Последние новости

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В зале особых мероприятий Центра искусств "Гафесчян" состоялся ереванский дебют замечательной молодой певицы из Франции Мариам САРКИСЯН. Обладающая на редкость красивым по тембру голосом - россиниевским меццо-сопрано, великолепной дикцией и тонким чувством стиля, певица в течение двух вечеров представила разнохарактерные концертные программы: одну из сочинений западноевропейских, а другую - армянских композиторов.

Ученица Зары Долухановой, а затем Анны Марии Бонди в парижской Schola Cantorum и Даниэля Оттевара в Ecole Normale de Musique, она ведет активную концертную деятельность как во Франции, так и за рубежом, выступая во многих престижных концертных залах и на международных фестивалях. Целеустремленность и трудолюбие, успешные выступления и в оперном, и в кантатно-ораториальном жанрах способствовали обретению необходимого опыта и выработке собственных принципов в искусстве. 

В ТВОРЧЕСКОМ АКТИВЕ МАРИАМ - УЧАСТИЕ В РЯДЕ КОНКУРСОВ, ПРЕМИИ, среди которых первая премия и специальный приз за лучшую дикцию на Парижском международном конкурсе UFAM в 2009 году, премия Французской академии звукозаписи "Золотой Орфей" (Orphйe d’Or), полученная в прошлом году за альбом Tristesse des choses ("Грусть вещей"), записанный с пианистом Артуром Аванесовым, который включает франкоязычные вокальные циклы Ц.А. Кюи и П. И. Чайковского. По этому поводу авторитетный московский журнал "Музыкальная жизнь" опубликовал подробное интервью с певицей в рубрике "Звезды ХХI века". К числу серьезных достижений певицы последнего периода, безусловно, следует отнести также альбом "Далекая юность", в котором представлены вокальные циклы Ю. Шапорина и Г. Свиридова на стихи Ал. Блока.

Со временем Мариам сосредоточилась на камерном пении, что позволяет особенно выпукло донести до слушателя мельчайшие оттенки вокальной интонации и слова. Отличному чувству стиля и обширному репертуару певицы способствует также ее знание языков. Главной сферой исполнительской деятельности М. Саркисян в настоящее время являются поиск и исполнение малоизвестных или незаслуженно забытых камерно-вокальных произведений, что нередко приводит к интересным открытиям. Именно так была построена программа первого концерта в Ереване, в котором прозвучали впервые исполняемые в Армении вокальный цикл композитора-романтика Луи Шпора "Шесть немецких песен" и пять песен Джоакино Россини из цикла "Грехи старости" последнего периода творчества композитора.

В примечательном по мелодическому богатству цикле Л.Шпора певица продемонстрировала прекрасное владение стилистикой немецкой Lied, отмеченное индивидуальными акцентами. Общеизвестны оперы Россини, но мало кто знает, что он также автор множества камерных, особенно камерно-вокальных сочинений, которые полны изящества, разнообразных аллюзий и юмора. Здесь помимо незаурядных вокальных данных в полной мере проявилось артистическое дарование Мариам, умение в каждой песне создать запоминающийся сценический образ или характерную зарисовку. В том же концерте состоялась мировая премьера вокального цикла современного израильского композитора Ильи Димова "Три города" на стихи Гарсии Лорки для голоса, кларнета и ф-но, посвященного Мариам Саркисян и известному кларнетисту из Канады Джулиану Милкису, который в последние годы часто выступает с певицей, составляя прекрасный ансамбль с ней и Артуром Аванесовым.

В ПРЕДДВЕРИИ ВТОРОГО КОНЦЕРТА В МУЗЕЕ-ИНСТИТУТЕ КОМИТАСА прошла презентация последнего компакт-диска М. Саркисян Armenian composers с записями опять-таки в содружестве с А.Аванесовым вокальных циклов "Змрухти" ("Изумруды") Романоса Меликяна, четырех айренов на стихи Наапета Кучака и вокального цикла на стихи Гарсии Лорки Тиграна Мансуряна. Запись осуществлена известной голландской фирмой BrilliantClassics. В альбом вошел также фортепианный цикл из шести пьес Feux follets ("Блуждающие огоньки") А. Аванесова в исполнении автора.

Обращение к музыке армянских композиторов характеризует еще одну важную грань творческой деятельности М. Саркисян. Ее интерпретация таких известных, знаковых для армянской вокальной лирики ХХ века произведений, как "Змрухти" Р. Меликяна или Айрены Т. Мансуряна, свидетельствует о глубоко органичном ощущении различных пластов армянского национального мелоса, о тонком проникновении в стиль каждого из этих самобытных композиторов. Примечательно, что певица также включила в программу концерта незаслуженно забытые и как бы оттесненные на задний план знаменитыми айренами три романса на стихи Гарсии Лорки Т. Мансуряна ( в переводе Амо Сагияна), -произведение, весьма характерное для творческих исканий раннего периода композитора. Можно сказать, что благодаря стараниям Мариам Саркисян этот вокальный цикл Мансуряна, созданный в далеком 1966 году, обрел вторую концертную жизнь. Очень выразительно прозвучали также три песни из известного цикла "Памятник матери" Александра Арутюняна на стихи О.Шираза, в которых певице удалось в полной мере выявить весь драматизм и глубину переживаний, запечатленных в данном произведении. Отточенность фразировки, осмысленная артикуляция каждого выпеваемого звука, богатство нюансировки отличали все исполняемые вокальные циклы.

На протяжении обоих вечеров рядом с Мариам на сцене были ее партнеры - Джулиан Милкис и композитор и пианист Артур Аванесов, которые выступили не только как чуткие ансамблисты, но и как прекрасные солисты. В случае музыкантов такого класса излишне говорить о техническом мастерстве, качестве или культуре звука, разнообразной палитре динамических оттенков. Это подразумевается само собой. Речь может идти лишь об особенностях индивидуальности каждого из них. Музыкантам удается слиться в едином порыве, создать захватывающую атмосферу непринужденного, удивительно гармоничного камерного музицирования, получая от него удовольствие и передавая это ощущение слушателям. Мастерское исполнение Сонаты для кларнета и ф-но Франсиса Пуленка, представляющей типичный образец эстетики "новой простоты", которой чужды изыски авангардной музыки, 18 миниатюр для кларнета и ф-но Гии Канчели, созданных на основе киномузыки композитора, в которых известные лирические и гротескные мелодии получили новое воплощение, а также двух пьес того же автора, посвященных скрипачу Гидону Кремеру, свидетельствует именно об этом. Аванесов с присущей ему утонченностью представил также пьесы для фортепиано "Ласка моей жене" Россини и "Колыбельную для князя" Т. Мансуряна, посвященную памяти композитора Андрея Волконского.

Возвращаясь к первым выступлениям перед ереванским слушателем Мариам Саркисян, хочется отметить, что певица переживает пору зрелости и мастерства. В настоящее время она вместе со своими французскими коллегами занята записями малоизвестных камерно-вокальных сочинений Ж. Оффенбаха, которые, по ее словам, как и в случае с Россини, представляют большую художественную ценность. Будем надеяться, что Мариам Саркисян будет чаще выступать в Армении, оставляя, как и в этот раз, яркие, запоминающиеся впечатления

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ФЕНОМЕН АРНО
      2015-07-13 09:52
      1676

      Арно Бабаджанян - яркий представитель послевоенного поколения армянских советских композиторов, причисленный в дальнейшем к так называемой армянской могучей пятерке: Эдвард Мирзоян, Александр Арутюнян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян, которые внесли весомый вклад в развитие армянской профессиональной музыки, оставив ряд значительных произведений в самых разных жанрах, начиная с массовой и эстрадной песни до сонаты, квартета, концерта, увертюры, симфонии, кантаты, киномузыки и т. д.

    • КОЧАРИ НА НАБЕРЕЖНОЙ КРУАЗЕТТ
      2015-06-10 12:28
      1885

      ...27 мая завершился очередной международный Канский кинофестиваль, и вот на фасаде того же прославленного Дворца фестивалей появился гигантский красочный постер, который оповещал о проведении 5-8 июня ежегодного крупнейшего международного музыкального форума МIDEM, аббревиатуры, означающей Marche Internatinal de Disques et Misique, то есть Международной ярмарки дисков и музыки. Организаторы этой существующей с 1964 года ярмарки сочли уместным сделать страной почета, иначе говоря, почетным гостем фестиваля, Армению, имея в виду, разумеется, отмечаемое в этом году 100-летие Геноцида армян в Османской империи. Высокий статус, которым наделили Армению в этом году организаторы фестиваля, еще раз свидетельствует о том, что Франция верна своим гуманистическим принципам в деле признания Геноцида.

    • НА ПИКЕ ЗРЕЛОСТИ
      2014-01-27 08:00
      1657

      Тиграну Мансуряну - 75 летЕго приход в искусство был ярким, стремительным и совпал с серединой 60-х годов, когда армянское искусство в целом переживало время перемен, поисков и переосмысления национальных традиций. Еще будучи студентом консерватории, обучаясь в классе композиции замечательного композитора и педагога, народного артиста СССР, профессора Л.М. Сарьяна, он обратил на себя внимание своей одаренностью, целенаправленностью и удивительным трудолюбием.

    • ДНИ КШИШТОФА ПЕНДЕРЕЦКОГО В ЕРЕВАНЕ
      2014-01-18 00:00
      1154

      "Величайший из ныне живущих композиторов" - так именуется признанный мастер музыки наших дней Кшиштоф Пендерецкий, согласно премии, полученной им в Каннах за выдающийся вклад в мировую современную музыку. Композитор, давно снискавший мировую славу, чей 80-летний юбилей в этом году широко отмечается во многих странах. И естественно, что в Армении юбилейного фестиваля Пендерецкого, прошедшего 13-17 января в рамках 15-го международного фестиваля "Ереванские перспективы", ждали с особым волнением.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ