Последние новости

ЯДРО И СУТЬ РЕФОРМЫ КОНСТИТУЦИИ

Профессор Гамбургского университета Отто ЛЮХТЕРХАНДТ начиная с 90-х годов принимал участие во всех конституционных реформах, которые проводились в независимой Армении. Новый проект Конституции РА не стал исключением, и профессор признается: конституционные реформы, на пороге которых стоит республика, важны и нужны Армении и являются залогом ее развития. В интервью Panorama.am Отто Люхтерхандт заявил, что испытывает удовольствие, наблюдая за этим процессом, и что для него высокая честь участвовать в этом процессе.

– Господин Люхтерхандт, вы отметили, что новая Конституция – это залог развития Армении. Однако наверняка слышали критику, что сейчас совершенно не время идти на конституционные реформы и в особенности переходить к парламентской модели государственного управления. Так вовремя ли мы идем на данную реформу?

– Во-первых, я бы хотел сказать, что изменение системы правления – действительно ядро и суть этих реформ. А что касается ее принятия, то это политический вопрос и общественность Армении сама должна на него ответить – принять новую Конституцию или нет. А во-вторых, изменение системы и переход на парламентскую модель правления на самом деле имеет свою логику. Армения уже испытала на себе и плюсы, и минусы смешанной системы, и об этом не раз заявлял сам президент РА Серж Саргсян: при действующей системе фактически все решает президент, несмотря на то что, согласно действующей Конституции, и парламент должен принимать решения. Конечно, фактически они вместе принимают решения, но президент является главным не только в сфере внешней политики и безопасности, но и всех вопросов внутренней политики. И это связано с тем, что действующий президент имеет право быть членом той или иной политической партии и даже лидером этой партии, что является проблемой. Поэтому если данная конституционная реформа будет принята, то реальная, исполнительная власть перейдет от президента правительству как коллегиальному органу и премьер-министру. Парламент, конечно, будет главным представительным органом, непосредственно получившим легитимность прямыми выборами, в отличие от президента, ведь сегодня как президент, так и парламент имеют одинаковую легитимность. В перспективе, если Конституция будет принята в этой редакции, президент, в отличие от парламента, будет иметь косвенно-легитимную власть, что означает ослабление, а представительство народа в лице парламента будет на первом месте. Но это не означает, что другие конституционные органы – как президент, так и правительство и тем более судебная власть – будут в подчинении парламента.

Очень важный аспект изменений в профиле президента, так как президент станет настоящим представителем своей нации, надпартийным и выступит нейтральным органом. Конечно, он действует в сфере политики, так как без этого невозможно, но, согласно новой Конституции, президент не является политиком в классическом смысле этого слова. Как судья, президент тоже входит в исполнительную власть, это ясно, но тем не менее он входит в исполнительную власть нейтральным, независимым органом. И тем более не как партийный деятель.

– То есть не в том смысле, к которому мы привыкли.

– Абсолютно правильно, так как Армения привыкла, что все без исключения смотрят сегодня на президента – куда смотрит президент, чем он занимается, что он скажет, – и не обращают внимания на правительство. Да, вы привыкли смотреть на фигуру президента, но в перспективе он будет зависеть от правительства и парламента.

Приведу в пример Польшу, где была смешанная система правления при довольно значительной фигуре президента Леха Валенсы. Постоянно возникали стычки между президентом с парламентом и правительством. Из-за этой конфронтации постоянно рождались проблемы. Это борьба за власть между этими конституционными органами, что не есть хорошо. Ведь эти органы должны сотрудничать на пользу государству и всеобщему благу. И это не единственный пример. Так где же выход?

Выход везде нашли один тот же, то есть переход со смешанной системы правления на парламентскую систему правления, где главным политическим органом будет парламент. И здесь важен тот факт, что президент больше не избирается со стороны народа: если бы он имел такую же демократическую легитимизацию, как и парламент, это привело бы к политической борьбе между ними. Согласно новому проекту Конституции, президента избирает специальное собрание, в котором представлены все марзы Армении. Это, кстати, похоже на ту систему, которая действует в Германии: наш президент тоже является политически нейтральной фигурой и избирается не парламентом, а специальным собранием, в котором представлены члены федеральных парламентов и 16 земель. Это связано с тем, что как у нас, так в перспективе и в Армении президент должен представлять всю нацию, всю страну.

– Вы, безусловно, знакомы с критикой, которую оппозиция обрушила на конституционные реформы. Например, некоторые считают, что эти реформы дают действующей власти надежные рычаги для воспроизводства, а также возможность президенту решить проблему с запретом третьего срока. Вы видите такие риски?

– Я думаю, что все эти опасения со стороны оппозиции беспочвенны и необоснованны, а в принципиальном плане эта реформа выгодна именно оппозиции, потому что, скажите мне, где представлена оппозиция? Конечно же, в парламенте и нигде более: ни в администрации президента, ни в правительстве, а именно в парламенте. Они сейчас являются меньшинством в Национальном Собрании, и, как я об этом уже говорил, у президента при данном раскладе есть очень большая власть. И хотя оппозиция его может критиковать до бесконечности, но вообще не может претендовать на его замещение. В перспективе же, если реформы пройдут, тяжесть власти от президента переходит к парламенту, то есть представленная в парламенте оппозиция будет иметь намного больше возможностей и полномочий для своих действий.

Что касается опасений оппозиции по поводу того, что действующий президент посредством этих реформ решает свои личные устремления по примеру Саакашвили в Грузии, то я могу сказать одно: конечно, это возможно и по Конституции вполне легитимно, ведь все решается посредством свободных и справедливых выборов. Однако, насколько я лично слышал, президент уже заявил, что он не претендует на пост премьер-министра и т.д. Конечно, мне могут сказать, что он может и изменить свое мнение, как любой свободный человек, но не будем забывать, что буквально все зависит от избирателя. Ну а что касается оппозиции, то надо бороться и сделать все, чтобы в Армении выборы действительно были свободными и справедливыми, а не руководствоваться тем предрассудком, что они все равно будут несправедливыми.

– На днях члены Венецианской комиссии в Ереване заявили о том, что новый проект Конституции в целом соответствует европейским стандартам. Но тем не менее в какой-то степени поддержали тех оппозиционеров, у которых положение о втором туре парламентских выборов вызывает опасения, предложив этот вопрос регулировать посредством Избирательного кодекса. Что вы думаете на сей счет?

– Да, я знаком с этой критикой. В Ереване я встретился с членами Венецианской комиссии, и мы обсудили эту проблему. Мы пришли к выводу, что в Конституции должна быть принята гибкая формулировка, которая даст возможность партиям в промежуточном сроке создать коалицию без второго тура или до возможного второго тура. Если партии не сумеют это сделать из-за, допустим, политических разногласий, то должен быть проведен второй тур, что тоже имеет свой плюс: главный принцип – организовать и обеспечить стабильное правительство. Это тоже является одним из ядер реформы, и необходимо сделать все, чтобы гарантировать дееспособность правительства.

– Что можно сказать о судебной власти? Что изменится благодаря конституционным реформам в этой сфере?

 

– Могу сказать однозначно: один из плюсов новой Конституции в том, что независимость судов Армении намного повысится. Кроме того, расширятся компетенции и полномочия Кассационного суда, но не только его, но и вообще судейского корпуса. Новая Конституция даст возможность защищать судебные органы от исполнительной власти и от парламента, а также частично от верхушки самих судов. Парламентская система правления, на мой взгляд, очень удачная система. Мы в Германии уже 66 лет живем при такой системе, и главным образом эта система принесла ФРГ очень высокий уровень стабильности. Сегодня Германия в Европейском Союзе является самым стабильным государством.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПАШИНЯН ГОТОВИТСЯ К РЕФЕРЕНДУМУ
      2024-02-17 10:23

      По просьбе группы учителей истории, чьи имена не называются, Министерство науки, образования, культуры и спорта во главе с Жанной Андреасян сразу инициировало изменение названия школьных учебников, игнорируя мнение ученых-историков, на что указал известный историк профессор ЕГУ Рубен Мелконян. Незадолго до него, главарь правящей верхушки с восторгом отозвался об этой фиктивной инициативе, публично посетовав на то, что эта идея не пришла ему в голову. При нынешнем режиме вынудить группу учителей поставить подписи под обращением – минутное дело, а в том, что эта идея зародилась в голове Пашиняна, мало кто сомневается.

    • ОТ ИМЕНИ ВСЕГО НАРОДА ОН ОТРЕКАЕТСЯ ОТ РОДИНЫ, КОНСТИТУЦИИ, ЦЕРКВИ, ДЕКЛАРАЦИИ НЕЗАВИСИМОСТИ...
      2024-02-15 09:55

      В политологии отсутствует точное определение правящего политического строя Армении. Режим Пашиняна – нечто среднее между тиранией, авторитарно - подданнической традицией и абсолютизмом. В нашей стране давно уже не действует "гражданский договор": в отличие от демократического устройства, насильственное подчинение правящему режиму исключает договорные отношения граждан и власти.

    • ФРОНТ "ДА!" БЕЗ ЛИНИИ ФРОНТА?
      2024-02-15 09:47

      Пашинян объявил, что проект новой Конституции еще не готов, однако сам уже приступил к агитации. Выступление главаря режима на состоявшейся в субботу встрече с инициативной группой ГД в Аштараке уже разобрали на тезисы, которые тиражируются телеканалами, сайтами и печатными изданиями режима для подготовки народа к референдуму. Уже известен исходный тезис методички: "Кто против принятия новой Конституции, тот за войну!". За аштаракской встречей последовала встреча Пашиняна с активом ГД в Арагацотне. Партия во всех марзах арендует помещения под штабы для агитации в пользу "Да!".

    • КАКОЙ МИР НЕСУТ НАРОДУ НИКОЛ И АННА
      2024-02-09 09:47

      "Референдум – это тот самый момент, когда негосударственный народ превращается в государственный", - заявил Пашинян, подразумевая, что армянам предстоит пройти экзамен на соответствие государственному народу. Если большинство проголосует за проект новой Конституции, стало быть, армяне - государственный народ, а, если нет, то… сами понимаете.