Последние новости

АРТИСТ С ТЫСЯЧЬЮ ГРАНЯМИ

К 85-летию со дня рождения

Говорят, когда гаснет звезда, свет ее доносится до нас еще много лет. А уходит человек - остается легенда. Но ни одна легенда не способна передать ощущение живого Фрунзе Мкртчяна. Вместе со всем тем, что вызывает в нашем сознании его образ, какая человеческая простота, какое чувство юмора, какая радость жизни, какая наивность и непосредственность!

МЫ МНОЖЕСТВО РАЗ ВИДЕЛИ ФРУНЗИКА НА СЦЕНЕ СУНДУКЯНОВСКОГО ТЕАТРА, НА ЭКРАНЕ. Увидев раз, забыть его было невозможно. Его глаза, печальные и бездонные, вся его фигура способны были выражать состояние человека лучше всяких слов. Он был Артистом с головы до пят. Поэтому у него было много друзей по всему свету, людей, для которых его искусство олицетворяло радость, надежду, добро.

Многочисленные встречи с Фрунзиком подтверждали истину: художник сам по себе, его личность, его искусство - это загадка сродни тайне творения, но ключа к ней не дающая. В годы, когда работал Фрунзе, в нашем театре и кино было немало ярких актеров. Но именно Фрунзе удалось стать символом целого поколения. Почему созданные им образы переросли национальные границы, а популярность приобрела особый масштаб, и рукоплескания в Москве или Тбилиси, в Варшаве или Лос-Анджелесе были не менее восторженными и сердечными, чем в Ереване? В чем был секрет его актерской популярности? Казалось бы, никаких признаков звездного героя - ни яркой мужской красоты, ни белозубой улыбки, ни волевого подбородка. Не очень высокий рост, великоватый нос - объект его постоянных шуток, печальные глаза... А секрет как раз в том, что он был единственным в своем роде. Но во все, что он делал на сцене, он вкладывал свое сердце, благородство, вызывая добрые чувства в тех, кто был непосредственным свидетелем его игры.

Те, кто впервые видел Фрунзе вне сцены, говорили: какой простой, какой скромный. Те, кто знакомился с ним ближе, знали: он не был ни таким простым, ни таким скромным. В своем творчестве, в своей повседневной жизни он был человеком сложным, требовательным, восприимчивым, ироничным, искренним - разным!

Больше, чем кто-либо, Фрунзе не укладывался в какие бы то ни было рамки. Он был призмой с тысячью гранями, и казалось, что весь он целиком существует в каждой из них. В творческом порыве эти грани объединялись, чтобы обрести внутреннее единство. Его герои и в кино, и в театре - все остались в памяти - от Сагатела в спектакле "Из-за чести" Ширванзаде, Хлестакова в "Ревизоре", Труфальдино в "Слуге двух господ" до "Багдасар-ахпара", Казара ("Казар идет на войну"), Армена в фильме "Солдат и слон", Сирано в "Сирано де Бержерак", Рубена в фильме "Танго нашего детства"...

 АРТИСТ С ТЫСЯЧЬЮ ГРАНЯМИОДИНАКОВО УБЕЖДЕННО И СТРАСТНО ОН ИГРАЛ ДОБРЫХ И ЗЛЫХ, МОЛОДЫХ И СТАРЫХ, коварных и преданных - разве это не говорит о высочайшем уровне актерского мастерства! Кажется, в Мкртчяне жили несколько человек, которые легко и органично сменяли друг друга. Но это кажущаяся легкость. Кто не знает, с каким трудом связано перевоплощение, как с годами шлифуется каждая грань характера каждый раз по новому коду, шифр которого никому не известен.

Когда Фрунзик выходил на сцену, все преображалось. Его слова со сцены звучали так искренне, что все невольно проникались уверенностью в богоданности таланта. Оказывается, несложно быть актером. Выйти, говорить, плакать, не подавая вида, что ты делаешь вид... Такая зримость и естественность могут быть лишь даром свыше.

Ему были подвластны все регистры выразительности, и он с легкостью вплетал в свои роли лирические, драматические, комедийные мотивы, достигая предельной эмоциональной насыщенности. Отсюда и один из самых прекрасных феноменов искусства - иллюзия отождествления героя с актером, исполнителем роли. Это происходило от его удивительной, редкой артистичности. Физические данные были будто специально приспособлены к его игре.

Его образы в кино очень просты, но полны редкого жизнелюбия. Это не приземленные образы, они словно стоят над действительностью, чуть-чуть, но "над". И в этом умении Мкртчяна заключалось чудесное обаяние его искусства. Так, Армен из фильма "Мимино" сконструирован актером из множества ярких наблюдений над острословами родного Гюмри.

"Большинство актеров замыкаются в своих ролях и не обращают никакого внимания на то, что вокруг них происходит, - рассказывал мне как-то в беседе Вахтанг Кикабидзе. - Фрунзик интересовался всем: сценарием, игрой других актеров, работой оператора, установкой света, большими и маленькими проблемами, неизбежно возникающими во время съемок. Обычно киносъемки - кропотливая работа. Некоторые режиссеры даже в больницу попадают. А съемки "Мимино" не утомляли. Во всем присутствовал элемент игры, та радость актера, когда эмоции, даже самые сильные, доставляют наслаждение. С самого начала было ясно, что это будет интересная картина. Образовывалась странная пара из комедийной сказки, и она давала возможность выдумывать любые небылицы, импровизировать. Кстати, в картине много кусков, которых не было в сценарии, не было сначала и героя-армянина. Был Мимино и кавказский русский. Но пара получилась не совсем правдоподобной, и начался разговор о выборе другого актера. И вот тогда появился Фрунзик. В нем бурлила какая-то удивительная склонность к розыгрышам. Признаться, я "разыгрывателей" не люблю. Они обычно с веселым ржанием обижают человека, но от милых розыгрышей Фрунзика, веселых и беззаботных, сами "жертвы" приходили в телячий восторг".

У музыканта должен быть абсолютный слух, у актера - абсолютное чувство правды. Этим качеством Фрунзе обладал в полной мере, поэтому в его ролях могут быть места менее удачные, менее совершенные, но фальшивых нет. Безотказная интуиция помогала ему безошибочно отличать погоню за правдоподобием от глубокой правды искусства.

"Он был рожден для театра, - говорил Хорен Абрамян. - Он излучал какой-то внутренний свет. Играть с таким талантливым партнером, как Фрунзик, было истинным счастьем. Когда он оказывался рядом, даже начинающие актеры чувствовали прилив сил, работали с большей уверенностью. В работе он проявлял себя великим товарищем".

 АРТИСТ С ТЫСЯЧЬЮ ГРАНЯМИВ НЕБОЛЬШОМ ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ФИЛЬМЕ - ЭТЮДЫ ИЗ ЦИКЛА "ДЕЯТЕЛИ АРМЯНСКОГО КИНО" (авторы - Гурген Гадачик и Армен Ватьян) показаны репетиции последнего спектакля "Жена пекаря", поставленного в театре Мкртчяна, где он сыграл главную роль. В это время актер уже был тяжело болен. В кадрах он расставляет актеров по сцене, подает команды, что-то объясняет. Поразительно его лицо: необыкновенно подвижное, оно выражает то изумление, то сосредоточенность, то просьбу, то ужас, то освещается чистой, как у ребенка, радостью. В конце фильма в душу западает его прощальный взгляд на мир, который он так любил, и мы уже не видим его лица, а только глаза - улыбающиеся, но словно желающие скрыть что-то важное. А может, это только показалось?

...Однажды я навестила его в больнице. Фрунзик тут же с присущим ему артистизмом посмеялся над собственной болезнью, рассказал несколько курьезов. Можно было подумать, что он просто вживается в новую роль.

Фрунзик не был чужд славе. Но ему ненавистно было положение "звезды". Это была не рисовка, не кокетство, не показная скромность. Он глубоко чувствовал необходимость быть прежде всего живым среди живых, а не "идолом" в лучах прожекторов. Он был всеобщим, по-настоящему народным любимцем, но прежде всего хотел быть Человеком.

 

Как-то я встретила Фрунзика около СТД на проспекте Маштоца. Как всегда, он куда-то спешил. Слегка кивнув и улыбнувшись мне, он шагнул с тротуара на проезжую часть улицы, поднял руку и... остановил движение. Все водители, как по команде свыше, затормозили и распахнули дверцы машин...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • С ЛЮБОВЬЮ К ВЕЛИКОМУ ИМЕНИ
      2018-11-30 16:13
      1819

      Завершился VI Международный фестиваль имени Арама ХАЧАТУРЯНА Независимо от политической ситуации в стране осень в Ереване всегда богата художественными событиями. Но слушать в сумасшедшем темпе такое обилие музыки нелегко. Не вполне придя в себя от вечеров Международного фестиваля классической музыки, проводимого руководством филармонического оркестра и талантливым виолончелистом Александром Чаушяном (Великобритания), и концертов других фестивалей, как тут же стартовал VI Международный фестиваль им. Арама Хачатуряна.

    • ХУДОЖНИК С БИЛЕТОМ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ
      2018-11-19 15:04
      2543

      Он относится к тому типу современных художников, которые, независимо от политической погоды в стране, занимаются исключительно искусством. Народный художник, лауреат Государственной премии РА, действительный член Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, почетный член Российской академии художеств, Фараон МИРЗОЯН изумляет нас гармоничностью и плодотворностью своей деятельности.

    • ЯВЛЕНИЕ КАРМЕН
      2018-11-14 16:20
      4244

      Новая постановка шедевра Бизе на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Что бы там ни говорили присяжные панегиристы нашего оперного театра, гастроли его коллектива за рубежом, последние премьеры, концерты с участием мировых звезд заметно оживили жизнь театра, вернули зрителя в зал. Отсутствие премьер, новых имен исполнителей, скудный репертуар - все эти докучные проблемы омрачали официальную безмятежность руководства театра. А между тем время требовало существенной перестройки, конкретности дел, принципиально иных творческих и организационных методов работы.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2975

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДОСТОЙНЫЙ ЮБИЛЕЙ АВТОРИТЕТНОГО ИЗДАНИЯ
      2018-12-10 16:14
      254

      К 60-летию "Историко-филологического журнала" НАН РА В системе Национальной Академии наук Армении действуют многочисленные периодические издания, отражающие весь спектр научной и научно-практической деятельности армянских ученых и исследователей разных поколений и различного профиля.

    • ВЫДАЮЩИЙСЯ ИСТОРИК И ПАТРИОТ
      2018-12-07 15:40
      1041

      К 90-летию со дня рождения Г. Р. Симоняна Каждый век армянской истории выдвигал плеяду летописцев, исследователей, сохраняющих для потомков частицу времени. В XX веке к их числу, вне всяких сомнений, принадлежит выдающийся общественно-политический национальный деятель, гражданин, мыслитель, лауреат Госпремии Армении академик НАН РА Грачик Рубенович Симонян, чье 90-летие со дня рождения приходится на нынешний декабрь.

    • 100 ИНСТРУМЕНТОВ ДЖИВАНА ГАСПАРЯНА
      2018-11-23 16:39
      892

      Глядя на великого армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, не могу поверить, что 12 октября ему исполнилось 90 лет. Кажется, что ошибся, - этому подтянутому седовласому мужчине не дашь и больше семидесяти. Но, когда он сам говорит: "Мне же 90 стукнуло" - беру в руки смартфон, лезу тайком в интернет и перепроверяю, точно - девяносто. Но знаменитый музыкант однозначно выглядит моложе своих лет.

    • ДЕЛО АРМЯНИНА - СТРОИТЬ, А НЕ РАЗРУШАТЬ
      2018-11-23 16:00
      1709

      Он принадлежит к поколению той замечательной эпохи, когда понятия генплан, проект детальной планировки, стройиндустрия, Строительные нормы и правила не были пустым звуком, той эпохи, когда памятники архитектуры не разрушали, а берегли как зеницу ока. Речь идет о 60-80-х годах прошлого века.