Последние новости

ПРАЗДНИК ХОРЕОГРАФИИ, МУЗЫКИ И СВЕТА

22 июля известному маэстро современного балета Борису Эйфману исполнилось 70 лет, и юбилейные торжества в Санкт-Петербурге напомнили мне его гастрольный спектакль "Анна Каренина", на котором посчастливилось присутствовать не так давно в Ереване.

ТАКОГО ПЕРЕАНШЛАГА И ТАКИХ АПЛОДИСМЕНТОВ СТЕНЫ НАЦИОНАЛЬНОГО театра оперы и балета им. А. Спендиарова не слышали давно. В течение 30 минут не смолкали овации и крики "браво!" Зрители стоя приветствовали исполнителей, а тяжелый оперный занавес, словно гигантская птица, не успевал смыкать свои крылья. Артисты Санкт-Петербургского государственного театра балета Бориса Эйфмана едва успевали принимать бесчисленные букеты и корзины с цветами. А самая большая и богатая корзина, установленная в центре авансцены, была презентована первой леди Ритой Саргсян. Именно ей мы были обязаны этим настоящим праздником хореографии музыки и света - балет Бориса Эйфмана по роману Л.Н. Толстого "Анна Каренина" на музыку П. Чайковского 16 лет не сходит с афиш этого театра.

Немного истории: Борис Эйфман на горизонте советской хореографии появился где-то в конце 60-х годов. Выпускник Ленинградской консерватории и Академии русского балета им. Вагановой уже тогда ставил со студентами академии хореографические миниатюры. Тогда мне, слушателю Высших режиссерских курсов (руководитель - известный кинорежиссер Юлий Карасик), довелось снимать для ленинградского телевидения несколько из этих постановок ("Скульптор и муза", "Творчество" и др."). Гениально сочетая авангардные достижения хореографии, он создавал что-то новое, непривычное.

"То, что я делаю, можно назвать танцем эмоций, свободным танцем, новым языком, в котором сплелись и классика, и модерн, и экстатические импульсы, и многое другое". Уже через несколько лет он так обосновывал создание сначала ансамбля балета, а потом и Театра балета. Сегодня это уже Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана. "Я создаю другой балет, где самовыражение становится содержанием, в котором есть драматизм, философия, характеры, идея. Я уверен, что это балет будущего. Поверьте, по тому пути, по которому иду я, пойдут многие молодые коллеги. Этот путь направлен к человеку". И балет "Анна Каренина" - яркое тому подтверждение.

 ПРАЗДНИК ХОРЕОГРАФИИ, МУЗЫКИ И СВЕТАНЕ БУДУ АНАЛИЗИРОВАТЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ПОСТАНОВКИ. Это дело профессионалов, и об этом очень подробно писала в "Голосе Армении" кандидат искусствоведения Назеник Саргсян. Я обращусь к авторскому и режиссерскому решению спектакля. Борис Эйфман во всех своих работах останавливался на классических произведениях, наполненных философией, человеческими страстями, драматическими, а порой и трагическими коллизиями. Главными действующими лицами его постановок являются, как правило, только герои монументальных романов, и нет в них героев второго плана. Есть только классический "любовный треугольник" и окружающая его среда, возведенная в ранг главных действующих лиц. Именно через них выражается отношение общества – "высшего света" - к поступкам героев. Этим объясняется и выбор места действия – картин: будь то богатый дом Каренина или вокзал, ипподром или набережные Венеции, забитые маскарадными масками.   Девятый круг ада и даже движущийся поезд. Все это в исполнении кордебалета. Все благодаря лаконичным, стилизованным и легким декорациям (художник Зиновий Марголин).

И мастерски продуманной световой партитуре (художник по свету Глеб Фильштинский), ярким, выразительным костюмам Вячеслава Окунева, чудодейственной теме "Судьбы" шестой симфонии Петра Ильича Чайковского. И самое главное, благодаря высокому мастерству солистов и кордебалета создается вся эта театральная балетная феерия. И еще хочу особо подчеркнуть: каких трудов и тонкого вкуса стоит подбор фрагментов готового музыкального произведения, четко совпадающих с настроением, чувствами, страстями и действиями героев. Ведь проще было бы пригласить маститых композиторов писать оригинальную музыку. Как это делают в кино. Но Борис Эйфман делает по-своему во всех постановках. "Балет для меня не только профессия. Это способ существования, мое земное предназначение".

Он гениально сочетает авангардные достижения балетного мира с академической школой русской классической хореографии. Его артистам, имевшим исключительно академическую базовую подготовку, приходилось осваивать новую пластическую лексику. И они были оценены по достоинству.

 ПРАЗДНИК ХОРЕОГРАФИИ, МУЗЫКИ И СВЕТАСОЛИСТ ТЕАТРА ОЛЕГ ГАБЫШЕВ, ИСПОЛНИТЕЛЬ ПАРТИИ ВРОНСКОГО, был удостоен молодежной премии правительства Санкт - Петербурга в области художественного творчества, а исполнительница роли Анны - лауреат международных конкурсов Мария Абашеева получила национальную премию "Золотая маска" за лучшую женскую роль. А балет "Анна Каренина", премьера которого состоялась 31 марта 2005 года, был удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит-2005" в номинации "Лучший балетный спектакль". Вот несколько выдержек из прессы.

"Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить этот поиск. Он найден, и это Борис Эйфман" -  Anna Kisselgoff, The New York Time

"Теперь нет никаких сомнений в том, что хореограф Борис Эйфман – удивительный театральный волшебник. Пожалуй, единственное, в чем можно еще сомневаться, - это является ли он последним ведущим хореографом ХХ века или первым хореографом века ХХI" - Live Barres, (The New York Post).

"Борис Эйфман, вне всякого сомнения, самый интересный российский хореограф. Ему присущ как личностный магнетизм, так и постоянная тяга к поискам нового" (Le Figaro).

"Изо всех хореографов, ставящих сюжетные спектакли для ведущих театров, российский романтик Борис Эйфман, в сущности, единственный, кто полностью соответствует ХХI веку…" - Levis Segal, Los Angeles Timts.

К этому мало что можно добавить, кроме благодарности всем спонсорам и организаторам этого незабываемого праздника.

Эд. АСИН (Эдуард Едикиселов)

 сценарист, кинорежиссер 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.

    • ПРОРАБ ДУХА
      2024-01-22 10:56

      "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...