Последние новости

ЧИСТЫЙ "ОЛИМПИЕЦ" ПЕДАГОГИКИ

Кажется, класс Петра Асатуровича Айказяна и он сам существовали в музыкальной школе им. Саят-Новы и музыкальной десятилетке им. Чайковского всегда. Без него трудно представить богатую событиями музыкальную жизнь Еревана и других городов Армении, дальнего и ближнего зарубежья. Выступления воспитанников Айказяна гарантируют уникальные встречи с юными самобытными музыкантами и вызывают огромный слушательский интерес. А причина всего лишь в том, что Петр Асатурович - это необыкновенная творческая активность, невероятная работоспособность.

В ЧЕМ ЖЕ ФЕНОМЕН УСПЕХА УЧАЩИХСЯ КЛАССА АЙКАЗЯНА, В ЧЕМ СЕКРЕТ столь великолепного взлета к вершинам исполнительского искусства? В блестящем мастерстве каждого юного музыканта, в безукоризненной стилистике экзаменационных, концертных или конкурсных программ, наконец, в гармоническом совершенстве художественных устремлений и артистическом магнетизме "автора" и педагога талантливых детей. В сплаве всех компонентов игры, степени свободы самовыражения, без которых  невозможны подлинные достижения в искусстве.

Свобода эта порождается истинно подвижническим, титаническим трудом. Его занятия - настоящие уроки творчества. Такая работа для Петра Асатуровича и его учащихся - и труд, и радость. Но ее главный итог, высший смысл - встреча со слушателями, умение своим творчеством восхитить, убедить, подчинить аудиторию. Слушая игру учащихся класса Айказяна, не устаешь поражаться качеству свежести и оригинальности прочтения любых сочинений (от хрестоматийных до остросовременных), особому вкусу, изяществу, подлинному  артистизму. Не случайно высокий профессиональный уровень работы Петра Асатуровича с юными музыкантами по достоинству оценивался не раз.

Возраст не мешает Петру Айказяну со студенческим пылом обсуждать музыкальные проблемы. Слушая его в такие минуты, поражаешься, как многое ему интересно, с каким искренним участием общается он с любознательными и неравнодушными людьми. Он умеет слушать. Не из вежливости. Вежливость тут совсем ни при чем. Слушать - редкое умение, и это ему дано в полной мере. Его всегда волнует опыт учеников, хотя он знает их с младых ногтей. Всегда лаконичен, прост и ясен. И только о музыке. Он не сомневается, что она, музыка, и жизнь - абсолютные синонимы. И талантливо многие годы убеждает в этом и всех нас.

Несмотря на возраст, талантливый педагог и сейчас в форме. С годами у него не убавилось темперамента, молодого задора, неприятия халтуры. Только с возрастом он стал еще мудрее и, может быть, мягче. Эту особенность можно обозначить двумя словами: благородство таланта. Петр Асатурович убежден, что надо так организовать воспитание юного гражданина, чтобы не заглох, а развивался Богом данный талант, чтобы он с детства поверил в свою неповторимость. Потому он и готовит настоящих артистов, подлинных служителей музыки. Может, сравнение со скульптором тривиально, но он в своей педагогической деятельности действительно отсекает все лишнее, что мешает проявиться гармонии и цельности исполнения, отсекает "отсебятину", желание повыгоднее подать себя.

ПОРАЖАЮТ ДОБРОТА, ОТКРЫТОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕТРА АСАТУРОВИЧА перед своей профессией, перед тем, что он дает своим ученикам. И что интересно: все замечания, советы, пожелания его ученики принимают не копируя, а стремясь пропустить через свои чувства, сознание. Как же это важно - понять педагога в процессе создания музыкального образа, понять самого себя!

Петр Асатурович и вправду лепит тот образ скрипача, который не создашь одними понуканиями и благими пожеланиями. За этим - особый талант педагога, но еще и система воспитания. Впитав лучшие традиции армянской скрипичной школы и, в частности, традиции своего педагога Карпа Савельевича Домбаева, он развивает их дальше. По признанию Петра Асатуровича, именно благодаря К.Домбаеву он полюбил педагогическую работу. Его методологические принципы всегда служили для Айказяна верным ориентиром.

"Домбаева отличали высокая культура, талант, редкое умение общения со студентами, - отмечает Петр Асатурович.- В Карпе Савельевиче, в класс которого  я попал, демобилизовавшись после ранения в 1944 году, меня привлекало удивительное умение подбирать репертуар, позволявший студенту проявить себя с наилучшей стороны. Он отлично чувствовал слабые звенья в подготовке своих воспитанников и находил путь к их скорейшему устранению. В трудные военные годы Карп Савельевич взял на себя миссию обеспечения своих питомцев музыкальными инструментами, используя свои связи со скрипичными мастерами в Москве. Рад, что, развивая традиции Домбаева, мне удалось заложить основу дальнейшего исполнительского роста таких одаренных музыкантов, как Виктор Хачатрян, Баграт Вартанян, Айк Манукян, Геворг Будагян, Ани Куртикян и другие".

К этому списку можно добавить и имена Сергея Хачатряна,  Ануш Никогосян, Елены Егорян, лауреатов международного музыкального конкурса им. А.Хачатуряна Мартына Явряна, Геворга Гарабекяна, Сюзи Ерицян, лауреата конкурса им. Сибелиуса Эммануэля Чкнаворяна - сына маэстро Лориса Чкнаворяна…

Мы с полным правом говорим сейчас об айказяновской скрипичной школе - недаром через его класс прошли практически многие ныне известные скрипачи. Кто работал с Петром Асатуровичем, знает, что его замечания исчерпывающе точны, в них одновременно и мудрость, и художническая щедрость.

"ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕДАГОГ ПЕТР АСАТУРОВИЧ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ МЕНЯ ЭТАЛОНОМ порядочности и человечности, - говорит о нем скрипач, лауреат международных конкурсов Мовсес Погосян (США). - Трудно найти людей, которые могли бы столь блестяще совмещать беззаветную кропотливую работу педагога с мудрым и гармоничным административным талантом. Мне посчастливилось с 7-летнего возраста знать Петра Асатуровича. Я до сих пор помню зачетные вечера и экзамены в подвальном зале школы Саят-Новы, его умные, поддерживающие и неизменно полезные советы. Близкий друг моих учителей, Левона Зоряна и Вилли Мокацяна, он с невероятной теплотой переживал все мои достижения и неудачи. Вместе с Эльзой Тандилян он превращал нашу школу в настоящую жемчужину, которая даже в самые тяжелые годы блокады сохранила свой рабочий ритм, тепло и уют..."

Петр Асатурович - чистый "олимпиец" в педагогике. Он всегда в работе. Его острое слово, юмор - это качества человека, занятого трудным делом. Его тактичность - это умение, не поучая, учить и воспитывать, умение, за которым скрываются глубочайшая образованность, широта знаний, настоящая интеллигентность. Собственно, почему скрывается? В том то и дело, что не скрывается. Но, когда вместе сходятся ум, такт, необыкновенное человеческое обаяние, это никогда не может принадлежать одному человеку. Поэтому у Петра Асатуровича много истинных друзей, поклонников...

По словам скрипача - профессора Баграта Вартаняна, Айказян вкладывает в свое педагогическое творчество, в свое понимание законов музыки высшие эстетические ценности. "Он педагог-творец. В его классе постоянно открываешь что-то новое и важное для себя. Он вырабатывает не только технику, выносливость, но и волю, и силу мышления. Все эти качества помогают продлевать артистическую жизнь".

Долгие годы Петр Асатурович возглавлял школу им. Саят-Новы. Непререкаемый авторитет, истинный лидер - так воспринимал его коллектив. Время его руководства - один из наиболее ярких и значительных периодов в жизни коллектива. Руководитель школы, что называется, божьей милостью, последний из могикан, Петр Асатурович на этом посту был истинным подвижником. До сих пор трудно понять, почему так нерасчетливы чиновники от культуры, так  поспешно требуя ухода старших. Хотя мастер этот намного моложе своих более юных коллег в силу качества, им недоступного: редкого по обаянию таланта.

Петр Асатурович и сейчас работает - на зависть тем, кто считает себя молодым только по календарю. Но, похоже, календарь мало интересует Айказяна: его жизнь по-прежнему наполнена музыкой (его всегда можно встретить на самых значительных концертах), трудом. Да и как может быть иначе, когда каждый раз, входя в свой класс, он слышит звуки скрипки, видит счастливые лица ждущих его детей?

Основная тема:
Теги:
  • Торосян 08-Фев-2017
    ЭТИ ЛЮДИ------ НАШЕ БОГАТСТВО! СПАСИБО,ЧТО ВЫ ЕСТЬ!
    Ответить
  • Давид 11-Фев-2017
    Когда узнал несколько лет назад как этого прекрасного директора самой лучшей музыкальной школы Армении - а был он директором пятьдесят лет!!!! - грубейшим образом вышвырнули из кабинета заставив закрыть за собой дверь - вышвырнул тот кто занял его место по решению властей, мне было так страшно что этот порядочнейший, честнейший, талантливейший и умнейший сподвижник искусства моей страны не переживет и получит по меньшей мере инфаркт за такое отношение - Но этот душка человек устоял и не сломался и до сих пор служит своему народу . Дай Бог Вам всяческих благ - Армения просто обязана гордится Вами ну а я более чем радуюсь - просто ликую- когда Вас встречаю на концертах в Ереване . Уверен что Музыка Вас и держит на таком высоком тонусе жизни и еще долго будет держать на радость нам всем- вашим почитателям. Браво ВАМ за все что вы подарили нашей талантливой молодежи. Здоровья и процветания!!!!!
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ПИКИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
    2017-12-25 15:30
    12588

    Подошедший к своему завершению год был богат художественными событиями - премьерами, гастролями именитых артистов, фестивалями. Одним из самых ярких событий оперного года стал Первый международный оперный фестиваль. Идея этого фестиваля вызвана к жизни острой необходимостью - вывести оперный театр из затянувшегося кризиса. 

  • ДЕРЖАЩАЯ ВЫСОТУ
    2017-12-22 15:04
    9423

    Медее АБРАМЯН - 85 Говоря о Медее Абрамян, трудно найти определяющий образ. Кто она, эта удивительная женщина, сохранившая и в 85 лет свою странную и тревожную легкость? Уникальный музыкант, выдающаяся виолончелистка, кумир не одного поколения меломанов. Замечательный педагог, воспитавшая целую плеяду артистов, уверенно осваивающих мировые сценические площадки. В течение всей своей творческой жизни она непрерывно несет тот духовный груз, который есть бремя и принадлежность таланта. И несет его достойно.

  • КОГДА ПОЕТ ДУША
    2017-12-20 16:18
    7556

    Красивый тембр голоса, артистическая увлеченность, стилистическая чуткость, а главное, индивидуальный творческий подход к созданию образов вокальных героев - вот что радовало ереванских слушателей на встречах с Арташесом АЙРЯНОМ. На сцене Академического оперного театра им. А.Спендиарова он пел до 1992 года, а затем наступили тяжелые для театра времена, и артист уехал в США, где продолжил свою активную творческую деятельность, с большим энтузиазмом выступая на многих сценических площадках разных городов Америки.

  • ГРАНДИОЗНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
    2017-12-13 15:30
    10683

            "Реквием" Верди в Большом зале филармонии звучит не впервые. Его исполняли разные дирижеры и музыканты, и не только на этой сцене. Шедевр Верди звучит в самых престижных залах мира. Но классика есть классика, и одна из самых больших ее прелестей заключена как раз в том, что каждое поколение исполнителей прочитывает ее шедевры по-своему, давая нам дополнительные свидетельства того, что подлинно гениальное творение способно впитывать в себя последующий опыт человечества и открывать в нем что-то новое, какие-то особые, еще не замеченные сокровенные свойства.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ПИКИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
    2017-12-25 15:30
    12588

    Подошедший к своему завершению год был богат художественными событиями - премьерами, гастролями именитых артистов, фестивалями. Одним из самых ярких событий оперного года стал Первый международный оперный фестиваль. Идея этого фестиваля вызвана к жизни острой необходимостью - вывести оперный театр из затянувшегося кризиса. 

  • ДЕРЖАЩАЯ ВЫСОТУ
    2017-12-22 15:04
    9423

    Медее АБРАМЯН - 85 Говоря о Медее Абрамян, трудно найти определяющий образ. Кто она, эта удивительная женщина, сохранившая и в 85 лет свою странную и тревожную легкость? Уникальный музыкант, выдающаяся виолончелистка, кумир не одного поколения меломанов. Замечательный педагог, воспитавшая целую плеяду артистов, уверенно осваивающих мировые сценические площадки. В течение всей своей творческой жизни она непрерывно несет тот духовный груз, который есть бремя и принадлежность таланта. И несет его достойно.

  • МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОДАРОК ИЗ АРГЕНТИНЫ
    2017-12-22 15:00
    5329

    В Министерстве диаспоры РА состоялось вручение музыкальных инструментов, предназначенных для школ и культурных очагов приграничных сел Армении. Для получения даров, прибывших из Аргентины как результат масштабного движения "Что ты делаешь для Арцаха?", в Ереван приехали руководители разных общин нашей страны, включая приграничье. Гостей приняла министр диаспоры Грануш Акопян, подготовившая также предновогодний сюрприз для детей этих сел. Книги-сказки детской писательницы Нуне Саргсян на различных говорах армянского языка министр передала главам общин.

  • ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА ИЛИ ЕЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ОТСУТСТВИЕ
    2017-12-20 15:36
    7192

    С обретением независимости многим в Армении и диаспоре казалось, что позиции национального языка окажутся несравненно более защищенными как в институционально-законодательной, так и в практической плоскости, т.е. во всех сферах жизни страны. И действительно, армянский получил конституционно и законодательно закрепленный статус единственного государственного языка, все делопроизводство в государственных учреждениях и преподавание в средних и в большей части высших учебных заведений ведется на национальном языке. При всем множестве существующих изъянов и искусственно продавливаемых тенденций к отходу от принципа всеобщего верховенства армянского языка его нынешние позиции, особенно при внешнем поверхностном рассмотрении еще выглядят более прочными, чем в советскую эпоху.