Последние новости

ДОЛГИ НАШИ – ПЕРЕД КЛАССИКАМИ И СОВРЕМЕННИКАМИ

Обновленный Национальный театр поднял занавес

Такого ажиотажа вокруг театральной премьеры и не припомнишь! "Пароходы и человеки", завзятые театралы и люди, которых в иные дни мало прельщает Мельпомена, звонили, приходили, молили и требовали – лишнего билетика! Увидеть новый спектакль в постановке нового художественного руководителя в новом Национальном академическом театре им. Г. Сундукяна стремились все. Так что, увы, обычной проблемы заполняемости зала перед премьерой спектакля "Пэпо" по произведениям Г. Сундукяна в постановке заслуженного деятеля искусств РА Армена Элбакяна перед театром не стояло.

ТЕАТР УЖ ПОЛОН, ЛОЖИ БЛЕЩУТ!.. НА СЧЕТ ЛОЖ ЭТО, КОНЕЧНО, РАДИ КРАСНОГО СЛОВЦА. Роскошные ложи бенуара в современных театрах, к сожалению, не предусмотрены, а из предусмотренных следить за происходящим на сцене действом не слишком удобно. Так что пришедшие на премьеру высокие гости расположились в первом ряду амфитеатра. Президент страны Серж Саргсян и министр культуры Армен Амирян, представители политического истеблишмента и даже гость столицы Стас Намин, которому предстоит в ближайшие дни показывать на главной сцене страны свои спектакли… В партере гужевался театральный бомонд. Буйная молодежь оприходовала галерку. Словом, в зале находились и те, благодаря кому alma mater отечественного театрального искусства обрел новое во всех смыслах лицо – и в плане соответствия последнему слову техники, и в плане комфорта, и те, для кого государство не пожалело средств. Ведь даже самые фрондирующие не могут не согласиться с тем, что 8 миллионов евро и непрекращающаяся ни на минуту в течение года с лишним работа в театре и для театра в стране, пережившей за последний период не что-нибудь, а войну, – это не просто естественный ход развития. Это почти героизм!

Так что народ в зале с нескрываемым любопытством разглядывал новые, широкие и удобные кресла, блестящий паркет и сверкающую новизной обшивку, улыбался искренне, радовался от души в предвкушении новаций, которые подарит сцена.

Прежде чем поднялся занавес, к микрофону вышел художественный руководитель Национального театра Армен Элбакян. "Сегодня Национальный академический театр имени Сундукяна открывает свой девяносто четвертый сезон. Открывает его во всеоружии – оснащенный новейшей, шагающей в ногу с XXI веком техникой и отремонтированный. За что – я выступаю уполномоченным от всего нашего коллектива – мы выражаем свою глубокую благодарность руководству нашей страны, его правительству за такое отношение к театру, к искусству, к культуре. И к нашему зрителю, для которого в первую очередь все это и сделано. Сегодня мы представим на ваш суд версию, созданную на основе нескольких произведений Габриела Сундукяна: спектакль "Пэпо". Это наша дань классику армянской драматургии, чье имя носит главный театр страны. Это дань ушедшим поколениям великих артистов, которые мечтали увидеть этот театр соответствующим своему времени. Такое счастье выпало на нашу долю. На долю тех, кто служит Национальному театру в свободной независимой Армении", - сказал Армен Эдгарович, вызвав бурю аплодисментов.

 Премьера спектакля 'Пэпо'С САМОГО НАЧАЛА ИДЕЯ СТАВИТЬ "ПЭПО", НА КОТОРОЙ НАСТАИВАЛ ТОГДА новоназначенный художественный руководитель, вызвала весьма противоречивое отношение. Говорили, что пьеса безнадежно устарела. Говорили, что язык пьесы непонятен современному зрителю. Говорили, что еще в 1935 году Амо Бек-Назаров закрыл счеты с этой пьесой, создав шедевр, а пытаться повторить успех Грачья Нерсисяна, Авета Аветисяна, Давида Маляна, словом, актеров-легенд – чистое самоубийство. Говорили, что в пьесе "Пэпо", особенно на сцене национального, заключена черная магия. Ведь в памяти многих еще жив спектакль, поставленный Хореном Абрамяном, так и не увидевший света премьерной рампы и закончившийся для великого артиста "ссылкой" в Гюмри. Тогда его сочли подрывающим основы, почти хулиганским. Теперь называют новаторским, гениальным, подло загубленным театральной интригой… Так или иначе, Армена Элбакяна не испугали ни тени незабытых великих предков, ни дурные знамения. "Не может быть Национального театра имени Габриела Сундукяна без главной пьесы классика национальной драматургии в репертуаре, как вообще не может быть национального театра, если он не обращен в первую очередь к национальной литературе", - настаивал режиссер.

"У меня тоже были сомнения, - говорил в антракте ректор Государственного института театра и кино Давид Мурадян, но они рассеялись. Все-таки "Пэпо" - знаковая пьеса, которая не просто обязана быть в репертуаре этого театра. За ней стоит такой пласт культуры, и не только театральной, – это широчайший контекст, связь с которым мы, к сожалению, теряем. А если учитывать, что сегодня многие не читают даже произведений, включенных в школьную программу, трудно представить лучший способ приобщения к этому широкому пласту армянской культуры, чем театр. А то, что мы сейчас видим, – это именно театр".

 Все сомнения отпали, и не только у ректора ГИТиКа, в финале. Публика устроила настоящую овацию, и долго-долго не смолкали аплодисменты. В честь тех, кто создал спектакль "Пэпо". И в честь тех, благодаря кому сцена Национального театра расцветилась тысячами огней – золотистыми бликами, лунными миражами, синими тенями и алыми миражами. Театр им. Г. Сундукяна подарил своему зрителю праздник и воздал дань классикам и легендам. Впереди работа, долженствующая отдать долг всем тем, чьими усилиями театр в техническом плане стал современным по самому большому счету. Теперь слово за современным театральным языком. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • "СЕЛЕНИЕ ЭСТЕБАНА" – КАК РОЖДАЕТСЯ В ЛЮДЯХ ПЕСНЯ
      2024-02-28 11:08

      "...И показывая на мыс, горой из роз поднявшийся на горизонте Карибского моря, скажут на четырнадцати языках, смотрите, вон там, где ветер теперь так кроток, что укладывается спать под кроватями, где солнце светит так ярко, что подсолнечники не знают, в какую сторону повернуться, там, да, там находится селение Эстебана...", - так говорил Габриель Гарсиа Маркес.  "Селение Эстебана" - не как символ недостижимого элизиума, а как символ готовности людей воплотить свою мечту. Но прежде чем воплотить, мечту надо узнать, услышать и обрести. И если она толкает к внутреннему преображению, совершенно не важно, из чего мечта родилась - из миража, из ничего или даже из выброшенного на берег морской волной утопленника.  Об этом спектакль "Эстебан", поставленный по рассказу Г.Г. Маркеса "Самый красивый утопленник в мире" Надеждой ИСРАЕЛЯН на сцене Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна.