2016-06-10 16:27

МИРЫ НА "КОНЧИКЕ ПЕРА"

Наука (и астрофизика не исключение), что ни день, преподносит новые знания, отменяющие наши стереотипы и посягающие на то, что казалось незыблемым. И совсем не только дальний космос становится источником сюрпризов, неожиданности в изобилии водятся, даже до мельчайших деталей, в подробностях исследованной родной Солнечной системы.

Вычисленные планеты

Вот, например, постулат, долгое время не подлежащий сомнениям и хорошо известный из школьных учебников: планет, вращающихся вокруг Солнца, ровно девять. Плюс еще пояс астероидов – вот здесь загадок масса, но на количество планет они не влияют. Теперь выясняется, что планет Солнечной системы не девять, а больше, возможно, не на одну. Причем утверждения эти строятся на убедительных математических расчетах, вроде бы не допускающих двоякого толкования.

ИЗВЕСТНЫЙ ИЗДАВНА СПОСОБ ОТКРЫТИЯ ПЛАНЕТ ПРИ ПОМОЩИ ВЫЧИСЛЕНИЙ - что называется, "на кончике пера" - основан в первую очередь на тщательном анализе гравитационных эффектов. Пионером методики, как известно, был француз Леверье, утверждавший в середине XIX века, что за Ураном существует еще одна массивная планета, вызывающая возмущения урановой орбиты. Расчеты Леверье подтвердили, уже визуально, немцы Галле и д’Арре из обсерватории в Берлине. Это был Нептун, причем находился он точно на том месте в системе, которое предсказывал Леверье.

Теперь начался анализ орбит уже двух планет, и сопоставительные данные указывали на существование еще как минимум одного небесного тела за орбитой Нептуна. В 1930 году обнаружили Плутон, однако радость была недолгой – планета оказалась слишком мала, чтобы быть в силах повлиять на орбиты двух больших. А в конце ХХ века "вояджеры" доставили на Землю данные, показывающие, что орбитальные отклонения Урана и Нептуна могут быть описаны взаимовлиянием этих планет и дополнительной для этого не нужно.

Романтики, однако, не сдались – едва оправившись от холодного душа "вояджеров", они заявили, что случавшиеся на Земле прецеденты массовой гибели животных и растений связаны с неким коричневым карликом, посылающим нам кометы. Название карлику дали подходящее – Немезида, именно он якобы принес возмездие динозаврам, например, правда, непонятно за что. И все же оставались очевидные объективные необъясненные факты – так, многие кометы имеют явные аномалии в своем движении, если рассматривать влияние на них только Урана с Нептуном.

Невезучий Плутон

Меньше всего в результате научных споров "повезло" ни в чем не повинному Плутону. Его то перестали называть планетой, то присвоили определение "малая", а потом еще открыли несколько других объектов, Эриду и Седну, не уступающих Плутону по всем параметрам, а по некоторым даже и превосходящих его. Вот так и получается, что число точно установленных небесных тел, достойных называться планетами, в Солнечной системе сократилось на одно.

АСТРОФИЗИКИ НЕ БЫЛИ БЫ ТАКОВЫМИ, ЕСЛИ БЫ НЕ НАЧАЛИ ЛЮБОПЫТСТВОВАТЬ а как ведут себя, интересно, все эти многочисленные объекты, открытые с 1990-х годов? Орбиты ряда из них очень необычны, вытянуты, находятся под углом к плоскости Солнечной системы – словом, поведение их далеко от примерного. Анализ орбит лишь некоторых занял у специалистов месяцы и годы.

Результаты оказались чрезвычайно интригующими. Сложнейшее компьютерное моделирование вкупе с математическими методами неумолимо свидетельствует о том, что вероятность случайности подобных странностей оставляет всего лишь 1:15000, то есть налицо проблема, которую надо попытаться решить. Такая мизерная вероятность просто вопиет о том, что случайными эти причудливые орбиты быть не могут.

Величиной с добрый Нептун

Последние новости исследований Солнечной системы обещают вдохнуть новую жизнь в теорию о наличии в ней еще одной массивной планеты. И опять дело не обошлось без "кончика пера" - как сообщили в этом январе очень авторитетные планетологи из Технологического института в Калифорнии Константин Батыгин и Майк Браун, есть серьезнейшая вероятность наличия солидной планеты на транснептуновой орбите, а период ее обращения вокруг Солнца должен составлять от 10 до 20 тысяч лет. На сегодня это самая весомая заявка на открытие в данной сфере.

ЭТА ПЛАНЕТА, ГОВОРЯТ УЧЕНЫЕ, МОГЛА СФОРМИРОВАТЬСЯ ВМЕСТЕ с остальными около 4 с половиной миллиардов лет назад, а потом планеты-гиганты обошлись с ней недружелюбно и вытеснили на периферию. Обиженная, она заняла отдаленную эллиптическую орбиту и стала влиять на окраинные объекты Солнечной системы.

Браун и Батыгин предоставили подробности своих долгих исследований, специалисты уже разбираются в подробностях. Согласно паре ученых, планета может иметь массу до 15 земных, но не меньше 5. Вытянутость орбиты характеризуется двумя цифрами – ближняя к Солнцу точка находится в 200 а.е. (всемеро дальше, чем Нептун), а самая дальняя - в 600-1200 а.е., это уже за так называемым поясом Койпера, который населяют ледяные глыбы разной величины.

Подозрения в душу Брауна закрались еще больше десятилетия назад, когда его группа открыла Седну, совсем незначительно уступающую по размеру Плутону. Удивительная орбита Седны не могла быть объяснена влиянием Нептуна – тела находятся слишком далеко, а посему напрашивалось предположение наличия массивного и планетоподобного объекта. Существует теоретическая возможность того, что орбита Седны изуродована гравитационным влиянием одной из близких на момент зарождения Солнечной системы звезд, но исследователи относятся к такой гипотезе скептически. И не только Седна отличается оригинальностью, есть ряд ледяных тел, демонстрирующих более прихотливые орбиты.

О том, что такая планета существует, свидетельствует наличие объектов на экзотических, в том числе и перпендикулярных плоскости Солнечной системы орбитах. Иного объяснения, кроме влияния гиганта-невидимки, им нет. Хотя окончательным доказательством станет, конечно, идентификация такой планеты с помощью телескопов.

Браун с Батыгиным собираются найти и очевидные подтверждения своих выкладок – для этого они намерены арендовать время одного из гавайских больших телескопов, а еще рассчитывают на возможности японского телескопа Subaru, у которого широкое поле зрения. Именно из-за специфичной узости поля зрения для этой цели не подходят телескопы, находящиеся в космосе, "Хаббл" - в частности.

Ученый дуэт

Пятидесятилетний Майк Браун – планетолог всемирной известности и почти непререкаемого авторитета. Его напарник Константин Батыгин моложе на 20 лет, однако это не мешает ему считаться гением математики и компьютерным вундеркиндом. В Америку он приехал с родителями в 13-летнем возрасте и сегодня уже закрепился среди научного состава калифорнийского технологического.

СЛАВУ КОНСТАНТИНУ ПРИНЕСЛИ РАБОТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ на миллиарды лет в будущее – в частности, он установил, что в далеком будущем не исключено падение Меркурия на Солнце или столкновение его с Венерой.

Определенная комичность ситуации состоит в том, что рьяно ищущий новую девятую планету Майк Браун является фактически главным "киллером" Плутона, "старой" девятой планеты. Десять лет назад группа Брауна открыла Эриду, кое в чем превосходящую Плутон в аргументированности притязаний на звание планеты, что привело к "разжалованию" последнего в ранг "карликов". Драматизм этих открытий и переживания, им сопутствующие, Браун описал в книге "Как я убил Плутон, и почему это было неизбежно" - интересующиеся могут найти русский ее перевод.

Работу Брауна - Батыгина назвать полноценным открытием еще нельзя. Они всего лишь предложили механизм, хорошо объясняющий особенности поведения многочисленных объектов пояса Койпера и вблизи него, но при этом существуют теоретические работы, трактующие эти странности без введения нового массивного тела. В любом случае, ученым предстоит немало потрудиться на телескопах – плюс в том, что они знают, чего им ожидать и какой объект искать.

Рубен ГЮЛЬМИСАРЯН