Последние новости

БЕСПРЕЦЕДЕНТНО ДАЖЕ ДЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ШКОЛЫ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ -

заявил в интервью "ГА" заведующий отделом истории средних веков Института истории НАН РА Арташес ШАХНАЗАРЯН

- Г-н Шахназарян, тот факт, что яростная фальсификация армянской истории является одной из фишек азербайджанского агитпропа, давно уже является общеизвестным. Вопрос в том, должны ли мы реагировать на подобные вещи?

- Я считаю, мы должны это делать обязательно. Тем более что в последнее время азербайджанская пропагандистская машина, следуя по пути беспрецедентного искажения истории армянского народа, стремится буквально ее перечеркнуть. Ярким тому примером является, например, деятельность объявившего себя "объективным" исследователем бывшего инженера-строителя, а ныне "политолога" Фуада Ахундова. "Если из истории Армении убрать всю ложь, то это вовсе не значит, что там останется одна только правда, может, в ней вообще ничего не останется", - пишет сей "объективный" исследователь. Данное утверждение находим в первом томе электронной версии его книги "Истребители фальсификаций", написанной в 2012 году. Разумеется, Ахундов, для которого азербайджанская пропагандистская машина служит кормушкой, не мог не принять участия в албанизации, то есть азербайджанизации Арцаха, и объявил Арцах албанским, тем самым приложив руку к "святому" делу исторического обоснования поползновений Азербайджана в отношении этого исконно армянского края. Именно такую цель преследует поднятая им шумиха вокруг небольшого эпиграфического сборника Иосифа Орбели.

- Расскажите об этом подробнее...

- Ахундов сначала обратился к этому сборнику в вышеназванной книге, а затем в своей претендующей на сенсацию статье, опубликованной на страницах "Независимой газеты" от 2 сентября сего года под заглавием "Тайна исчезновения книги Орбели раскрыта". В этой статье он сообщает, что во второй половине сентября выйдет в свет его книга "Тайна исчезновения книги Орбели". Насколько известно, данная книга пока не издана. Скажу, что для Ахундова поводом к написанию этой статьи послужила статья политолога А. Евстратова "Колокольни и минареты Карабаха", опубликованная в той же газете 19 августа сего года. Находящиеся на территории НКР и бережно охраняемые мусульманские религиозные строения Евстратов справедливо называет персидскими, а обращаясь к периоду деятельности гандзасарского католикоса Есаи hАсана Джалаляна, справедливо отмечает, что "монастырь Гандзасар стал политическим центром средневековой Армении". Не соглашаясь с Евстратовым, Ахундов выдвигает "альтернативный научный взгляд на темы, освещенные Евстратовым".

- И в чем же он заключается?

- С целью опровержения А. Евстратова и "восстановления" исторической истины Ахундов обратился к книге Иосифа Орбели "Надписи Гандзасара и hАвоцптука", назвав Орбели "одним из истинных служителей науки армянской национальности", а его труд вовсе не случайно охарактеризовав эпитетами "фундаментальный" и "бесценный". Ахундов пишет, что книга Орбели якобы полностью опровергает утверждение Евстратова, а точнее - постулат армянской историографии о том, что Гандзасар был политическим центром Армении, и книга "подтверждает, что очень древнее христианское наследие Карабаха относится к наследию и истории Кавказской Албании". Кстати, еще в 2012 г. Ахундов заявлял, что книга в 1919 г. была издана Иосифом Орбели в Петрограде, "однако по непонятным причинам изданный тираж был задержан и не увидел свет. Таким образом, этот фундаментальный труд стал недоступным для научной среды и широкой общественности". Сейчас он утверждает, что "в 1919 году он (И. Орбели) издал книгу "Надписи Гандзасара и hАвоцптука" и сразу же уничтожил весь тираж". В итоге он пришел к заключению, что "армяне силятся предать забвению бесценный труд И. Орбели".

Дабы "восстановить" историческую истину, Ф. Ахундов искал и нашел книгу И. Орбели в "архивах Петербурга" и вновь убедился в том, что она опровергает "антинаучные" рассуждения на исторические темы и что "собранные Орбели древние надписи с храмов Карабаха, в том числе Гандзасарского монастыря, раскрывают его как центр албанской, а не армянской церкви". И если три года назад он всего лишь строил догадки о причинах, помешавших выходу в свет этой книги, то сегодня он заявляет, что знает об истинных причинах этого "столь странного поступка" И. Орбели. Согласно Ахундову, в 1918 г. правительство Армении, выдвинув территориальные требования, начало военные действия против Азербайджана "за исконно армянские земли Нагорного Карабаха", а выводы И. Орбели о том, что Нагорный Карабах является не армянским, а албанским, "подрывали интересы Армении... Очевидно, что, скорее всего, именно правительство Армении и заставило автора уничтожить весь тираж собственной книги". За этим выводом Ф. Ахундова, ставшим благодаря слову "очевидно" весьма сомнительным, следует другое его утверждение, путающее азербайджанские реалии с армянскими: "Вот под каким прессингом находятся армянские ученые, излагающие историю Армении и Нагорного Карабаха... их научные статьи скорее напоминают статью Евстратова. В них исторические факты переворачиваются с ног на голову".

Давайте же посмотрим, в чьих статьях "исторические факты переворачиваются с ног на голову" - в статьях А. Евстратова и армянских ученых или Ф. Ахундова и его соратников по перу? Дело в том, что Ахундов не только дискредитирует труды выдающегося ученого И. Орбели и арменоведение в целом, но и вводит в заблуждение читателей. Поскольку его мифотворчество является беспрецедентным даже для азербайджанской школы фальсификаций, занимающихся подтасовкой исторических фактов, то мы вынуждены назвать вещи своими именами. Ахундов так же далек от науки, как территория, ныне называемая Азербайджаном, от его родины - Турана.

- По-видимому, и его знакомство с арменоведческими  работами оставляет желать лучшего...

- Это определенно так. Иначе он не утверждал бы, что якобы "около 100 лет в научных кругах эта книга считалась утерянной" и что ее "армяне силятся предать забвению". На самом деле И. Орбели не занимался глубоким исследованием надписей, собранных в Арцахе-Хачене, и эту книгу, названную Ахундовым "фундаментальным" исследованием, сам И. Орбели считал сборником "сугубо эпиграфического характера", как и есть на самом деле. В книге всего 44 страницы. В нее включены: предисловие на четырех страницах, сведения о Гандзасаре (2 страницы) и hАвоцптуке (1 страница), именной указатель (2 страницы), а также соответственно 87 и 13 армянских надписей, скопированных с этих памятников. Эти надписи при "любом альтернативном научном взгляде" никак нельзя назвать албанскими. Сборник Иосифа Орбели являет собой не книгу, а корректорский экземпляр типографской верстки, дошедшей до нас в трех экземплярах, причем не полностью. В первом, наиболее полном экземпляре отсутствует предисловие, написанное в январе 1917 г., а также представляющее огромную важность приложение, датированное 8-м января 1922 г., и именной указатель. Второй экземпляр включает в себя предисловие и сведения о памятниках, а в третьем экземпляре отсутствуют лишь 3 страницы предисловия. Первый экземпляр этой верстки И. Орбели незадолго до смерти в конце 1960 г. вместе с корректорскими оттисками составленных им сборников эпиграфических надписей Ани и Мрена передал своему ученику - эпиграфисту С. Бархударяну для публикации. К сведению Ахундова, два других экземпляра хранятся не в "архивах Петербурга", а конкретно в архиве петербургского филиала АН России. Непонятно, что имел в виду ставший жертвой своего неведения Ф. Ахундов, говоря "о научной среде и широкой общественности". Зато мы знаем, что этот неизданный сборник известен не только арменоведам, но и лицам, интересующимся историей армянского народа. Впервые сборник был упомянут в библиографии И. Орбели, изданной в Ереване в 1957 г. ("Иосиф Абгарович Орбели", с. 59), а впоследствии - в предисловии I тома составленного Иосифом Орбели сборника "Свод армянских надписей", изданного в Ереване в 1966 г. (с. XXVIII).

 Гандзасар- А кто в дальнейшем обращался к этому сборнику?

- Баграт Улубабян (в статье "Академик Орбели и Хачен", "Вестник архивов Армении", 1972, N 1, с. 197-204 (на арм. яз.) и в книге "Гандзасар", Ереван, 1981, с. 82-84 (на арм. яз.), в которых подробно описал "выявленный" Ф. Ахундовым экземпляр. Причем в книге "Гандзасар" в главе "Надписи монастыря" (с. 76-166), соблюдая нормы научной этики, Баграт Улубабян включил в библиографию, приложенную к своим расшифровкам надписей, также неопубликованный сборник Иосифа Орбели, указав разночтения в сделанной им и академиком И. Орбели расшифровке надписей. С. Бархударян, составитель V тома сборника "Свод армянских надписей" (Ереван, 1982, на арм. яз.), в котором представлены надписи Арцаха-Хачена, поступил так же, дав ссылку на сборник Орбели, причем с заглавием на грабаре (с. 40), как это было сделано самим Орбели. Согласно новоиспеченному "знатоку" научного наследия И. Орбели, "Орбели совсем некстати издал книгу, где указывал Армянской церкви на искажение и присваивание древних албанских надписей". Во-первых, отметим, что в Арцахе-Хачене И. Орбели собрал не 300 или более 1000 надписей, как соответственно в 2012 и 2015 гг. написал противоречащий сам себе Ахундов, а 260 надписей. 100 надписей из указанных 260 (надписи Гандзасара и Авоцптука) им были подготовлены к изданию, а оставшиеся 160 надписей были собраны им в одной общей тетради, на обложке которой имеется надпись "Армянские надписи Хачена". Эта тетрадь хранится в том же архиве, и Ф. Ахундову, побывавшему в этом архиве, об этом должно было быть известно.

Давайте посмотрим, каким же образом Ф. Ахундов вводит читателя в заблуждение? В действительности И. Орбели в январе 1917 г. написал следующее: "Мне пришлось впервые заняться армянскими надписями области Хачен... При списывании надписей выяснилось, что в Хачене, может быть, более чем в какой-либо другой области Армении, надписи гибнут и исчезают... Опыт показал, что армянские надписи пока удобнее печатать небольшими сборниками, поэтому и хаченский сборник разбит на выпуски".

- То есть мечты Ахундова никак не сбываются, поскольку Орбели считал Арцах-Хачен областью не Албании, а Армении?

- И соответственно надписи памятников Арцаха-Хачена И.Орбели называл не албанскими, а армянскими, как и есть на самом деле. Причем такова же была точка зрения Н. Марра, который в 1910 г. писал о том, что в 1909 г. И. Орбели "совершил самостоятельное путешествие в Хачен - древнее армянское княжество, откуда привез целую серию армянских надписей" (ИАН, 1910, с. 1411). Следовательно, как подсказывает здравая логика, если бы правительство Армении знало об этом сборнике, что маловероятно, то оно должно было быть заинтересовано не в уничтожении всего тиража (как заключил Ф. Ахундов, представивший сборник И. Орбели в "объективно" кривом зеркале), а в обратном.

В действительности причины задержки издания этого сборника, равно как и неизданности впоследствии, совершенно иные. Первая причина заключалась в том, что И. Орбели не был уверен в абсолютной безошибочности своего прочтения надписей. Об этом явствуют строки, написанные им в январе 1917 г.: "Надписи собирались мною давно, когда я только что начинал занятия армянской эпиграфикой, и я лучше, чем кто-либо, осознаю возможность погрешностей в чтении". Тем не менее он сдает сборник в печать, поскольку в Арцахе-Хачене "более, чем в какой-либо другой области Армении, надписи гибнут и исчезают". Однако 30 ноября 1917 г. и 24 августа 1918 г. в результате наводнения в Петербурге в типографии АН России погибли верстки сборника. В 1919 г. сборник был снова набран, и корректорские оттиски типографской верстки были готовы, но автор их не издал, ибо намерен был вновь побывать в Арцахе-Хачене и проверить свою расшифровку надписей.

Однако ему не удалось сделать это, поскольку в результате захватнических устремлений Азербайджана в отношении Арцаха-Хачена там, по словам И. Орбели, "несколько лет свирепствовала война". В конце концов И. Орбели вынужден был 8 января 1922 г. добавить к написанному в январе 1917 г. предисловию следующее: "С еще большей тревогой за возможные погрешности и с еще большим убеждением в необходимости выпустить этот сборник надписей, собранных в местности... где человек и природа совместно разрушали древние памятники, я подписываю к печати эту работу".

- Что же случилось?

- Река Нева иначе распорядилась судьбой этого сборника. 23 сентября 1924 г. Нева вновь вышла из берегов и затопила типографию АН России. Погибли как верстки этого сборника, так и подготовленные Иосифом Орбели к публикации верстки сборника эпиграфических надписей Ани и Мрена. В дальнейшем в силу крайней занятости ученый не занялся их публикацией и, как было сказано выше, к концу жизни с просьбой об издании этих сборников обратился к С. Бархударяну. Сборник эпиграфических надписей Ани вышел в свет в 1966 г., а надписей Мрена - в 1974 г. Что же касается "выявленного" Ф. Ахундовым сборника армянских, а не албанских, надписей Арцаха-Хачена, то "к радости" Ахундова на днях он издан Институтом археологии и этнографии НАН РА. Причем сборник дополнен еще 14 надписями Гандзасара и 6 - hАвоцптука, с соответствующими примечаниями и фото. Такова истина, которая не имеет ничего общего с легендой, придуманной Ф. Ахундовым, буквально занимающимся уничтожением истории армянского народа. Но все же, как и в любой легенде, в его вымысле также есть доля правды. Ф. Ахундов абсолютно прав, считая, что "книга Орбели полностью опровергает антинаучные взгляды на тему истории".

Основная тема:
Теги:
  • Иваньян 25-Дек-2015
    Очень и очень пассивно действуют учетные Армении, преступно пассивно.Азербайджанцы, как этнос существуют менее ста лет, АРМЯНЕ более ПЯТИ ТЫСЯЧ ЛЕТ. Чувствуете разницу? Скажите, почему молчит Президент Армении, когда президент соседней республики называет трехтысячелетний Ереван их городом. Где исследования, монографии, источники из Матенадарана. Азербайджанцы постоянно повторяют лживую информацию и уже кто-то начинает сомневаться в правде. Необходимо дать отпор этим лже-ученым всеми возможными и невозможными способами.
    Ответить
  • Ида 30-Апр-2016
    Потому что трусы, гады и скряги - трусы, потому что рождены трусами, гады, потому что им не интересны проблемы своего народа и даже не понимают - чем чревато их преступное, скраги, потому что жаль потратить деньги на науку, лучше куда нибудь в банк в Швейцарии.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ "ГД" ЕСТЬ ВСЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ
    2023-09-15 10:01

    "Пашинян рвался к власти, привел с собой армию дилетантов, а в эти дни оповестил народ о взрывоопасной ситуации, забыв, что его миссия заключается не в описании ситуации, а в принятии адекватных мер", - заявил, характеризуя поведение главаря режима и его окружения, востоковед Рубен Мелконян.

  • КАЖДЫЙ ДЕНЬ РАСТЕТ ЧИСЛО ТЕХ, НА КОГО РЕЖИМ ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕЛОЖИТЬ ВИНУ ЗА ПОРАЖЕНИЕ В 44-ДНЕВНОЙ ВОЙНЕ
    2023-07-18 10:09

    Дополнение в УК РА о том, что суд может вынести оправдательное решение в случае тяжкого преступления, если таковое совершено впервые, а виновный раскаялся и пошел на сотрудничество со следствием, вызвало неоднозначную реакцию профессиональных кругов. Пока политизированная публика ломала голову над вопросом, кому и зачем понадобилось это дополнение в условиях беспрецедентного роста преступности, на помощь пришли специалисты, которые объяснили, что законодательная инициатива преследует конкретную цель. Пашинян решил "узаконить" заявление своей жены о том, что в ходе 44-дневной войны с армянской стороны было 11 тыс. дезертиров.

  • ПИ-И-И-И, или КАК МИНИСТР ЭКОНОМИКИ «УДВОИЛ» ИНВЕСТИЦИИ СТАТИСТИКИ
    2023-04-10 10:47

    Извечный вопрос: откуда черпает свои знания министр экономики Армении Ваан Керобян? 7 апреля информационное агентство АРКА опубликовало со ссылкой на Национальный статистический комитет республики данные относительно объема притока в Армению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за 2022 год, сравнив этот показатель с 2021 годом. Так, в прошлом году объема притока ПИИ в нашу страну составил 181 825.2 млн драмов. За 2021 год приток прямых иностранных инвестиций зарегистрировал показатель в 128 564.2 млн драмов.

  • АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ «ЭКОЛОГИ», «АЛБАНСКИЙ» МЫСЛИТЕЛЬ МХИТАР ГОШ И «ЗАПАДНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН»
    2022-12-10 09:56

    Блокирование со стороны азербайджанских «экологов» единственной трассы, связывающей Арцах с Арменией, стало очередным провокационным шагом официального Баку в его геноцидальной политике против армянского народа. Это мнение высказал руководитель Центра кавказоведения Университета «Месроп Маштоц» (УММ) Степанакерта Овик АВАНЕСОВ. По его словам, с момента перекрытия дороги прошло уже несколько дней, однако «экологический акт» заставляет сосредоточить внимание специалистов Арцаха на ситуации вокруг страны, которая становится все более напряженной.