Последние новости

ЗАЗА И АРМЯНЕ

Интервью с заместителем главного редактора журнала "Иран и Кавказ" кандидатом исторических наук Викторией АРАКЕЛОВОЙ

В Ереване прошла Вторая международная конференция по заза-алевитам "Народ заза и феномен анатолийского алевизма", организованная международным академическим журналом "Иран и Кавказ", Центром Modus Vivendi и Российско-Армянским (Славянским) университетом при информационной поддержке ARMACAD. Спонсором мероприятия выступил фонд HYKSOS.

- Г-жа Аракелова, журнал "Иран и Кавказ" уделяет особое внимание  исследованиям автохтонных и негосударственных народов региона. Расскажите о прошедшей недавно конференции, которая  была посвящена заза - одному из этих народов.

- "Иран и Кавказ" – один из самых знаковых и рейтинговых журналов в международной востоковедческой периодике среди рецензируемых и индексируемых во многих системах  изданий. Помимо прочих факторов успех журнала обусловлен и тем, что, затрагивая наиболее актуальные вопросы, в том числе и политического значения, "Иран и Кавказ" имеет безупречную научную репутацию, сохраняет высокую академическую планку. Особое внимание уделяется наименее изученным вопросам, в частности, проблемам истории и  культуры негосударственных этносов региона. Это вторая конференция по зазаистике, организованная нашим журналом. Она приурочена к 20-летию "Ирана и Кавказа", а посвящена 160-летию со дня рождения выдающегося немецкого востоковеда армянского происхождения академика Фридриха Карла Андреаса  - одного из пионеров этой эзотерической области знания. Первую международную конференцию по заза  мы организовали в Ереване в 2011 году, а в 2013 провели промежуточный научный коллоквиум по данной тематике. Зазаистика постоянно в фокусе наших научных интересов.  Но если целью первого форума были постановка задачи и обобщение наработанного исторического материала, то нынешняя конференция была сфокусирована на наиболее актуальных исследованиях по истории заза, уникальной культуре, религии, языку этого народа и главное, по специфике самосознания заза-алевитов. В работе конференции  приняли участие 40 ученых из Армении, Австрии, Великобритании, Германии, Ирана, России, Турции, Франции и Швейцарии.  Особенность нынешней конференции - активное участие исследователей из числа самих заза, представляющих как европейские академические структуры, так и университеты Турции. 

- Вероятно, зазаистика относится к наименее исследованным областям востоковедения?

- Безусловно! Заза во многом народ-загадка. Потомки дейламитов (отсюда и самоназвание заза – "дымыли", в армянском – "длмик"), переселившихся тысячелетие назад с южнокаспийского побережья в Восточную и Центральную Анатолию, стали носителями особой синкретической культуры, вобравшей в себя множество разнородных составляющих – от анатолийского языческого субстрата до элементов армянского христианства. Хотя заза обобщенно причисляют к огромному  алевитскому конгломерату, оставляя в стороне часть заза-суннитов, религия, которую они исповедуют, очень своеобразна. Николай Адонц описывал ее как систему, отличную от христианства и ислама, и основанную на смеси христианских и манихейских доктрин во внешней оболочке ислама. Сами заза-алевиты характеризуют себя как последователей  "истинного пути" - "йол ушаки", бога называют haqq - истина и отрицают любую связь с исламом. Религия заза – яркий элемент синкретизма, сформировавшего уникальную форму самосознания и вылившегося в особую форму этноконфессиональности. Лет 20 назад  о заза знали лишь узкие специалисты, занимавшиеся крайнешиитской средой в Турции. Сегодня народ заза – серьезный этнополитический фактор  региона, роль которого на фоне актуализации всего алевитского континуума приобретает особую значимость.

-  А каким было тысячелетнее соседство армян и заза?

- Армяне и заза были настолько добрыми соседями, что возник некий культурный симбиоз. Заза с особым почтением относятся к христианским святым, образы которых существенно повлияли на формирование верований заза. Например, традиция заза сохраняет множество историй о чудесах Святого Предтечи. А развалины армянских храмов и сегодня являются местами паломничества и поклонения заза-алевитов. Для заза армяне были настолько близки,  что их приглашали в качестве не просто почетных гостей, но и своеобразных "крестных отцов" на обряд инициации  детей в члены общины. В эзотерических сообществах такие узы сильнее родственных. Заза отнюдь не кривили душой,  выдавая армян за родню и спасая от турецкой резни. Такие отношения сохраняются и сегодня. В конце XX в. основатель международного зазийского движения Абубекир Памукчу заявил: "Пусть наши армянские братья знают, что к западу от них живет пятимиллионный дружественный им народ". Неудивительно, что пионерами изучения этого загадочного народа стали именно армянские интеллектуалы ХIХ века, многие работы которых и сегодня не утратили актуальность и остаются ценными первоисточниками.

 Заместитель главного редактора журнала 'Иран и Кавказ' кандидат исторических наук Виктория АРАКЕЛОВА- Заза не имеют армянского происхождения?

- Это всего лишь околонаучный миф с довольно устойчивой культурной основой и своеобразным историческим "обоснованием". Он базируется на  реальном культурном симбиозе, о котором мы уже говорили. Многие аспекты мировосприятия заза, оформившиеся во многом на анатолийском субстрате, действительно  проникнуты армянскими элементами.  Однако среди заза действительно есть и потомки армян, спасавшихся от гонений и ассимилировавшихся в алевитской среде.  Их процент невелик, но о своем армянском происхождении они  помнят и сегодня некоторые из них решительно обращаются к корням, возвращаются в христианство. Это прекрасный исследовательский материал для этнографа, но он не должен служить основанием для псевдонаучных гипотез. Если и говорить о генетических связях заза, то стоит скорее обратиться к автохтонным народам Южного Каспия – талышам, гилянцам, мазендаранцам, чьи предки действительно состояли в родстве с дейламитами. Это родство четко прослеживается и  в языках перечисленных народов. Наиболее близки к заза отнюдь не соседствующий ныне курдский, а именно южнокаспийские диалекты северозападной иранской группы – талышский, гилянский, мазендаранский.

- Каковы перспективы этого направления востоковедения?

- Полагаю, тематика конференции – народ заза и феномен алевизма – области, актуальные во всех отношениях. Перед крайнешиитской средой сегодня стоят серьезные вызовы –  в Турции, Сирии и почти повсюду на Ближнем Востоке. Алевизм фактически маркирует в регионе противостояние исламскому экстремизму в различных его проявлениях. Однако, оставляя в стороне политическую составляющую, каждая из алевитских общин – уникальный образец этноконфессиональности, религиозной и культурной самобытности. Это общины, веками оберегавшие эзотерическую составляющую религиозного знания, доступ к которому был не только закрыт для иноверца, но и ограничен внутри собственной общины – в зависимости от степени посвященности ее членов. Так что для исследователя тут непочатый край работы. Мы обязательно продолжим научную деятельность этого направления и постараемся поддержать ее на разных уровнях в Армении и за ее пределами. 

- Расскажите о ваших планах.

-  Ближайшая конференция – "Иран и Кавказ: 20 лет достижений" запланирована  на октябрь. Этот многодисциплинарный форум также пройдет в Армении и соберет порядка ста участников со всего мира – членов редколлегии нашего журнала, наших авторов, востоковедов, работающих в разных областях этой потрясающе интересной науки. Мероприятие, как всегда, станет площадкой актуальных академических дискуссий, где встретятся известные ученые и начинающие перспективные исследователи. Мы подытожим наши достижения и обозначим стратегию журнала на ближайшее десятилетие.

Что касается образовательной деятельности, то хочу поделиться замечательной новостью. В этом году Российско-Армянский (Славянский) университет, один из крупнейших научно-образовательных центров нашего региона, объявляет набор на две новые магистерские востоковедческие программы – иранистику и индологию. Это прекрасный шанс для заинтересованных студентов приобщиться ко всему, о чем мы беседуем. Программу по иранистике  возглавит  известный востоковед Ваге Бояджян – специалист по Ирану и Афганистану, в частности, по племенным сообществам региона. Мы обещаем много интересного: от эзотерики мистических орденов в исламе до перлов классической персидской лирики, от религиозных систем древнего Ирана и Индии до  этнографических нюансов народностей и племен, от загадок исторической лингвистики до тонкостей современного экономического и политического анализа. 

Притягательность этих магистерских программ именно в том, что они совмещают классическую востоковедческую подготовку с регионоведением, что актуализирует полученное знание, делает его современным, конкурентоспособным и востребованным.  И, конечно же, будут наши регулярные потрясающие экспедиции, возможности публиковаться в лучших научных изданиях и участвовать в научных форумах и проектах, дающих шанс начинающему исследователю напрямую общаться с мэтрами науки о Востоке и сразу же воспринять единственно допустимую в науке международную академическую планку. Особо отмечу, что Российско-Армянский университет выступил и соорганизатором только что прошедшей конференции. Хотелось бы выразить признательность руководству РАУ за поддержку, понимание актуальности всех поставленных задач и твердое намерение "открыть окно" на Восток. Это отметил проректор по науке РАУ профессор  Аветисян на открытии конференции. Уверена, что  РАУ станет одним из знаковых мировых центров востоковедения.  

- Новость действительно замечательная, ведь востоковедение – стратегическое направление для армянской науки.

- Безусловно. Но востоковедение не просто наука. Это мировоззрение, особый модус мышления, определяющий весь образ жизни. Это взгляд на Восток европейца, носителя христианской традиции, живущего на Востоке и являющегося его неотъемлемой частью. Это гуманистическая миссия, которую веками выполнял наш народ. И,  в конце концов, это высокая нравственная планка, без которой невозможна большая наука. Для нашего общества это не менее актуально, чем, собственно, стратегически значимые  академические исследования.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГОТОВИТ БИОТЕХНОЛОГОВ
      2018-02-14 14:57
      1915

      На фоне массы претензий к системе образования все большую актуальность приобретает внедрение перспективных образовательных моделей, в частности, создание в вузах новых структур, обеспечивающих реальную подготовку выпускников к исследовательской деятельности, в первую очередь в сфере естественных наук и наукоемкого производства, а также соответствие уровня специалистов международным стандартам.

    • И ЭКОНОМИКА НУЖДАЕТСЯ В ЛЮДЯХ, ВЛАДЕЮЩИХ РУССКИМ,
      2018-02-07 12:18
      2143

      говорит в интервью "ГА" директор Российского центра науки и культуры в Ереване, советник Посольства РФ в РА Сергей РЫБИНСКИЙ - Г- н Рыбинский, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности Российского центра науки и культуры в Ереване.

    • ЕВРОПЕЙСКОЕ КАЧЕСТВО И КИТАЙСКИЕ ЦЕНЫ
      2018-01-29 13:11
      1995

      Когда только защитивший диссертацию кандидат физ.-мат. наук Николай БАЛАСАНЯН стал директором расположенного в Аштараке ООО "БСГ Продакшн", предприятие находилось на грани закрытия. Считалось, что созданный в 2005 году завод свои возможности исчерпал. Отсутствие необходимого финансирования, современных технологий и оборудования, позволяющего выпускать конкурентоспособную продукцию, казалось, лишало предприятие всех перспектив. Основной акционер и собственник предприятия - "Багдасаров кристалл групп" находился в Швейцарии, прежний директор завода – француз, не видя перспектив, вернулся на родину. Грандиозные планы, намеченные при создании завода, не оправдались. 

    • ПРАЗДНИКИ ПО БОЛЬНИЧНОМУ ВРЕМЕНИ
      2018-01-19 14:09
      3734

      В медицинском центре "Сурб Аствацамайр" праздничных отпусков и выходных не бывает. Вне зависимости от красных дней календаря больница постоянно работает в напряженном режиме. Днем и ночью сюда везут самых тяжелых больных детей со всех регионов Армении, из Арцаха, Джавахка. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СЛОВО ПРОЩАНИЯ
      2018-02-14 15:56
      874

      27 января на 81-м году жизни скончался дирижер Тбилисского академического драматического театра им. Шота Руставели, заслуженный деятель искусств Грузии Левон Оганезов. На смерть музыканта армянская газета "Врастан" ("Грузия") откликнулась некрологом и небольшой заметкой редактора газеты Вана Байбуртяна, представившего читателям Слово прощания Гии Канчели.

    • КТО БЛЮДЕТ ТУРЕЦКИЕ ИНТЕРЕСЫ, или ЧЕЛОВЕК ПО ФАМИЛИИ ТОРОСЯН
      2018-02-12 15:06
      1347

      В мае прошлого года на мировом информационном поле промелькнуло любопытное сообщение о назначении пресс-секретарем турецкого президента Реджепа Эрдогана человека по имени Рон Торосян (Ronn Torossian). Такие сообщения, в частности, были выложены на международной блог-платформе Medium.com. Получается, что, если исходить из фамилии данной персоны, пиарить президента Турции отныне доверено нашему соотечественнику? Вопрос, конечно, интересный. Хотя вообще-то далеко не факт, что носитель фамилии, оканчивающейся на "ян", непременно имеет армянское происхождение (например, яркие советские футболисты 1960-1970-х гг. Валерий Паркуян и Владимир Мунтян; иранский борец вольного стиля, призер олимпиад в Сеуле и Барселоне Аскари Мохаммадиан). Но здесь фактура, думается, красноречива: неармянина по фамилии Торосян (изменение фамилии в брачном союзе или, скажем, в память о близком друге в данном случае не считается) не встретишь при всем желании.

    • СПИСОК УАЙТА,
      2018-02-05 15:07
      1759

      или Чем счастливы армяне Технология, практикуемая британским психологом Эндрю Уайтом для выявления самых счастливых людей в мире, сильно напоминает принцип, по которому определяется средняя температура в больнице. Я вам не скажу за всю Россию, проходящую у Уайта под номером 167 (из 178 возможных), но что касается отдельно взятой Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других российских городов, то здесь социолог явно промахнулся - в этих городах есть и на что посмотреть, и чему порадоваться, в результате "и жизнь хороша и жить хорошо!" – очень даже возможно.

    • ПИШУЩИЙ НА ФРАНЦУЗСКОМ АРМЯНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
      2018-02-02 14:43
      1067

      Прощальное слово Ваге КАЧА, а также с 90-летием В жизни мне никогда раньше не приходилось присутствовать на такой странной церемонии... 25 января 2003 года в десять часов утра в парижской церкви на улице Жан Гужон собралось едва двадцать человек, десять из них - родственники покойного. Не более того. И это несмотря на объявление и на то, что смерть, последовавшая две недели назад, нашла отклик не только в средствах информации армянской колонии, но и влиятельные газеты страны известили о ней, высоко оценив его вклад в кино и литературу Франции. Да, что-что, но хотя бы прилично похоронить умели. И это качество тоже стали утрачивать...