ВНИМАНИЕ: ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР!

Интервью с адъюнкт-профессором медицинского факультета Копенгагенского университета Мариам ГРИГОРЯН

- Г-жа Григорян, задача исследований, которыми вы занимаетесь, - определить роль хронических воспалительных процессов в развитии незаразных заболеваний. Можно ли говорить о каких-то предварительных результатах?

- Этой областью биомедицинских исследований, а именно ролью воспалительных факторов в развитии практически всех незаразных заболеваний человека, мы заинтересовались относительно недавно как последующим логическим этапом наших основных исследований, а именно изучением молекулярных механизмов метастазирования (распространения) злокачественной опухоли. Этими вопросами я и мои коллеги занимаемся уже долгие годы - сначала в Институте молекулярной биологии Академии наук СССР, куда я попала еще будучи аспиранткой. Тогда исследования в области молекулярных механизмов метастазирования только начинались. Мы проводили исследования по определению генов и факторов, которые способствуют превращению раковой клетки в метастазирующую. Ведь само возникновение опухоли не является смертельным заболеванием. Тяжелые последствия связаны именно с распространением метастазов по всему организму. Мы провели большую работу на экспериментальных животных и клеточных моделях. Были выделены некоторые гены и факторы, которые при определенных условиях определяют злокачественное развитие заболевания. В 1992 году профессор Евгений Лукандин был приглашен на работу в Датский раковый центр, где основал большую международную лабораторию, к которой присоединились я и Нуне Амбарцумян. Сейчас мы вместе продолжаем эти исследования на медицинском факультете Копенгагенского университета.

- То есть гены, определяющие метастазирование опухоли, имеются не у всех?

- ДНК всех людей содержит одинаковые гены, проблема в том, что очень многие гены "молчат", т.е. не продуцируют белки. Но в определенных условиях они могут активизироваться и продуцировать определенные белки, способные стимулировать процесс метастазирования. Нам удалось обнаружить и доказать, что белок S100A4 действительно сильно связан с тем, что рак становится злокачественным, и при этом одним из основных молекулярных механизмов его действия является стимулирование большого набора воспалительных факторов.

Далее в ряде совместных исследований с клиницистами мы обнаружили, что количество этого белка сильно повышается при хронических болезнях, таких, например, как ревматоидный артрит, рассеянный склероз, и других воспалительных заболеваниях. К этому времени на основе сотен тысяч публикаций наука уже пришла к фантастическому заключению, что основой всех неинфекционных болезней человека являются хронические воспалительные процессы. И именно эти незаразные болезни, такие как рак, сердечно-сосудистые нарушения, диабет, нейродегенеративные, психические и т.д., сегодня являются самыми распространенными причинами смерти во всем мире. Причем хроническое воспаление часто протекает у здоровых людей как бессимптомное, фоновое состояние, которое можно выявить лишь обнаружением в крови повышенного уровня определенных воспалительных факторов, например, белкового фактора CRP .

- Насколько я знаю, вы занимаетесь исследованиями, связанными с выявлением генетической предрасположенности армян к тем или иным заболеваниям…

- Да, меня это очень интересует и волнует. Когда мы начали заниматься "воспалением", у нас возникла идея посмотреть, что происходит в Армении, где достаточно сильно распространено такое воспалительное (autoinflammatory) заболевание, как периодическая болезнь, Familial Mediterranean fever (FMF). Совместно с профессором Тамарой Саркисян (Центр медицинской генетики), которая внесла большой вклад в изучение генетических основ этого заболевания, изучая специфику и частоту мутаций гена MEFV, связанного c развитием периодической болезни, мы начали совместную работу и стали смотреть, что происходит в крови этих больных, отслеживали появление белка S100A4. Обследования больных показали очень высокий уровень этого белка в крови. Но нас удивил другой факт. Мы также отметили некоторое повышение уровня воспалительного и проракового фактора S100A4 и в контрольных пробах, взятых у здоровых людей. Это может указывать на наличие повышенного воспалительного фона среди населения.

Периодическая болезнь – генетическое заболевание, обусловленное мутацией гена MEFV, вовлеченного в воспалительный процесс. Причем эта болезнь проявляется только в тех случаях, когда человек наследует мутированный ген и от матери, и от отца, т.е. две мутированные копии этого гена. Те, кто получил этот мутированный ген только от одного родителя, называются носителями и, как правило, не болеют периодической болезнью. Эта болезнь распространена в основном среди евреев, турок, армян и арабов. К сожалению, самая высокая частота мутаций гена MEFV наблюдается среди армян. Так, порядка 30% (!) населения Армении являются носителями этой мутации, что очень много. К сожалению, исследования последних лет  ряда международных лабораторий четко указывают на повышенную предрасположенность носителей MEFV-мутаций к таким заболеваниям, как атеросклероз, гематологические онкологические заболевания, рассеянный склероз и др., то есть это то состояние, когда генетический фон может предрасполагать к заболеваниям. И действительно, когда мы стали смотреть статистику по заболеваемости в Армении незаразными болезнями, она оказалась довольно тревожной. Выяснилось, что если в 2012 году Армения среди 200 стран была на 4-м месте по раку, то в 2014 году перешла на 1-е место, по сердечно-сосудистым болезням в 2012 году была на 14-м месте, в 2014 году перешла на 8-е. Налицо очень опасная тенденция.

- С чем это связано?

- Тут есть о чем задуматься. Мы предполагаем, что это может быть связано с генетически обусловленным повышением воспалительного фона. Армения - уникальная страна ввиду того, что относительно небольшое население практически мононационально, 98% составляют армяне. Возможно, именно это и является основной причиной проблемы, поскольку способствует накоплению мутаций.

По данным ВОЗ, в Армении очень много случаев рака молочной железы, легких, поджелудочной железы, мочевого пузыря, матки, лейкемии – по этим заболеваниям Армения на первом-втором месте среди 200 стран. Мы предполагаем, что помимо определенных недостатков системы здравоохранения, неэффективной ранней диагностики онкологических заболеваний существует и некий внутренний генетический фактор, который необходимо выявить и использовать против него профилактические и лечебные средства. Повышенный воспалительный фон среди армян может не только предрасполагать к раку, но и значительно влиять на его повышенную злокачественность. Известны этнические группы (например, в Эквадоре) со значительно низким уровнем воспалительных факторов в крови, что, согласно статистическим данным, очень хорошо коррелируется с низким уровнем практически всех незаразных заболеваний. Мы предполагаем, что в результате мутаций у армян, наоборот, этот фон может быть повышенным.

- Но, может быть, существуют факторы риска, которыми обусловлена сложившаяся ситуация?

- Мы исследовали этот вопрос, проводили сравнение со многими другими странами. Например, Россия - огромная мультиэтническая страна. В России очень высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, но это объясняется чрезмерным употреблением алкоголя и курением. В то же время по сравнению с Арменией там очень низкий уровень заболеваемости диабетом, по онкологии ситуация тоже значительно лучше. В Армении мы не нашли фактора риска, объясняющего в полной мере состояние здоровья населения. Есть такой критерий, как риск смертности населения от неинфекционных заболеваний между 30 и 70 годами. В России и Армении этот риск составляет 30%, а это очень высокий показатель. В Грузии он - 22%, в Турции - 18%, в Израиле – 9%. В России на этот показатель сильно влияют употребление алкоголя и курение. В Армении эти факторы ниже. Даже в таких "здоровых" странах, как Дания и Германия, потребление алкоголя значительно больше. В плане курения и ожирения ситуация в Армении тоже не сильно отличается от многих "онкологически благополучных " стран. По крайней мере согласно опубликованной статистике.

Все сказанное подчеркивает огромную важность выявления причин высокой заболеваемости населения Армении, особенно в области онкологии. Эти причинные факторы надо выявить с высоким уровнем достоверности, получить научно обоснованные подтверждения имеющимся предположениям и безотлагательно принимать меры. Особенно это важно в контексте грядущих поколений, обеспечения эффективного функционирования социума и безопасности государства.

- Что же делать в такой настораживающей ситуации? Если ваше предположение верно и высокая заболеваемость – результат мутаций, то можно ли на это как-то влиять?

- Безусловно. Но для этого первым делом надо иметь полную и достоверную медицинскую статистику по всем видам заболеваемости в стране, что позволит провести разнообразные корреляционные исследования: генетические, экологические, профессиональные т.д.

Следующее, что, по моему мнению, очень важно, - понять причинные связи на молекулярном уровне. Огромное значение в этом плане может иметь создание в Армении современного инновационного биомедицинского научного центра международного класса, который бы объединил потенциал талантливых исследователей, врачей и эпидемиологов из Армении и диаспоры с целью изучения специфических причин и механизмов заболеваний в стране с последующей разработкой соответствующей профилактики, диагностики и терапии.

Если наша гипотеза подтвердится и мы докажем, что у нас действительно есть генетически обусловленный повышенный воспалительный фон, предрасполагающий к заболеваниям, то можно будет разработать и предложить эффективную схему профилактики и лечения. Например, нам удалось доказать, какие из воспалительных факторов играют большую роль в прогрессии рака, и в настоящее время мы доводим до окончательной стадии разработки лечебные средства, подавляющие их активность. Если локализовать и расшифровать причину заболеваний, то вопросы лечения будут решаться значительно проще.