Последние новости

СОЛОВЕЙ НАДЕЖДА ПАПАЯН

Недавно я обнаружила в домашней библиотеке книгу Вартана Самвеляна "Надежда Папаян" в переводе на русский язык. Вышедшая в свет в издательстве "Айастан" ровно полвека назад, эта небольшая книга вобрала в себя жизнь замечательной оперной певицы Надежды Папаян,  талант которой озарил оперное искусство конца ХIХ – начала ХХ веков. Имя Надежды Папаян вошло в историю мировой оперы. Артистка ведущих театров Милана, Неаполя, Парижа, Санкт-Петербурга и Тифлиса, она  выступала в концертных залах других европейских городов, вызывая неизменный восторг публики и добившись мирового признания.

БЛЕСТЯЩАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА  ВИОЛЕТТЫ, ДЖИЛЬДЫ, МАРГАРИТЫ, ТАТЬЯНЫ и других оперных героинь, Надежда Папаян прожила сложную жизнь, которая трагически оборвалась, когда ей было всего 37 лет. Она полностью посвятила себя музыкальному искусству,  отказалась от женского счастья, гордилась своим армянским происхождением, стремилась к профессиональному  совершенству -  таков поверхностный взгляд на путь, пройденный Надеждой Амвросиевной. Завоевав известность и признание, она оставалась простой, деликатной и дружелюбной в общении с людьми, не подозревая, что именно дружелюбие и гостеприимство  станут  причиной ее нелепой смерти.

Надежда Папаян родилась в 1868 г. в семье астраханского армянина Амвросия (Амбарцума) Папаяна. Отец владел небольшой лавкой, торговал сладостями и табаком. Мать Елизавета Папаян (в девичестве Котоян) посвятила себя домашним заботам, а иногда в узком семейном кругу пела романсы Глинки и Даргомыжского. Мягкий, приятный голос матери с детства  вызывал у девочки желание петь. К семи годам у Надежды не только сформировался музыкальный вкус, но и проявился талант: она играла на фортепиано на слух и нередко, облачившись в материнскую одежду, изображала оперную певицу. Любимым развлечением Нади в детстве были домашние спектакли, устраиваемые с братом Володей, которому судьба отвела всего 15 лет жизни. Дочь осталась единственным утешением семьи Папаян.

Музыкальное дарование Нади проявилось в годы ее учебы в Мариинской женской гимназии. В канун Рождества она исполнила несколько песен, буквально заворожив публику. Родители понимали: девочке нужно дать серьезное музыкальное образование, но в Астрахани это было невозможно. И тут подвернулась удача: в 1884 г. по контракту на год в город  приехал знаменитый тенор Кипсе, который и дал Наде первые уроки вокала - поставил дыхание, расширил диапазон голоса, обучил несложным песням и маленьким ариям из опер. Оставалось дождаться окончания гимназии.

 Надежда ПапаянЧЕРЕЗ ГОД, ОСТАВИВ ЗОЛОТУЮ МЕДАЛЬ ВЫПУСКНИЦЫ МАРИИНСКОЙ женской гимназии дома, 18-летняя Надежда Папаян отправилась в сопровождении отца в Петербург, где покорила красивым лирическим сопрано экзаменаторов консерватории во главе с Антоном Рубинштейном. Наде вновь повезло: она попала в класс к опытному педагогу Вильгельмине Рааб, которая проявляла индивидуальный подход к каждому студенту. Вскоре Папаян вошла в число редких студенток, которым доверяли выступать на консерваторских вечерах и празднествах, а также разрешили участвовать в уроках оперного класса, что еще больше утвердило в Надежде любовь к сцене. К третьему году учебы она уже мастерски исполняла арии Джильды из оперы "Риголетто" Верди и Маргариты из "Фауста" Гуно, принимала участие в оперных спектаклях и камерных концертах и была замечена публикой. Незадолго до окончания консерватории у Надежды обнаружились проблемы со здоровьем: врачи посоветовали сменить сырой петербургский климат и уехать в солнечную Италию. Перед отъездом Рубинштейн просил любимую студентку не бросать пение.

Италия открыла для нее окно в новый мир. Уроки у маэстро Собостиани в Неаполе, затем у профессора Фиорито в Милане всесторонне развили голос девушки: устранились изъяны, выровнялся звук, усилилось дыхание. В Италии Надежда не только пела на сценах ведущих театров - в миланской "Альгабре", неаполитанском "Сан-Карло" и других, но и познакомилась со многими певцами-армянами, совершенствующими здесь мастерство. Вскоре ее пригласили в качестве примадонны в знаменитый театр "Ла Скала", она же решила вернуться на родину. Вместо Астрахани и родительского дома она, по предложению друга и певца Беглара Амирджаняна, отправилась покорять Кавказ.

О Надежде Папаян здесь уже слышали, тем не менее чиновники потребовали сменить армянскую фамилию на русский манер – Папаева, прежде чем напечатать афиши. Но Надежда Амвросиевна отказалась и смогла уладить "конфликт". Вскоре она стала участвовать в концертах  в разных залах Кавказа.  Тифлисский  оперный театр в ту пору находился на грани краха, и лишь бешеный успех у публики Надежды Папаян и огромные кассовые сборы помогли ему вернуть прежнюю популярность. Тифлисский дебют певицы состоялся в дуэте с совсем молодым Федором Шаляпиным в опере "Фауст" и имел огромный успех. Шаляпина заметили, а Папаян пресса назвала "армянским соловьем".

Она знакомится с представителями местной армянской интеллигенции,  писатель Александр Ширванзаде становится ее близким другом. Это он спасет ее от попыток самоубийства после неудачной первой любви к молодому князю Борису Аргутину, чья семья противится браку с "артисточкой". Надежда уезжает в Париж, где с 1896 по 1898 гг.  вновь берет уроки у профессора Маркези, выступает на лучших сценах, завладевая сердцами слушателей. С певцом Левоном Егиазаряном она организует концерты армянской музыки в разных городах Франции, Англии и других стран Европы, знакомя широкую аудиторию с армянскими народными песнями и романсами.

 Надежда ПапаянНЕРАЗДЕЛЕННАЯ ЛЮБОВЬ И ГЛУБОКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТАНОВЯТСЯ ЗАЛОГОМ творческих откровений в жизни певицы. Ее игра становится более впечатляющей. Певица стремится быть максимально реалистичной в искусстве - от выбора костюма, соответствующего исторической эпохе и стране, где происходит действие оперы, до грима, помогающего раскрыть сценический характер. Надежда Папаян детально прорабатывает  характер каждой своей героини, ее переживания и эмоции, анализируя ситуацию, в которой она действует. "Армянского соловья" приглашают в столицу. 11 апреля 1900 года Надежда Папаян дает прощальный концерт в Тифлисе. Зал был переполнен поклонниками ее таланта, которые, как всегда, забросали ее цветами, открытками, подарками. Певица заключает контракт на три года с Мариинским театром и отправляется покорять Петербург.

И здесь успех Надежды Папаян был неминуем, однако через год талантливая певица отходит на второй план. Зимой 1902 г. она пишет подруге письмо, в котором говорит о закулисных интригах Мариинки: "… мне ясно дали понять, что я должна иметь покровителя, тогда мне будет хорошо. У каждого за спиной человек; но к кому я могу обратиться и кого найти? У меня никого нет. Все это меня очень угнетает". С приходом в театр нового директора ситуация еще более омрачается: Теляковский не скрывает своих антиармянских взглядов и требует, чтобы певица сменила фамилию на Папаеву. Надежда Амвросиевна отказывается. Ей поручают второстепенные роли,  лишают вечерних спектаклей. Папаян подумывает навсегда уехать в Париж.

Обратившись в несколько парижских театров, оперная дива намеревается вернуться в Петербург за своими костюмами. И на этот раз Ширванзаде предостерегает ее,  уговаривает отказаться от поездки, поскольку в охваченной революционным движением России полно хулиганов, которым нет дела до искусства и великих талантов. Но Надя стоит на своем. Неожиданно в Петербурге она получает письмо из Астрахани об ухудшении здоровья матери и едет домой. После похорон она решает задержаться в отчем доме до получения письма из Парижа. Удача была не за горами, когда в один из декабрьских вечеров в дверь постучали трое "студентов" и попросили знаменитую певицу выступить на якобы предстоящем благотворительном концерте. Надежда приняла молодых парней с армянским гостеприимством, но когда подавала чай, услышала грохот. Обернувшись, она увидела, как один из "студентов" напал на отца. Пытаясь встать между ними, Надежда получила удар кастетом по голове и потеряла сознание.

КАК ВЫЯСНИЛОСЬ ПОТОМ, ПОД ВИДОМ СТУДЕНТОВ В ДОМ ВОШЛИ ГРАБИТЕЛИ, уверенные, что великая певица хранит тут бриллианты и деньги. Не найдя их, они оставили на полу смертельно раненную певицу и скрылись. Три недели врачи пытались спасти Надежду, но безуспешно. Лишь перед смертью она пришла в сознание и еле слышно спела свою последнюю арию - Виолетты из "Травиаты" Верди, заставив весь медицинский персонал безудержно рыдать. В последний путь любимую певицу провожали все, даже женщины, которым по тем временам не разрешалось идти на кладбище. А в это время на ее имя пришла телеграмма из Парижа с приглашением на работу в знаменитой "Опера-комик".

После смерти певицы ее поклонники и коллеги почти каждый год устраивали в Тифлисе благотворительные спектакли и концерты, сбор с которых шел на две стипендии имени Надежды Папаян, установленные для армянок вокального отделения Тифлисского музыкального училища. А в 1910 г. местная русская драматическая труппа по инициативе М.Петовой-Бельской поставила пьесу в стихах Ж.Шипена "Смерть и жизнь": сбор снова был направлен стипендиаткам. Потом о Надежде Папаян надолго забыли. И лишь не так давно астраханский писатель-краевед Александр Марков по крупицам восстановил биографию Надежды Папаян, собрав свои исследования в иллюстрированную книгу-альбом. Его труд вместе с книгой Вардана Самвеляна о Надежде Папаян донесли до нас образ выдающейся певицы-армянки.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "БОДИБИЛДИНГ – ЭТО ИСКУССТВО"
      2018-01-18 12:16
      66

      Если для большинства наших граждан новогодние праздники продлились до 8 января, то ереванец Баграт Агабекян и его единомышленники вернулись к активной деятельности значительно раньше. Двукратный чемпион Армении, а также абсолютный чемпион Армении в чемпионате "Гагик Царукян" по бодибилдингу 2014 г. Баграт Агабекян уже 2 января открыл дверь спортивного комплекса, где тренируется сам и тренирует других. Точнее, подобно умелому скульптору, он лепит фигуры – свою и чужие. Как выразился сам Баграт, истинный бодибилдинг сродни искусству, главное в котором – здоровье и эстетическая привлекательность, а также возможность сантиметр за сантиметром выстраивать рельеф своего тела.

    • РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МУЗЫКА ЛЮБИМОГО КИНО
      2017-12-25 14:59
      6246

      Ашот Хоецян, Айк Варданян, Левон Аракелян, Карен Сарафян…Вот уже восьмой год четверка музыкантов не перестает удивлять публику оригинальными проектами, собирающими полные залы как в Армении, так и за ее пределами. Не стал исключением и вечер 24 декабря, ознаменованный прекрасным рождественским концертом, устроенным нашими героями на сцене Дома камерной музыки им.Комитаса.

    • МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОДАРОК ИЗ АРГЕНТИНЫ
      2017-12-22 15:00
      5313

      В Министерстве диаспоры РА состоялось вручение музыкальных инструментов, предназначенных для школ и культурных очагов приграничных сел Армении. Для получения даров, прибывших из Аргентины как результат масштабного движения "Что ты делаешь для Арцаха?", в Ереван приехали руководители разных общин нашей страны, включая приграничье. Гостей приняла министр диаспоры Грануш Акопян, подготовившая также предновогодний сюрприз для детей этих сел. Книги-сказки детской писательницы Нуне Саргсян на различных говорах армянского языка министр передала главам общин.

    • СИРИЙСКИЕ АРМЯНЕ: ПРОБЛЕМЫ НАХОДЯТ РЕШЕНИЯ
      2017-12-22 13:34
      5308

      На последнем в этом году заседании межведомственной комиссии по координации проблем сирийских армян, прошедшем на днях в Министерстве диаспоры РА, было поднято несколько актуальных вопросов. Среди них - юридическое содействие сирийским соотечественникам, гуманитарная помощь, интеграция, рабочая программа комиссии на 2018 год и другие.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОГДА ПОЕТ ДУША
      2017-12-20 16:18
      7556

      Красивый тембр голоса, артистическая увлеченность, стилистическая чуткость, а главное, индивидуальный творческий подход к созданию образов вокальных героев - вот что радовало ереванских слушателей на встречах с Арташесом АЙРЯНОМ. На сцене Академического оперного театра им. А.Спендиарова он пел до 1992 года, а затем наступили тяжелые для театра времена, и артист уехал в США, где продолжил свою активную творческую деятельность, с большим энтузиазмом выступая на многих сценических площадках разных городов Америки.

    • Азнавур надеется петь до 100 лет
      2017-12-14 14:21
      119

      Легендарный французский шансонье армянского происхождения Шарль Азнавур в интервью французскому изданию "Фигаро" сказал, что надеется петь до того, как ему исполнится 100 лет. "Я надеюсь, посмотрим…", - сказал шансонье журналисту.

    • ГРАНДИОЗНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
      2017-12-13 15:30
      10664

              "Реквием" Верди в Большом зале филармонии звучит не впервые. Его исполняли разные дирижеры и музыканты, и не только на этой сцене. Шедевр Верди звучит в самых престижных залах мира. Но классика есть классика, и одна из самых больших ее прелестей заключена как раз в том, что каждое поколение исполнителей прочитывает ее шедевры по-своему, давая нам дополнительные свидетельства того, что подлинно гениальное творение способно впитывать в себя последующий опыт человечества и открывать в нем что-то новое, какие-то особые, еще не замеченные сокровенные свойства.

    • АННА АЙВАЗЯН В ПАРТИИ СОПРАНО
      2017-12-04 15:44
      3587

      На днях побывала в Национальном академическом театре оперы и балета им. Ал.Спендиарова на спектакле "Тоска" Джакомо Пуччини в постановке Наиры Степанян. Спектакль собрал немало зрителей - как местных, так и приезжих гостей. Исполнители сумели передать все тонкости музыки Пуччини и выверенно выстроить партии.