ОБНАРУЖЕН ГЕН КОФЕМАНИИ

Ученые Университета Эдинбурга в Шотландии выяснили, что у некоторых людей присутствует особый ген, вернее, измененный, который заставляет человека подсесть на кофе. А сделать такое открытие помогло сравнение структуры ДНК у более чем тысячи людей, живущих в семи относительно изолированных и небольших деревушках в Италии.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИТАЛЬЯНЦЫ ЗАПОЛНЯЛИ АНКЕТЫ, фиксируя, как часто они пьют кофе. На втором у них брали пробы крови для анализа генома. А когда во время третьего этапа ученые свели показатели первого и второго, оказалось, что те люди, которые пьют кофе чаще остальных, имеют особый ген, который отвечает за производство фермента Q10, а тот в свою очередь является одним из важнейших звеньев в системе клеточного дыхания и, помимо прочего, связан с окислением кофеина. Так вот именно его (фермента) мелкие мутации могут усиливать процесс вывода кофеина из организма.

После итальянцев ученые проверили свое открытие на примере нескольких тысяч жителей Голландии. Повторный анализ подтвердил: зависимость между геном и потреблением кофе действительно существует! И именно мутации в гене управляют тем, как наш организм перерабатывает кофеин и, соответственно, вызывает или нет тягу к новой чашечке.

Всего ученым удалось найти два десятка мелких мутаций длиной в одну "букву"-нуклеотид, которые так или иначе влияли на то, насколько человек был склонен употреблять кофе. Все эти мутации, как показал дальнейший анализ, находились на шестой хромосоме, внутри гена PDSS2, причем некоторые из них вносили достаточно заметные изменения в кофеманство их носителей.

Насколько кофе опасен (или нет) для вашего сердца? Еще совсем недавно потребление кофе рассматривалось медиками как сплошное вредительство сердцу и вообще всей сердечно-сосудистой системе. Считалось, что этот бодрящий напиток повышает кровяное давление и уровень "плохого" холестерина, что со временем может стать причиной в том числе и сердечного приступа.

Тем не менее в последнее время все больше исследований говорят об обратном. Что кофе не только не увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, а даже, наоборот, может фактически уменьшить его! Как такое возможно и чему в конце концов верить?

РИЧАРД ФОГОРОС - ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК ПОЯСНЯЕТ, ЧТО МНОГИЕ до сих пор опираются на старые исследования, которым может быть и 50 лет, и больше. Между тем, когда те исследования проводились, во внимание не брались такие факторы, как, например, недостаток физической активности или курение. Более поздние научные разработки и эксперименты учитывают вышеприведенные факторы, а также многие другие. И они, несомненно, сказываются на результатах. В частности, более поздние исследования показывают: не так вреден кофе, как его "малюют".

Однако при этом есть два немаловажных аспекта. Во-первых, все вышесказанное касается только умеренного потребления кофе (то есть не более одной-двух чашек в день).

Во-вторых, все сказанное касается только здоровых людей. Тем же, кто имеет проблемы с сердечно-сосудистой системой, судьбу лучше не испытывать и отказаться от кофе раз и навсегда.

Влияние кофе на кровяное давление у ученых считается неоднозначным. Последнее исследование медиков из Университета Калифорнии Сан-Франциско показало, что кофеин не влияет на сердечный ритм - не замедляет его и не ускоряет. И, соответственно, нет никакого риска получить от него инфаркт или инсульт.

Тем не менее полностью полагаться на данное исследование по крайней мере пока не стоит. На самом деле, у людей, которые пьют этот напиток изредка, кофеин может повысить кровяное давление примерно на 10 мм ртутного столба, что вряд ли можно назвать опасным. Но, опять же, это касается людей с нормальным артериальным давлением. Если же у вас давление зашкаливает, то даже эти 10 мм могут привести к серьезным последствиям.

Если вы до сих пор сомневаетесь, пить или не пить кофе, попробуйте воздержаться от него в течение месяца - вы сами почувствуете, насколько ваш организм к нему чувствителен.