Последние новости
0
1286

ОПОЗДАВШИЕ ВИШНИ

В уютной гостиной Симона Теряна маленькие настенные часы отстукивали время. Неумолимое, иногда жестокое. Был конец весны 2000-го. Терян показывал мне фотографии, письма и рассказывал... А мне хотелось, чтобы этот вечер не заканчивался. Потому что я понимала: чем больше Терян рассказывает, тем больше хочется слушать, и тут не хватит даже множества вечеров и дней. Еще было горькое сожаление, что не удалось побывать на его концертах раньше... Потому, что я открыла Теряна для себя в 1994-м, когда он дал свой единственный и последний концерт после тринадцатилетнего молчания. 

В зале оЧень темно и тихо. Публика напрЯженно смотрит на сцену, чувствуя нервом - там стоит артист. Но вот свет прожектора выхватил из темноты лицо и руки. И началась песня. На сцене Симон Терян. И каждая песня - как единственная роль. Он пел о любви, жизни, смерти, но жизнь была всепобеждающей: "Спасибо жизни! Если плачешь - значит ты живой!" Каждому зрителю в зале казалось, что эти слова предназначены ему и только ему, и отступали сомнения, слабость, грусть. Оставалось только ощущение торжества жизни - во всем, всегда.

А потом последний аккорд песни слился с громом аплодисментов и с криками "браво!" Зажегся свет, и мы увидели на сцене человека, одетого во все черное, с седыми волосами. Певца вызывали на бис, еще долго скандировали его имя, дарили букеты, брали автографы. А он обаятельно улыбался, скромно кланялся и уходил. Чтобы через несколько минут вернуться снова...

 Симон Терян. Одна из самых харизматичных личностей армянской эстрады 60-70-х годов. Он говорил: "Мало быть хорошим певцом, в первую очередь надо быть артистом, именно с большой буквы. Представьте, что в зал каким-то образом попал глухой человек. И, если вы со сцены сумеете сделать так, чтобы он все понял, тогда вы имеете право называть себя артистом". Терян одевался во все черное. Всегда. Именно для того, чтобы зрителя ничто не отвлекало от лица и рук певца, ведь, как он говорил, "чтобы озвучить текст песни, мало одних слов - лицо и руки, жесты и мимика так же важны, как голос и слова".

Песню Je t'attends, которая стала своего рода гимном Симона Теряна, певец услышал как-то в ночном эфире одной из запрещенных тогда радиостанций и впервые спел ее в 1961 году, за несколько лет до первого приезда Азнавура в Армению. "Почему Азнавур? К песням Шарля я пришел с годами, когда сформировалось более глубокое отношение к песенному искусству. А в юности я пел все - и рок, и твист... И вдруг во мне проснулось нечто... Искусство Азнавура, философия его песен, высочайшая культура исполнения стали мне очень близки..." - рассказывал Симон Терян.

 Симон ТЕРЯНС НАЧАЛА ШЕСТИДЕСЯТЫХ И ДО ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Симон Терян дал огромное количество концертов на разных сценах: СССР, Югославия, Болгария, Чехословакия, Румыния, Франция, Германия, США, Египет, Финляндия, Ливан... И везде огромный успех. Зритель любил его, о нем слагали невероятные легенды, рассказывали веселые истории и анекдоты.

Но на сцену Симон Терян пришел случайно. В 1958 году в честь ноябрьских праздников в Ереванском государственном университете проходил музыкальный вечер, где должен был играть один из факультетских ансамблей. А незадолго до начала концерта выяснилось, что солист заболел. Концерт был под угрозой срыва, и ситуация выглядела, казалось, безвыходной. Но тут один из музыкантов вспомнил о своем сокурснике, который хорошо пел на институтских вечеринках. Студента-химика срочно отыскали и попросили заменить заболевшего солиста. Конечно, Терян петь на сцене не собирался, долго отказывался, мысль вообще показалась ему абсурдной, но в итоге согласился - не подводить же друзей - и вышел на сцену без подготовки и репетиций. Зрители приняли Теряна очень тепло, и это был его первый настоящий успех, а руководитель известного тогда университетского оркестра  предложил студенту петь в своем оркестре.

Терян пел в ансамблях "Юность" и "Крунк", потом в Государственном эстрадном оркестре Армении. Выступал на одной сцене с Хулио Иглесиасом, Томом Джонсом, Джанни Моранди, Мэллом Луисом... Его друзьями были Леонид Енгибаров, Владимир Высоцкий, Джордж Гарваренц, Армен Джигарханян. Несмотря на такую популярность, Терян оставался очень скромным, порядочным и добрым человеком. Сцена для него была святым местом, где царили искренность и единение со слушателем. И никогда никакой фальши - ни в чем.

Он рассказывал, что ему много раз предлагали жить и работать в Москве, во Франции и Америке, обещали выгодные контракты. Но Симон Терян всегда возвращался домой. Армения для него была не только родиной, но и олицетворением всего того, что любил и ценил артист: его семья, друзья, зритель.

Симон Терян ушел со сцены неожиданно, в 1981-м году, в расцвете творческих сил и карьеры. Он рассказывал мне об этом, и, хотя прошло почти два десятилетия, чувствовалась глубокая боль артиста, ведь столько всего было еще не спето, недосказано и недодано зрителю и сцене... Терян так и не сказал, что же заставило его принять столь болезненное и трудное для себя решение.

ОН ЖИЛ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЬЮ, СТАРАЯСЬ ЗАБЫТЬ И СЦЕНУ, И АПЛОДИСМЕНТЫ, но так и не смог забыть своего зрителя. "Настоящий артист не может и не должен жить без сцены, потому что тогда отмирает часть его души - причем лучшая, искренняя часть. А это страшнее физической смерти" - говорил Терян.

И когда в 1994 году, после 13-летнего молчания, Симон Терян вернулся на сцену только на один вечер, всего на 4 часа, он понял, что не имел права обрекать себя и своего зрителя на ту пустоту, которая разделяла их столько лет. Снова он стоял на сцене в своей легендарной черной сорочке, и все, о чем молчал 13 лет, за него сказали глаза и руки. А зритель ждал его. По-прежнему любил, а для многих, как и для меня, это был первый концерт Артиста. В зале было очень много молодежи, которая не знала Теряна, но уже после первых песен полюбила его. Помню свое желание тогда - чтобы это действительно было возвращением Теряна на сцену. Но на самом деле артист так прощался. Со сценой, со своим зрителем. И концертов больше не было.

После выхода интервью с Теряном я должна была встретиться с ним еще раз, но он уже лежал в больнице. Навестить и отнести ему любимые спелые вишни я так и не успела - 30 июня сердце Теряна остановилось. В памяти остались темный зал, первые аккорды песни и сноп прожектора, высвечивающий его лицо и руки.

Инесса МИРИДЖАНЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЛОДЫ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ
      2017-11-21 12:12
      316

      Только чиновник способен взять бумагу идеального качества, покрыть ее чернилами идеального качества – и сделать эту комбинацию не стоящей и гроша ломаного. Милтон Фридман

    • СКОЛЬКО ЛЕТ НА РАЗМЫШЛЕНИЯ?
      2017-11-21 11:44
      350

      Недра принадлежат или не принадлежат государству? Только не воспринимайте меня в качестве 200-процентного государственника, считающего, что государство должно на все 300 процентов управлять экономикой страны и диктовать каждому производителю, сколько гаек или колосков он должен выпустить и вырастить во славу Его Величества плана. Ей-богу, я вовсе не враг частной собственности (хотя когда-то нас воодушевляли цитатой "Собственность есть кража"), я законопослушный гражданин страны, который, как и все ему подобные, хочет, чтобы законы действовали, а не красовались на бумаге. 

    • ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ИЛИ ИНСТРУМЕНТ ВМЕШАТЕЛЬСТВА?
      2017-11-20 14:40
      665

      Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на днях договорились о дальнейшем укреплении отношений. При этом стороны, во-первых, выразили надежду на более тесное сотрудничество в сфере противодействия терроризму, организованной преступности и другим глобальным угрозам, во-вторых, обсудили возможные пути наращивания эффективного взаимодействия организаций.

    • В АРМПЕДЕ ОТМЕТИЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ФИЛОСОФИИ
      2017-11-20 14:38
      605

      В Международный день философии, 16 ноября, в Армянском государственном педагогическом университете имени Хачатура Абовяна состоялась презентация монографии кандидата философских наук Андраника СТЕПАНЯНА "Учение о смерти Бога". 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Азнавур о своем детстве и семейной жизни
      2017-11-13 12:00
      107

      Всемирно известный шансонье Шарль Азнавур рассказал корреспонденту "Первого канала" о своем детстве и семейной жизни.

    • ГОРИТ ЕЕ ЗВЕЗДА
      2017-11-10 14:58
      3733

      Сколько о ней можно рассказать разного? О ее жизни на сцене. Восстановить в памяти ее песни - тоже разные, ни одна не похожа на другую. Или рассказать о ее увлечениях, пристрастиях - их так много, что хватило бы на несколько жизней. Она прожила короткую, но яркую жизнь. В этом году ей исполнилось бы 60 лет, и уже пять лет ее нет с нами.

    • СВЕТ ЗВЕЗДЫ
      2017-07-10 15:36
      6660

      "Феномен Лусинэ Закарян будет вечно жить в нашем духовном мире..." Говорят, если искусству везет с эпохой, то это надолго. Жестокий XX век подарил нам блестящую плеяду деятелей искусства - художников, композиторов, поэтов, великолепных исполнителей, среди которых особенно ярко горит звезда Лусинэ Закарян, которой в этом году исполнилось бы 80 лет. Больше двадцати лет ее нет с нами, но жива память о выдающейся певице. Таинственным, непостижимым образом Лусинэ живет даже на своих фотографиях. Кажется, что перед тобой друг, с которым ты всегда можешь поговорить по душам.

    • АЛЕКСАНДР ТАМАЗОВ В ПОИСКАХ АТМОСФЕРЫ
      2017-06-28 15:20
      9013

      Не секрет, что наша музыкальная культура долгие годы держалась на крупных именах, на хороших оркестрах, на способной молодежи. Но начиная с 90-х годов в связи с известными социально-экономическими переменами многие артисты, музыканты покидают страну. Волны эмиграции шли одна за другой, о чем написано множество горчайших страниц. Эта проблема до конца не решена и в наши дни. Ведь известно, что месяцы простоя разъедают талант, вызывая чувство неудовлетворенности и безысходности. Не случайно десятки одаренных людей ломаются на этом, исчезают в расцвете сил, так и не найдя своего пути в искусстве.