Последние новости

ИСКУССТВО ВЫДАЮЩЕГОСЯ МАСТЕРА

Его имя хорошо знакомо профессионалам и любителям музыки. Один из могикан армянской школы игры на трубе, Микаел ХАЧАТРЯН неизменно собирал на свои концерты широкую аудиторию поклонников, почитателей его таланта. Этого большого, на редкость одаренного музыканта, опытнейшего педагога, не по таланту скромного, застенчивого помнят все те, кто долгие годы работал с ним рядом, кто у него учился, и те, кому только случайно довелось с ним встретиться. Не много в нашей жизни людей, память о которых так врезается в ум и сердце. Об этом свидетельствуют и высказывания о нем его современников.

Эдвард МИРЗОЯН, композитор, народный артист СССР:

Он создал свою школу

- Получив образование в Московской консерватории у одного из крупнейших  мастеров советского и исполнительского искусства, выдающегося солиста-трубача, профессора М.И.Табакова, Микаел Хачатрян создал в Армении собственную школу исполнительства, свидетельством которой является тот факт, что во всех оркестрах Армении и учебных заведениях играют и преподают его ученики.

Энергичный, принципиальный, пользующийся высоким авторитетом в среде музыкантов, М.В.Хачатрян много сил отдавал организаторской деятельности, успешно возглавляя научную и учебную работу Ереванской консерватории в должности проректора, а с июня 1970 г. - художественного руководителя и директора Академического театра оперы и балета им.А.Спендиарова.

Валентин ТОВМАСЯН, кандидат искусствоведения, профессор:

Это был великий педагог

- В истории музыки есть немало имен выдающихся музыкантов, но особое место среди них занимают те артисты, которым посчастливилось сказать свое слово в искусстве, непроторенными путями достичь совершенства. Вот почему имя Микаела Вагановича Хачатряна, великолепного солиста-трубача, замечательного педагога, воспитавшего целую плеяду молодых талантливых музыкантов, и неутомимого деятеля музыкального искусства овеяно славой. Его воспитанники Ваган Тиратурян, Николай Хачатрян, Акоп Чепеян, Юрий Балян, Валентин Товмасян, Грачья Потикян, Феликс Айрапетян и другие продолжают славные традиции своего великого педагога. Он обладал редко встречающимся даром, способностью открывать во всем, что его окружало, новое, интересное, увлекательное, достойное воплощения. В процессе такого открытия обнаруживались своеобразие, уникальность личности Микаела Вагановича, его души. Искусство великолепного мастера, озаренное романтикой глубоких человеческих чувств, эмоционально насыщенное, отточенное и глубокое по замыслу, всегда волновало слушателей.

Прогрессивный художник М.Хачатрян умел чутко уловить новые тенденции в исполнительском искусстве, тем самым обогащая замечательные традиции отечественной школы игры на духовых инструментах. Он оставил незабываемые образцы интерпретаций основных сочинений репертуара для трубы. Но, как это обычно бывает с истинными художниками, его исполнительские концепции не сковывали других исполнителей, в том числе и его учеников. Напротив, они открывали новые художественные глубины, новые пути и горизонты для осмысления сочинения, новые выразительные возможности звучания инструмента. Именно эта сторона его исполнительского искусства еще многие десятилетия будет влиять на развитие духового исполнительства, поиск новых подходов к концептуальной стороне интерпретации.

Необыкновенный человеческий и творческий дар Микаела Хачатряна проявлялся во всем: и в талантливом прочтении классических и современных произведений для  трубы, и в передаче своего гигантского опыта ученикам, и в редактировании многочисленных пьес, и в мудрых беседах о музыке и исполнительском искусстве.

Арам ШАМШЯН, заслуженный деятель искусств, профессор, проректор Ереванской консерватории:

В консерватории царила железная дисциплина

- Меня с Микаелом Вагановичем связывала совместная работа в Ереванской консерватории. Его отличал высокий профессионализм. Из Московской консерватории ему удалось перенести сюда не только прекрасную школу, но и профессиональную, общечеловеческую культуру. Всюду, где бы он ни работал, Микаел Ваганович вносил высокую дисциплину, создавал своеобразную творческую атмосферу. Его ценили не только за высокий профессионализм, глубокие знания и опыт, но и за высокие моральные качества. С ним всегда было интересно. В годы его работы проректором в консерватории была железная дисциплина, с ним было бесполезно спорить, потому что Микаел Хачатрян всегда был прав и его моральное превосходство чувствовали все и беспрекословно подчинялись его воле.

Христофор БАБАЯН, гобоист, профессор Ереванской консерватории:

По мировым стандартам

- Микаел Ваганович принадлежал к той категории людей, которые постоянно и благотворно влияют не только на отдельных людей, но и на общество в целом. Это был высокообразованный, яркий музыкант. Слушателей он восхищал блестящим владением инструмента, виртуозной техникой, широким диапазоном и прекрасной кантиленой.

Огромное место в деятельности Микаела Хачатряна занимала педагогическая деятельность, которой он отдал 55 лет жизни, воспитав не одно поколение блестящих музыкантов, привив им любовь к музыке, преданность избранной профессии. Под его руководством закончили консерваторию и аспирантуру многие первоклассные трубачи, в их числе лауреаты международных конкурсов.

Немало места Хачатрян уделял научно-методической работе: это статьи, доклады, очерки (школа игры на трубе), сборники транскрипций, этюдов, переложений пьес для трубы, армянских песен... Можно смело сказать, что он создал академическую, по мировым стандартам, школу игры на трубе, которой до него в Армении не было.

Юрий БАЛЯН, профессор Ереванской консерватории, заслуженный артист РА:

Мы благодарны ему за все

- Мне посчастливилось работать с М.Хачатряном в оркестре Академического театра оперты и балета им. Спендиарова, где он играл партию первой трубы в таких спектаклях, как "Алмаст", "Дон Паскуале", "Кармен" и других. Эти партии в его исполнении звучали бесподобно, ярко, красиво, чисто, с филигранной техникой.

Много сил он отдавал своим студентам, многие из которых стали солистами различных оркестров, духовых, эстрадных, симфонических. Помню, как он радовался, когда почти всем классом мы поехали в Москву. Профессора Московской консерватории были в восторге от уровня исполнения. Выступления студентов-трубачей Ереванской консерватории были особо отмечены профессорами Г.А.Орвидом, С.Н.Ереминым, Т.А.Докшицером. Мы вернулись из Москвы вдохновленные победой и начали с еще большим рвением под руководством любимого педагога готовиться к конкурсам. Мы благодарны ему за все, что он сделал для каждого из нас, и навсегда сохраним светлую память о нашем Учителе.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • С ЛЮБОВЬЮ К ПЕВЦУ МОРЯ
      2017-07-28 14:46
      11429

      Выставка современных армянских художников, посвященная 200-летию И.АЙВАЗОВСКОГО Два века отделяют нас от даты рождения великого мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. И без стремления сказать что-то свое, заслуживающее внимания читателей, писать об Айвазовском невозможно. Много интересного об Айвазовском мы узнали в последние годы из книг, альбомов, статей исследователя его творчества, заслуженного деятеля искусств Шаэна Хачатряна. Целью искусствоведа было по возможности шире представить армянскую сторону жизни и творчества художника, пока еще мало известную русским любителям искусства.

    • ФЕВРАЛЬСКАЯ МУЗЫКА В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ
      2016-02-26 13:36
      2383

      Музыкальные афиши, извещающие о концертах известных зарубежных артистов, свидетельствуют о том, что репертуарная палитра сегодняшней концертной жизни Еревана обещает стать достаточно насыщенной. Она включает произведения всех эпох, стилей национальных школ и направлений. И в этом заслуга многих наших коллективов и в первую очередь - Национального филармонического оркестра Армении под управлением Эдуарда Топчяна. Примечательно, что укрепляются контакты не только с нашими соотечественниками из Спюрка, но и с музыкантами из Европы, США - пианистами, скрипачами, виолончелистами, дирижерами. Контакты эти расширяются, обогащаются новыми формами, способствуют сближению культур.

    • ЛАУРЕАТ КОНКУРСА ИМ. ЯНА СИБЕЛИУСА
      2015-12-14 15:58
      2058

      Чудо искусства - не метафора. Сколько усилий нужно приложить, чтобы людей, озабоченных нынешними проблемами, сделать хоть немного радостными. Эту радость доставила весть об успешном выступлении на Международном конкурсе им. Яна Сибелиуса нашего соотечественника, двадцатилетнего скрипача из Вены Эмиля Чкнаворяна, сына дирижера, хорошо известного в Армении и за рубежом, Лориса Чкнаворяна.

    • МАСТЕР О МАСТЕРАХ
      2015-12-04 15:01
      1591

      "Прошедшие и сегодняшние дни" - так называется книга, вышедшая недавно в издательстве "Геворг - Грайр". Конечно, читателей может привлечь к книге прежде всего признанный всеми авторитет автора - известного режиссера театра, народного артиста, лауреата Государственной премии РА, профессора Ерванда КАЗАНЧЯНА.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ХАЧАТУРЯН И ДЖАЗ
      2017-11-20 15:59
      585

      В Ереване продолжается V Международный фестиваль им.Хачатуряна, который продлится до 11 декабря. Уже прошло несколько концертов с участием известных мастеров исполнительского искусства из разных стран. А недавно в рамках фестиваля состоялся музыкальный вечер, ставший настоящим сюрпризом. Он вызвал огромный интерес у публики еще на стадии его анонсирования. Неудивительно: название концерта "Хачатурян и джаз" говорило о многом, разделяя ценителей классической музыки на скептиков и любопытствующих.

    • СВОБОДНЫЕ ГРАЖДАНЕ ВЕЧНОЙ ССЫЛКИ
      2017-11-17 15:13
      1721

      Антонина Михайловна ПОВЕЛАЙТИТИ-МААРИ, вдова Гургена Маари, уже не первый раз делится своими воспоминаниями на страницах нашей газеты. И каждый раз эти ее небольшие безыскусные рассказы раскрывают какие-то новые, в чем-то даже будничные и от этого еще более страшные по своей сути детали из жизни политзаключенных, знакомые только тем, кто сам прошел через этот ад. 

    • РОСКОШНЫЙ ДВИН ВЕРНЕТСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ
      2017-11-15 16:44
      1753

      Под средневековыми пластами города Двин специалисты обнаружили строения эпохи ранней бронзы, раннего железа и античности. Найдено 27 уникальных святилищ доурартского периода

    • "БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ!"
      2017-11-15 16:38
      1801

      Новая театральная постановка Недавно тбилисский литератор и музыкант Артэм Григоренц (Киракозов) представил публике свою третью комедийную пьесу под названием "Будем надеяться". И снова в собственной постановке, вместе с небольшой труппой его любительской театральной студии "Обводный переулок", совместно с русским литературным обществом "Арион", под руководством журналиста и культуртрегера Михаила Айдинова.