Последние новости
0
14770

ТРУДЫ И ДНИ НА ГРАНИЦЕ СЕРДЦА

К 85-летию заслуженного деятеля искусств Армении Вилена ЗАХАРЯНА

Мир жесток не сам по себе. Таким мы его сделали. Но в этом гнусном процессе - мы клянемся! - наш друг не участвовал. Если бы ему пришлось заполнять нашу анкету, он смело и вполне заслуженно мог бы ответить: не предавал... не доносил... не воровал... не клеветал... Он всю жизнь творил, неустанно работал, чем занят и сегодня. 

КИНОРЕЖИССЕР ВИЛЕН ХАЧИКОВИЧ ЗАХАРЯН НАЧАЛ СВОЕ ТВОРЧЕСТВО на второй месяц после открытия ереванского телевидения в 1957 г. А позже была создана студия телефильмов "Ереван" Виленом Захаряном и режиссером Жирайром Аветисяном, операторами Степаном Мартиросяном и Лаэртом Погосяном и первым редактором студии Моникой Тер-Погосян, с которыми наш друг работал вплоть до 1991 года. Того рокового, когда страну изрезали границами, и его семья вмиг оказалась за границей, в Москве. В.Захарян первый в Армении создал в 1960г. художественный телефильм "Голос совести", название которого оказалось символическим и принципиальным для дальнейшего его жизнеутверждающего и волнующего творчества, имеющего свой стиль и своеобразный почерк. Совесть, честь, долг, уважение человеческого достоинства - эти импульсы прошли через все ленты Вилена Хачиковича. В каждой новой картине он остается верным своим принципам: угадать будущего зрителя, возбудить в нем волнение, сделать его своим соавтором и достичь этого легко, изящно и без особых внешних эффектов и давления. Умение создать напряжение неспешным действом, убедить зрителя, что человек сам творец судьбы, наполнить национального героя мудростью отцов и дедов - вот это и есть мастерство режиссера Захаряна, работающего над каждым фильмом еще на стадии создания сценария.

Действие фильма "Последний бросок" (1965) происходит в дни Великой Отечественной войны. На экране - поединок между бывшими спортсменами-баскетболистами немецким офицером и пленным советским солдатом. Враг не карикатурен, не злобен, а интеллигентен и даже симпатичен. Немецкий офицер обещает даровать пленному жизнь, если он из десяти попыток сделает 8 результативных бросков в баскетбольную корзину. Пленному это удалось, и немецкий офицер сдержал слово. Такое завершение фильма в те годы для режиссера было почти гражданским подвигом: исключительно немец должен был оставаться только врагом. Фильм не сразу вышел на экраны. Но впоследствии лента была удостоена Большого приза на 1 Всесоюзном фестивале телефильмов в Киеве и приза за лучшую режиссерскую работу в 1967 г. на фестивале в Тбилиси.

 Заслуженный деятель искусств Армении Вилен ЗАХАРЯНБЕЗ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТИНА В.Захаряна "Кто разбил пластинку" стала явлением для армянского телевидения и началом нового жанра. Развлекательный сюжет, смело предложенный режиссером для концертной программы, где герой поет не традиционно на сцене, а на улице, на корабле, у моря, стал предметом споров и различных "запретов". Но уже никто - ни руководство, ни редакторы - своими "советами" не мог "повернуть назад" Захаряна-режиссера: новый жанр - фильм-концерт - состоялся. В 1965 г., доказывая его жизненность, режиссер снимает "Мелодии Ширака". Автор с любовью показывает старинную армянскую свадьбу, все народные обычаи, связанные с ней, песни и танцы. До сегодняшнего дня картину регулярно демонстрируют по телевидению, она есть в домашних видеотеках многих армянских семей.

За многие годы своей творческой деятельности режиссер не раз обращается к этому жанру: "Арно Бабаджанян - твой современник" (сценарист - Андрей Вердян), получивший приз Союза композиторов за лучший музыкальный фильм; "Как прекрасен этот мир" (сценарист - Альберт Гаспарян) о композиторе Давиде Тухманове и др.

И в этих фильмах В. Захаряна, и в картинах других жанров, игровых и документальных, музыка занимает особое место. Она не просто сопровождает изобразительный ряд, она - самостоятельный образ, она становится героем фильма и полноправным соавтором режиссера. Тщательно и тонко подобранная музыка позволяет Вилену Хачиковичу донести до зрителя характер своего героя, раскрыть, "прочитать" его мир, понять его творчество, кто бы он ни был - композитор, художник, ученый, скульптор или просто попавший в беду, "заблудившийся" человек.

О таком "заблудившемся" повествует картина "Поклонись наступившему дню" (1974). Героя фильма, вора-насильника режиссер окружает сильными, мудрыми людьми и не спеша, детально, до мелочей точно ведет его через призму доброты, любви и уважения и убеждает нас, что любовь и добро могут сотворить чудо: новым взглядом встречает его герой наступивший настоящий день.

В 1974 году Вилену Захаряну правительство Армении присвоило звание заслуженного деятеля искусств.

Целую серию познавательно-публицистических фильмов-портретов снял режиссер Захарян, где интересными и выразительными экранными средствами, смелыми перебивками, точно подобранными документальными кадрами он достигает цели - перед нами каждый раз яркая личность, профессионализм, верность родине, прекрасные человеческие качества которой могут служить примером: "Армен Джигарханян", "Страницы жизни - Ованес Туманян", "Маршал авиации" о маршале Худякове-Ханферянце, "Нарком стали" о наркоме черной металлургии Иване Тевосяне. Высоко оценило руководство завода "Электросталь", который до недавнего времени еще носил имя И. Тевосяна, работу режиссера В. Захаряна и сценариста А.Гаспаряна (фильм "Нарком стали"), наградив их дипломами и медалями им. И. Ф. Тевосяна.

ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ ПАМЯТЬ. ОНА ПОРОЙ ПОМОГАЕТ СОХРАНИТЬ события или всего лишь случаи, которые через многие годы оказываются столь необходимы, чтобы оценить прожитое. В 70-е годы состоялся поистине уникальный всесоюзный сериал. Каждая союзная республика создала свой документальный фильм из цикла "Дети Страны Советов". О жизни детворы Армении ленту снял В. Захарян. На Художественном совете в Москве после просмотра фильма воцарилось выразительное молчание: в полнометражном фильме ни одного слова дикторского текста. На фоне излишне говорливых других картин этой серии лента Захаряна благодаря пластическому решению изобразительного материала и великолепному монтажу выглядела каким-то чудом. Редактор, член Художественного совета, сказала: - Тут и обсуждать нечего: высший пилотаж...

Можно долго перечислять названия фильмов, снятых Виленом Захаряном, но едва ли можно сделать однозначный выбор: каждая его работа достойна уважения и самой высокой оценки. Ни одного проходного, случайного фильма.

Летом 2001 года в Посольстве Армении в Москве состоялась презентация его нового фильма "Мир дому нашему". Сценарист Н.Рамазанов и режиссер В.Захарян назвали его фильмом-откровением. Это рассказ об одной московской (N1650) школе, аналогов которой нет в мире. И создала ее Офелия Вазгеновна Аракелян, член-корреспондент Российской академии педагогических и социальных наук. А откровением оказалось то, что авторы, люди весьма преклонного возраста, вновь поверили после длительной паузы, что возможности человека поистине неисчерпаемы, если им движет доброта. В стенах этой школы учатся дети более 20 национальностей. И каждая национальная группа, даже если она состоит из одного человека, имеет учителя по родному языку и истории своего народа. Дети, живущие вдали от исторической родины, многие из которых никогда там и не бывали, незримыми нитями связаны с ней.

Режиссер Захарян с огромной любовью отдал год своей жизни этой почти полуторачасовой светлой и мудрой картине. Показал, как, любя друг друга и уважая традиции и обычаи разных народов, живет дружная большая многонациональная школьная семья. Как-то, обращаясь к зрителям фильма, Захарян сказал:

- Эти дети, мы уверены, никогда не станут врагами, любой из них придет на помощь друг другу.

Откровением для тех же авторов стало искусство одного из самых неординарных и замечательных скульпторов современности Георгия Вартановича Франгуляна. Произведения Франгуляна хранятся в музеях, частных коллекциях, размещены на площадях России, Европы, США и Канады: скульптуру Петра I восторженно приняли жители Антверпена; а после того как одну из площадей Брюсселя украсила скульптура А. С. Пушкина работы Г.Франгуляна, площади официально присвоили имя русского поэта. Свое достойное место в одном из переулков старого Арбата заняла и одна из последних работ скульптора - памятник Булату Окуджаве.

ФИЛЬМ ВИЛЕНА ЗАХАРЯНА "ТЕАТР ОДНОГО СКУЛЬПТОРА" ПОСВЯЩЕН творчеству этого замечательного мастера. И вновь с помощью музыки, выразительных экранных средств, в неторопливом ритме режиссер с удовольствием и любовью знакомит нас с необычайно интересными работами своего героя.

Еще в студенческие годы народный артист СССР Вагарш Вагаршян, в мастерской которого учился Вилен Захарян, сказал (и это запомнилось ему на всю жизнь): "Человека делает счастливым правильный выбор профессии и жены". Более чем 45-летней своей деятельностью в телевизионном кино Вилен Захарян доказал и сегодня продолжает утверждать, что выбор профессии кинорежиссера был для него не увлечением, а убеждением. Творческая судьба его состоялась.

Сегодня В.X. Захарян живет далеко от родных краев, но продолжает творить для своего народа, написав книгу-воспоминание под названием "С родиной... вдали от нее..." - о славных армянах, о тех, с которыми он встречался, которых снимал, увековечивал.

Говорят, что 50% успеха мужа принадлежит талантливой жене. Алла Горнье-Захарян вместе с сыном Виленом Захаряном-младшим, теперь уже успешным хирургом, создала благоприятные условия и сумела сделать все и, главное, не помешать, чтобы состоялась творческая судьба мужа.

Вот уже 50 лет они вместе радуются жизни.

Вилен Захарян счастлив!

Нур РАМАЗАНОВ, писатель, драматург 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАК ЗАМЕДЛИТЬ АРМЯНСКОЕ ВРЕМЯ?
      2018-08-20 17:23
      212

      Памяти Николая НИКОГОСЯНА В одночасье столкнулись два армянских мира: 17 августа проходит митинг в поддержку Никола Пашиняна и хоронят в Пантеоне народного художника СССР Николая Багратовича Никогосяна. Неделя напряжения, и все-таки выбор судьбы пал на Армению. Любому кладбищу Москвы Никогосян оказал бы честь, не был бы там одинок, столько друзей и почитателей его дара и гражданской позиции у него было. Но покоиться в Армении с ее сегодняшними реалиями, девальвацией, напряженным поиском - это значит еще раз рядом с Комитасом, Сильвой Капутикян, Сергеем Параджановым и другими выдающимися, великими людьми подтвердить ценность и уникальность творца, принадлежащего армянскому и всему миру.

    • SMS-УВЕДОМЛЕНИЯ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РОУМИНГОМ ВИВАСЕЛЛ-МТС
      2018-08-20 16:34
      234

      Сведения о посольствах и консульствах Республики Армения уже доступны для находящихся за границей пользователей ВиваСелл-МТС.

    • МЫ СМОГЛИ ЗАЯВИТЬ О ПРАВЕ НА СОБСТВЕННОЕ ГОСУДАРСТВО, ГОВОРИТ В ИНТЕРВЬЮ АЛЬАКРАМ ГУММАТОВ
      2018-08-02 19:09
      5576

      - Глубокоуважаемый президент Альакрам Алекперович, как известно, 7 августа 2018 года исполняется ровно 25 лет с того дня, как вы со своими соратниками провозгласили Талыш-Муганскую Автономную Республику, в связи с чем хотел бы поздравить Вас и весь наш талышский народ. Вы для нашего народа феноменальная личность, имя которого, вне сомнения, останется в истории не только талышей, но и всего региона.

    • ИНЕРТНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА СПОСОБСТВУЕТ АГРЕССИИ
      2018-07-27 17:39
      6766

      Заявление о ситуации вокруг Армянской Апостольской Святой Церкви и Католикоса Всех Армян Пунктом 1 статьи 18 Конституции РА установлено, что Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития ее национальной культуры и сохранения национальной самобытности.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОН ДВИГАЛСЯ К ГЛУБИНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
      2018-07-27 17:14
      12336

      Первая круглая дата - 80-летие со дня рождения Перча Зейтунцяна - без него. Пять и десять лет назад в эти дни газета поздравляла юбиляра. Теперь остается вспоминать. Вспоминать о драматурге, прозаике, публицисте, переводчике, который внес  неоспоримый вклад в армянскую литературу и театр, а в общественную жизнь - дух дискуссионности, разномыслия, критичности и остроты. Вспоминать о прекрасном человеке, который по-своему украшал нашу жизнь. Годы без него еще полнее высветили истинную суть всего, что создано им, доказали, что он не изменял себе. Его книги, пьесы, овеянные всеми ветрами XX века и полные философского раздумья, острая социальная публицистика составили одну из ярких страниц армянской культуры.

    • САМОЕ ГЛАВНОЕ - НАЙТИ ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЕ ДЛЯ СЕБЯ РЕШЕНИЕ,
      2018-07-27 16:18
      6091

      говорит в день своего 70-летия, отвечая на вопросы "ГА", доктор архитектуры, заслуженный архитектор РА Арсен АРУСТАМЯН

    • БЕЗ ГЕЙДАРА АЛИЕВА НИЧЕГО ТОГДА НЕ РЕШАЛОСЬ (ВИДЕО)
      2018-07-27 12:33
      8667

      К 25-летию первых прямых переговоров Арцаха и Азербайджана Четверть века назад - 28 июля 1993 года состоялись первые прямые переговоры между официальными представителями Азербайджан и НКР. Событие это знаменательно не только самим фактом переговоров в военное время, но и тем, что о встрече тогда запросил официальный Баку: после освобождения 23 июля 1993 года Агдама (ныне Акна) азербайджанские власти вынуждены были обратиться напрямую в Степанакерт с просьбой о перемирии.

    • В Армении пройдут общественные слушания по статусу киностудии "Арменфильм"
      2018-07-26 21:08
      283

      В Армении пройдут общественные слушания, посвященные статусу киностудии "Арменфильм". Об этом сообщает пресс-служба Минкультуры РА, передает Panorama.am.