в клубе Левона Малхасяна. Однажды услышав меня, пригласил к себе играть, и теперь я там выступаю на постоянной основе. Из последних моих достижений - композиция-вокализ "Зартонк", которую прекрасно вместе с нами исполнила замечательная певица Марина Акопян. Затем на нее был снят очень интересный видеоклип, набравший очень большое количество просмотров в интернете, а сама композиция получила приз в номинации "Лучшая этноджазовая композиция 2014 г.".

- А как ты попал в Катар?

- В столице Катара есть великолепная пятизвездочная гостиница "Ротана". При ней функционирует достаточно известный и популярный джаз-клуб. Менеджер этой гостиницы, тамошний армянин, сумел уговорить своих хозяев приглашать на работу в этот клуб музыкантов из Армении. Он приехал в Ереван, провел некое прослушивание и выбрал наш коллектив. Кстати, он же, этот армянин, является и менеджером катарской авиакомпании. Условия пребывания были просто прекрасными. Но условия работы достаточно тяжелыми. Дело в том, что клуб этот посещают только туристы с Запада, хорошо знающие музыку этого жанра и понимающие ее. Поэтому халтурить было практически невозможно. Кроме того, менеджеры клуба тоже очень строго следили за всем. Ни минуты опоздания, строгое соблюдение времени выступления, внешний вид музыкантов.

Мы играли по 4 часа каждый вечер с 15-минутными перерывами. С нами была певица, на которую возлагалась очень большая роль. Это были не просто обычные вечера в клубах, где музыканты "просто" играют, а слушатели едят и пьют, делая вид, что слушают музыку. Туда приходили люди, которые хотели слушать музыку. Нужно было не просто играть, а, как говорят на Западе, "делать шоу". Т.е. певица наша Алина Киракосян должна была владеть английским языком на хорошем уровне и не только петь, но и вести вечер - разговаривать с посетителями, заводить их.

Мы играли как джазовые стандарты, так и мои произведения в восточном стиле. И они весьма заинтересовали слушателей. Четыре части вечера четко делились по жанру, энергетике и динамике - начинали с медленных композиций и доходили до самых ярких и заводных. Правда, танцевать в клубе не разрешалось. Все было достаточно строго. Даже местных жителей в национальной одежде не пускали - только в строгой европейской. Примечательная деталь - там принято делать заказы. Т.е. если кто-то из посетителей хочет послушать какую-нибудь песню, он пишет ее название и посылает музыкантам. Знаем - играем, не знаем - ничего страшного. Но платить за это не принято. Но зато принято угощать музыкантов выпивкой в качестве некой платы за доставленное удовольствие. Нас там очень любили и уважали, и, если бы мы выпили все то угощение, которое предлагалось, мы бы вернулись алкоголиками. За все это время к нам всего один раз подошел приезжий, поблагодарил за музыку и предложил деньги. Им оказался бизнесмен из России...

- Я знаю, что у тебя есть какая-то официальная награда...

- В День джаза мэр столицы Тарон Маргарян присвоил мне звание "Почетный деятель культуры города Еревана". Я очень горжусь этим, ведь это моя первая награда такого уровня.

- Ну и напоследок о творческих планах на ближайшее будущее.

- Какие могут быть планы у музыканта? Конечно, играть, конечно, выступать. Буду работать над репертуаром в стиле этноджаза. Играть и петь стандарты сегодня может каждый, да и надоело уже. Хочу написать целый цикл песен без слов, вокализов, с этнической интонацией. А еще хочу, чтобы голос в этих композициях звучал как инструмент. Думаю, это сегодня самое интересное, нужное и востребованное. Продвигать нужно именно свое, развиваться тоже нужно, используя свою культурную базу и одновременно популяризируя ее. По крайней мере, я настроен именно на такой путь.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ЖИВУ ИДЕЕЙ СДЕЛАТЬ НАШ МУЗЕЙ ЛУЧШИМ В МИРЕ"
      2023-06-23 10:09

      Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.

    • НА ПЮПИТРЕ - АРМЯНСКИЙ ДЖАЗАДАРАН
      2022-11-11 10:28

      В Ереване вышла в свет весьма необычная книга – этакая музыкальная шкатулка, в которой «спрятаны» ноты джазовых произведений современных армянских исполнителей этого направления музыки. Книга-шкатулка названа «Armenian Real Book», или, в армянской версии, «Հայկական Ջազադարան» («Армянский Джазадаран»), что говорит само за себя.

    • RP3, ИЛИ ТРИО РЕМИ ПАНОСЯНА
      2022-03-02 09:53

      В 2009 г. во Франции родилось джаз-трио в стандартном составе - фортепиано, контрабас и ударные, которому суждено было изменить устоявшиеся представления о джазе и вдохнуть струю свежего воздуха в музыкальную жизнь страны. Группа получила весьма простое, но меткое для века технологий название – RP3 (по аналогии с mp3), и вскоре привлекла внимание ценителей джаза нестандартной программой, удачным смешением стилей, умением найти тонкую грань между роком и джазом, придать импровизационный характер классическим мелодиям, вырвать фрагмент поп-музыки и посадить его на джазовые аккорды.

    • РИШАР БОНА ВНОВЬ В ЕРЕВАНЕ
      2021-11-19 09:01

      В Ереване, в рамках 7-го Международного фестиваля джазовой музыки Yerevan Jazz Fest, состоялся концерт всемирно известного певца, виртуоза бас-гитары, мастера-инструменталиста Ришара (Ричарда) Бона. Несмотря на обострение ситуации на границах Армении, концерт невозможно было отменить, так как Бона уже находился в самолете и летел в Ереван в момент активизации военных действий. Организаторы фестиваля в лице Армянской ассоциации джаза решили пока ограничиться концертом этого представителя западно-африканского современного джаза, который должен был дать старт фестивальному проекту.