Последние новости

ВОПЛОЩЕНИЕ ЗАМЫСЛА

Есть концерты, впечатлений от которых хватит на целую жизнь. Они предстают как некое цельное произведение, сочетающее в себе двойной сюжет: творение композитора и творение исполнителя. Сегодня очень в чести интерпретация. Но стоит ли так уж ей придавать значение в передаче нотного текста, который прошел испытание временем и представляет из себя совершенно нетленную, живую ценность? Ведь в сущности задача исполнителя состоит в том, чтобы проникнуть в замысел композитора, прочесть волнения его души, найти причинно-следственные обстоятельства появления произведения, которое он исполняет, и, как бы передать композитору дружественный привет, выражая отчаянную надежду, что он разгадал его… 

ЦЕЛАЯ ГАММА ЧУВСТВ, СВЯЗАННАЯ С ПЕРЕДАЧЕЙ ТЕКСТА, ЗАПИСАННОГО НА НОТНЫХ ЛИНЕЙКАХ. И строгий наказ композиторов - играйте и исполняйте, как написано! Вот в чем состоит истинная миссия исполнителя. Таких музыкантов, которым веришь, как природе, как солнцу или дождю, при этом, не путая их друг с другом, крайне мало. Именно к их числу относится удивительный музыкант, дирижер и пианист Ваагн ПАПЯН.

Он получил блестящее образование вначале в Ереване, потом в Московской консерватории по классу фортепиано у профессора М.С. Воскресенского и в Ленинградской консерватории по классу дирижирования у профессора И.А. Мусина. С тех пор он сочетает эти две профессии в своем служении Музыке. Он не называет ни одну из них главной - обе главные. И это слияние двух сфер - авторитарной дирижерской профессии и бесконечно романтичной и личной пианистической - создает особый музыкальный объем в том, что он делает здесь и сейчас.

Ваагн Папян вырос в Ереване. Сын известного художника Анатолия Папяна и прекрасной пианистки Амалии Байбуртян, Ваагн с раннего детства ощутил благословение небес в особой привязанности к музыке, так часто звучащей дома, в желании разгадать ее тайны и секреты. Школа, первые успехи, консерватория, победы на конкурсах - все пронеслось как вихрь, время работало на него, он вырастал в большого музыканта, и эта его сущность уже как бы властвовала над его человеческой судьбой. Будучи крепким орешком, он не поддался никаким жизненным испытаниям, и разумно поддерживая в себе страсть к совершенствованию, добился этого!

Его первые дирижерские выступления в Ереване всех приводили в восторг. Такой властности над оркестром сторожилы филармонического зала видели разве что у самых выдающихся и маститых дирижеров. В роли второго дирижера Ереванского филармонического оркестра (тогда главным дирижером нашего оркестра был В. Гергиев) Ваагн Папян проработал с 1982 года по 1987, а дальше, по 1989-й он был уже художественным руководителем оркестра и главным дирижером. В его биографии появились частые гастрольные выступления. Он знакомился с залами, оркестрами, городами, коллегами, И это было для него не калейдоскопом впечатлений, а спиралью вокруг оси призвания, поднимающей его все выше и выше. С 1991-го Ваагн Папян выступает как дирижер оркестра Беер Шева (Израиль) и руководит оркестром Иерусалима.

НО ЖИЗНЬ ВОСТРЕБОВАННОГО АРТИСТА ЭТО ВСЕГДА СКАЗАНИЕ О ГРАЖДАНИНЕ МИРА. А дирижеру к тому же всегда нужен свой, хороший, качественный оркестр. И вот Ваагн Папян - главный дирижер и художественный руководитель Государственного филармонического оркестра Казахстана, где он проработал с 2008 по 2013-е годы.

Сегодня он подсчитывает страны, в которых выступал как дирижер и как пианист. Их около 50: Америка, Япония, Россия, Словакия, многие страны Европы и снова Израиль, где он сейчас возглавляет симфонический оркестр Ашдода. Удивительно, что он не загордился. И это тоже свойство настоящего артиста. Так не загордился Владимир Спиваков - всегда и всем нежнейший друг, не загордился великий Пласидо Доминго, и сейчас на склоне лет взволнованный и трепетный, скромный и всегда надежный. Это особая порода людей, это не профессиональное, а человеческое качество. Про таких говорят - львиная порода. Они такие - смелые и мощные и при этом нежные и бесконечно доброжелательные. Я смотрю, как Ваагн на следующий день после своего триумфального выступления поздравляет с концертом своего товарища, пианиста, как уговаривает его не волноваться, - тот не очень доволен собой. Ваагн искренен: пианист отличный, я бы сказала, роскошный, но нетренированный той самой артистической линией жизни, в которой железная логика совершенствования из дарования делает артиста, а из таланта гения.

И вот он перед нами, и мы всемерно рады и довольны, что к искусству армянского происхождения прибавляются новые гении. Мы щедро дарим ему это определение, не опасаясь преувеличения. Я по профессиональной привычке уже усмиряла свой восторг после концерта, когда вдруг услышала взволнованный голос женщины, очень серьезной, уже взрослой, по профессии программистки: "Он играл, как Моцарт!" - громко шептала она... Непосредственная и удивительно точная по образности ремарка.

ВААГН НАЧАЛ КОНЦЕРТ УВЕРТЮРОЙ К ОПЕРЕ МОЦАРТА “ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА”, которая открыла следующий акт концертного спектакля. Подвезли рояль к центру сцены и зазвучал Концерт Моцарта для фортепиано с оркестром N21. Ваагн играл его в той исполнительской традиции, в какой играли инструментальные концерты во времена Гайдна и Моцарта, исполняя сольную партию и одновременно дирижируя оркестром. Традиция традицией, но как он играл! Чистый водопад хрустальных звуков был напоен и жизненной энергией, и юмором, и счастьем, настроение радости сменялось легкой печалью и тут же включался инстинкт бежать от нее, виртуозно запутывая следы, меняя направления мелодии, изобретая новые гармонические модуляции, обманывая слушателя в его ожиданиях игриво, по-моцартовски непредсказуемо… Да, это был Моцарт, и в исполнении Ваагна Папяна - та самая истинная интерпретация, которая творится во славу личности композитора.

А во втором отделении концерта Ваагн Папян дирижировал Симфонией Сен-Санса N3, "Симфонией с органом". Французский композитор Камиль Сен-Санс (1835 – 1921), будучи пианистом, органистом, прекрасно знал, как извлечь из всех инструментов волшебные отзвуки природы, как гармонизировать звучащий мир с миром музыки. Его многогранная индивидуальность музыканта ориентировалась в романтическом направлении. Высочайшим авторитетом для Сен-Санса был Лист, под влиянием которого написаны его симфонические поэмы, симфонии. А Симфония N 3 с солирующим органом прямо посвящается "Памяти Листа".

Дирижер, со своейственной ему увлеченностью погрузился в эту, всегда загадочную сферу симфонизма. Музыкальный текст сам по себе, но еще история музыки, история жизни, творений… Этот объем сопрокосновений, прочувствованных дирижером и переданных нам, слушателям, создает уже его личный творческий портрет. И мы можем сказать, что творческий облик Ваагна Папяна нам бесконечно интересен, он потенциально богат и жизнелюбив, что очень важно. От него исходит природная сила, которая, конечно же, работает и в пользу армянского искусства. Восторгаясь его очередным выступлением в Ереване, мы надеемся на новые и более частые встречи. А пока пожелаем ему успехов и счастья в предверии Нового года!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВЛАСТНОЕ ОБАЯНИЕ ЖЕНЩИН
      2018-05-23 15:33
      515

      В один прекрасный день армянской революции композитора Гегуни Читчян навестила парижская пианистка Софья Меликян. Она подарила ей CD, на котором записано в ее исполнении фортепианное произведение Читчян "Армянские барельефы". Но это CD имеет особое содержание. Оно посвящено произведениям композиторов-женщин. Гегуни Читчян вошла в состав избранных и широко признанных современных композиторов, конечно, с пристрастием отобранных самой пианисткой.

    • КОНЦЕРТ В ГАМБУРГЕ. ГРАНДИОЗНЫЙ УСПЕХ
      2018-04-04 15:15
      1275

      Этот концерт, конечно же, войдет в историю армянской музыки. И по конкретной статистике данных, в историю концертной жизни Гамбурга.

    • ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАШЛА В ТУПИК
      2018-03-21 15:37
      1131

      Кто выдумал это двуличное слово "оптимизация"? Я его часто встречала в прессе в разных публикациях, посвященных вопросам стагнации здравоохранения, упадка сельского хозяйства, образования. Оно всегда упоминалось по тем или иным вопросам в отрицательном смысле. Теперь же это скопроментированное понятие руководит действиями наших чиновников.

    • ЗВЕЗДНЫЕ ЧАСЫ ЭДУАРДА АЙРАПЕТЯНА
      2018-02-21 15:33
      1543

      Эдуард Айрапетян - яркий представитель армянской композиторской школы. Прочный академизм этой школы, базирующийся на основах европейского классицизма и старой профессиональной музыки Армении, не утратил живую связь с фольклором, который продолжает питать всю инфраструктуру современной армянской музыки. Музыка второй половины ХХ века - первой четверти XXI пополнилась ее замечательными образцами. Среди них особое место занимают произведения Эдуарда Айрапетяна.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОНКУРС: ПРИЩЕЛКИВАЙТЕ ПАЛЬЦАМИ И ПРИХЛОПЫВАЙТЕ ЛАДОШКАМИ!
      2018-05-23 15:52
      1361

      В начале мая я побывала на международном конкурсе молодых исполнителей им. Важы Чачавы в Тбилиси. Конкурс памяти этого музыканта заинтересовал сразу.

    • ВЛАСТНОЕ ОБАЯНИЕ ЖЕНЩИН
      2018-05-23 15:33
      515

      В один прекрасный день армянской революции композитора Гегуни Читчян навестила парижская пианистка Софья Меликян. Она подарила ей CD, на котором записано в ее исполнении фортепианное произведение Читчян "Армянские барельефы". Но это CD имеет особое содержание. Оно посвящено произведениям композиторов-женщин. Гегуни Читчян вошла в состав избранных и широко признанных современных композиторов, конечно, с пристрастием отобранных самой пианисткой.

    • МУЗЫКА ХАЧАТУРЯНА – ОТ МАЛЬТЫ ДО УРАЛА
      2018-05-18 15:42
      2586

      Вот уже шестой год в столице республики Мальта - Валетте проводится колоссальный по охвату и грандиозный по значимости фестиваль классической музыки с участием мировых звезд первой величины. В этом году в рамках фестиваля прошли Дни культуры Армении. Обо всем этом состоялся разговор с участницей фестиваля пианисткой "ХачатурянТрио", директором Дома-музея Арама Хачатуряна, профессором государственной консерватории Армине ГРИГОРЯН.

    • ВЗРОСЛЫЕ ДЕЛА ДЕТСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
      2018-05-11 16:13
      1168

      "Наших ребят сегодня можно встретить во многих серьезных коллективах – в филармоническом оркестре, в оперном театре, в джаз- бэндах", - так начался разговор с директором Ереванской детской филармонии им. Ю.Бахшяна Саргисом МАРГАРЯНОМ.