ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ

Исполняется 75 лет вице-президенту Российского териологического общества, профессору МГУ, доктору биологических наук, завлабораторией млекопитающих Палеонтологического института РАН Александру Карэновичу АГАДЖАНЯНУ и 50 лет его научной деятельности.

Выпускник биолого-почвенного факультета МГУ (1965 г.), коренной москвич А.Агаджанян воспитывался в семье инженера-автодорожника Карэна Агаджаняна, мать которого - прямой потомок прославленного княжеского рода Лорис-Меликовых, а отец, александрополец Оник Агаджанян был известным в Армении гидростроителем.

ЕЩЕ СО СТУДЕНЧЕСКИХ ЛЕТ БУДУЩИЙ УЧЕНЫЙ ИНТЕРЕСОВАЛСЯ одним из наиболее увлекательных направлений современной палеонтологии - изучением ископаемых остатков мелких млекопитающих: насекомоядных, рукокрылых, зайцеобразных и грызунов. Кроме основополагающего теоретического интереса, данное направление имеет также прикладное значение. Из всех известных палеонтологических методов он по сей день является самым точным для надежной и дробной хронологической периодизации плиоцен-плейстоценовых (последние 5 миллионов лет) континентальных отложений и, таким образом, представляет большой практический интерес для геологов и палеогеографов.

Под непосредственным руководством основоположника всесоюзной микропалеотериологической "школы" (териология - наука о млекопитающих), профессора И.Громова в 1971 г. молодой ученый успешно защищает кандидатскую диссертацию, посвященную плейстоценовым грызунам центра Русской равнины.

Научная судьба и в дальнейшем была щедра и благосклонна к молодому кандидату географических наук: еще в далекие 70-е ему посчастливилось пообщаться и дружить с крупнейшими учеными, в том числе зоологом Петром Гамбаряном (сыном известного геолога П.Гамбаряна, трагически погибшего в авиакатастрофе в 1934 г.), палеогеографом академиком К.Марковым, всемирно известным ботаником, академиком Арменом Левоновичем Тахтаджяном.

Молодой ученый познакомился с Арменом Левоновичем в 1971 г. во время тихоокеанской экспедиции на научно-исследовательском судне "Дмитрий Менделеев" при совместном исследовании Австралии, Новой Гвинеи, Новой Каледонии, Самоа, Фиджи. По воспоминаниям Александра Карэновича, великий естествоиспытатель-энциклопедист много рассказывал об Армении и армянской культуре.

И ВОТ УЖЕ В 1973 г. ПО ПРИГЛАШЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЧЕТВЕРТИЧНОЙ ГЕОЛОГИИ Ю.Саядяна А.Агаджанян приезжает в Армению на совместные экспедиционные работы. В результате целенаправленных палеонтологических раскопок ему впервые удается обнаружить верхнеплейстоценовое местонахождение ископаемых мелких млекопитающих Лермонтово-1 в окрестностях одноименного села. Важно отметить, что до этого времени все без исключения ископаемые костные остатки как млекопитающих, так и позвоночных в целом на территории Армении были обнаружены либо случайно при производстве строительных, сельскохозяйственных, инженерно-геологических работ, либо попутно при археологических раскопках. Все они проводились не целенаправленно и не узкими специалистами-палеонтологами.

В дальнейшем, в начале 1980-х, А.Агаджаняну с его ереванским аспирантом Г.Мелик-Адамяном удалось обнаружить еще несколько местонахождений ископаемой микротериофауны: "Казачий пост", Арапи-1, Арапи-2. С помощью этого целенаправленного метода молодой ученый Г.Мелик-Адамян открыл ряд других местонахождений, в том числе крупнейшее плиоценовое местонахождение Нурнус, а затем под руководством А.Агаджаняна он защитил кандидатскую диссертацию.

В течение многолетней и плодотворной научной деятельности маститым естествоиспытателем открыто и исследовано более 100 местонахождений ископаемых микромлекопитающих, из которых около 40 - впервые. Они находятся как на территории бывшего СССР от бассейна рек Дон и Днепр до Алтая, Якутии и Чукотки, так и в Монголии и Черногории.

В общей сложности определено и монографически описано около 10000 ископаемых костных остатков, принадлежащих более 60 видам млекопитающих. Новый для науки вид ископаемой полевки ученый назвал в честь своего учителя И.Громова.

В настоящее время Александр Карэнович является одним из самых авторитетных ученых мира в области морфологии, систематики, палеоэкологии, эволюции и биостратиграфеского значения ископаемых плиоцен-четвертичных мелких млекопитающих. Он автор и соавтор более 250 научных статей, 7 монографий, изданных на русском, английском и немецком языках, в том числе 675-страничного фолианта "Мелкие млекопитающие плиоцен-плейстоцена Русской равнины", опубликованного в Москве в 2009 г. Одна из монографий ученого издана в Японии в 1995 г. Среди работ последнего времени заслуживает внимания фундаментальная коллективная монография "Природная среда и человек в палеолите горного Алтая" (2003 г.) в соавторстве со всемирно известным академиком РАН, археологом А.П.Деревянко и другими видными учеными. Книга посвящена комплексным исследованиям прославленной на весь мир Денисовой палеолитической пещеры.

Среди соавторов А.Агаджаняна - ведущие российские естествоиспытатели М.И.Ербаева, А.К.Маркова, Н.И.Глушанкова, Н.С.Болиховская, В.С.Байгушева, А.К.Барышников и другие.

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОФЕССОРА АГАДЖАНЯНА ИЗВЕСТНО ДАЛЕКО за пределами СНГ и удостоилось высокой оценки как ведущих российских, так и европейских специалистов В.Большакова, Н.Воронцова, Н.Смирнова, Ж.Агилляра, Ж.Артенберже, К.Ковальского, А.Надаховского, М.Кретцоя, Ч.Репеннинга, Х.Тобиена и др.. С 1993 г. он заведует отделом млекопитающих Палеонтологического института РАН и свою научную работу успешно сочетает с педагогической, читая курс палеозоологии на биологическом факультете МГУ. Под его научным руководством защищено 10 кандидатских диссертаций.

Агаджанян всегда поддерживал и поддерживает тесные контакты с армянскими коллегами. В вопросах микротериологического материала из разновозрастных археологических раскопок (верхнепалеолитическая пещера Ереван-1 и т.д.) он консультировал археологов Б.Ерицяна, С.Межлумян. Недавно при его непосредственном содействии в Армению был откомандирован известный специалист по ископаемым слоновым, старший научный сотрудник лаборатории млекопитающих ПИНа Е.Мащенко, который впервые в Армении идентифицировал остатки шерстистого мамонта. В честь своего учителя Г.Мелик-Адамян назвал найденный в Нурнусе и живший приблизительно 5 млн лет назад новый вид ископаемого - зайцеобразного Ochotona agajaniani.

Автор выражает благодарность кандидату геологических наук Гайку Мелик-Адамяну за предоставленные материалы.