Последние новости

НАРОД ЗАЗА: ИЗ НЕБЫТИЯ В ГУЩУ СОБЫТИЙ

Интервью с директором Института востоковедения Российско-Армянского университета доктором филологических наук, профессором Гарником АСАТРЯНОМ.

 Директор Института востоковедения Российско-Армянского университета доктор филологических наук, профессор Гарник АСАТРЯН- Господин Асатрян, как вы прокомментируете информацию о том, что в Турции представители народа заза обратились в официальные органы страны для регистрации собственной политической партии?

- Заза действительно собираются официально зарегистрировать партию "Народная партия заза", и тут есть ряд интересных аспектов. За последние три десятилетия – с момента актуализации зазийской идентичности и зарождения движения заза – представители этого древнего народа создали множество культурных, общественно-политических организаций и партий. Однако официальный статус получили лишь те из них, которые были созданы заза-иммигрантами в Европе, прежде всего в Германии, Швеции и Франции. В самой же Турции зазийские организации действовали полулегально и часто рассматривались как курдские. В одно время в Турции даже действовала политическая партия "Рая Зазаистани" ("Путь Зазаистана"), также не имевшая официального статуса в стране. То, что сегодня заза заявляют о намерении узаконить свою политическую деятельность в Турции, говорит о многом. Во-первых, о все усиливающихся в последние десятилетия устремлениях заза обозначить себя не только как отдельную политическую силу, но и как отдельный этнополитический фактор в Турции и шире – в регионе, подчеркнуть свою независимую от курдов идентичность, в очередной раз продемонстрировать – теперь уже во внутритурецком политическом поле, что они являются отдельным этносом.

 Народ заза стремится создать политическую партию в Турции- А разве до этого заза выступали только совместно с курдами?

- В политическом плане часто – да, так как и курды, и заза в самом широком смысле всегда преследовали общие цели. Но исторически сложилось так, что существование по соседству на протяжении последних пяти веков, схожесть экономического уклада и материальной культуры, близость принадлежащих к иранской группе языков, в особенности в противопоставлении к доминирующей тюркской среде, отчасти общность судеб и прочее породили у внешнего мира миф о курдской идентичности заза, однако этот миф не соответствует действительности, он распространился во многом на фоне, с одной стороны, постоянно используемого третьими силами курдского фактора, с другой – благодаря усилиям курдских националистических кругов, стремящихся, как известно, подвести под общую вывеску "курды" целый ряд этнических и этноконфессиональных групп, на самом деле не имеющих к курдам никакого отношения: гуранов, езидов, луров, лаков, кальхоров... Эта порочная практика использования иных народов в собственных узконационалистических целях чаще всего проводилась в ущерб интересам самих этих народов. Этот вопрос имеет долгую историю, на эту тему я много писал и, надеюсь, мы к ней еще вернемся.

- То есть, если партию зарегистрируют, заза будут представлены в Турции как отдельная политическая сила?

- Официально – да. Но в качестве отдельного этнополитического фактора заза начали выступать еще три десятилетия назад. И уже тогда курдские круги усмотрели в этом "руку Анкары", стремящуюся внести раскол в ряды курдской освободительной борьбы. Помнится, основатель Движения заза покойный Эбубекир Памукчу, с которым мы были дружны и неоднократно встречались в Европе, еще в конце 80-х годов сетовал, что активистам заза в тот момент стоило опасаться не столько турецких спецслужб, сколько курдских радикалов, считавших предателями открыто заявивших о своей отдельной идентичности заза. Тогда в курдских политических кругах действительно бытовало мнение, что активизация заза – дело рук турецких спецслужб, стремящихся к расколу курдского движения. Думаю, попытка заза получить официальный статус для своей политической партии и вместе с тем легализовать свой этнос (обратите внимание на название партии – "Народная партия заза") вызовет такую же реакцию в курдской среде.

Я, однако, в принципе не сбрасываю со счетов желание Турции манипулировать ситуацией. Если партия будет беспрепятственно зарегистрирована, то это будет означать, что получено "добро" на самом высоком уровне, и тогда, вполне возможно, что Турция действительно намерена использовать зазийский фактор в качестве баланса в противовес курдскому. Об этом, кстати, говорят и другие знаки: за последние десятилетия в Турции активно публикуется литература на заза, в том числе периодические издания, словари языка зазаки, а в Университете Тунджели (исторический Дерсим – центр Зазаистана) даже открыта кафедра языка заза, что можно назвать знаковым событием. Показательно также, что в организованных мною за последние годы двух международных конференциях по заза (последняя прошла в прошлом году в Российско-Армянском университете) приняли участие многие исследователи из турецких университетов, причем среди них не только заза и курды, но и турки. Более того, в Турции не было решительно отрицательных отзывов на эти научные мероприятия, что можно было ожидать в другой ситуации. А вот в курдских политических кругах эти сугубо академические мероприятия воспринимались неоднозначно.

- Каков ваш прогноз по поводу развития Движения заза в Турции?

- Свой прогноз я сделал тридцать лет назад. Когда я начал писать свои первые работы по заза, тема эта была абсолютно новой даже для ученых-востоковедов, не говоря уже об общественно-политическом поле. В одной из своих ранних работ я отмечал, что заза обязательно станут серьезным этнополитическим фактором не только в Турции, но и в регионе. Все эти годы мы именно это и наблюдаем: на глазах возникла литература на зазаки, в Европе появился целый ряд зазийских периодических изданий, были зарегистрированы многочисленные зазийские культурные и общественно-политические центры...

Радикально изменилось и отношение международной академической среды - зазаистика фактически сформировалась как научная область: в лучших европейских изданиях вышли грамматики и словари заза... А когда в начале 90-х я как-то укорил в письме голландского коллегу-востоковеда за то, что он называет заза курдами, зная, что это не так, тот с непосредственной прямотой ответил: "Знаю, что не курды, но здесь не принято об этом писать". Гораздо более мудрым провидцем в этом плане оказался основатель и главный редактор выходящей в Нью-Йорке "Энциклопедии Ираники", крупнейший иранист Э. Яршатер, который попросил меня написать для этого издания статью о заза, вышедшую в 1995 году и еще долгие годы остававшуюся не только единственной работой в данной области в новейшее время, но и объектом нападок околонаучных кругов. Слава Богу, теперь картина совершенно изменилась. Целый народ будто бы вышел из небытия и тут же оказался в гуще политических событий. Тут уместна параллель с талышами, которые, кстати, состоят с заза с ближайшем родстве и по этногенезу, и по языку. Талышское национальное движение также возникло и оформилось буквально на глазах.

А мой прогноз в отношении заза остается прежним. Независимо от того, зарегистрируют партию заза в Турции или нет, народ заза еще скажет свое веское слово. А мы, армяне, не должны забывать о том, что это братский нам народ. Мы мирно прожили тысячелетие рядом. Заза переселились в Высокую Армению – территорию своего нынешнего обитания из прикаспийского региона - Дейлама в Х-ХI вв. Это фактически - потомки дейламитов. Наша совместная тысячелетняя история никогда не омрачалась враждой. А в ее самый драматичный период – во время армянского Геноцида - заза всегда однозначно поддерживали армян. Именно в их среде нашли спасение тысячи армян, чьи потомки и ныне живут среди заза, ассимилировавшись, но сохраняя память о своих корнях. Кстати, Эбубекир Памукчу так и говорил: "Пусть армяне помнят, что к востоку от них проживает пятимиллионный братский народ".

 Народ заза стремится создать политическую партию в Турции- А каковы конечные цели Движения заза?

- Цели разнятся: наиболее радикальное крыло видит в идеале создание независимого Зазаистана, но для большинства – это обеспечение прав собственного народа в Турции, признание и сохранение своей самобытности, собственного этнического и культурного облика. Но надо иметь в виду, что и внутри зазийского общества нет абсолютного единства. Обусловлено это в том числе и конфессиональными различиями: часть заза – сунниты, а часть – алевиты. Последние всегда были наиболее уязвимыми – и как веками преследуемая в Турции недогматическая крайнешиитская среда, и с точки зрения наличия угрозы этнической составляющей самосознания на фоне общеалевитской идентичности. Но, если допустить какие бы то ни было катаклизмы в Турции, фактор заза (будь то суннитский или алевитский) обязательно будет выступать как самостоятельный и отстаивающий собственные интересы. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГОТОВИТ БИОТЕХНОЛОГОВ
      2018-02-14 14:57
      2842

      На фоне массы претензий к системе образования все большую актуальность приобретает внедрение перспективных образовательных моделей, в частности, создание в вузах новых структур, обеспечивающих реальную подготовку выпускников к исследовательской деятельности, в первую очередь в сфере естественных наук и наукоемкого производства, а также соответствие уровня специалистов международным стандартам.

    • И ЭКОНОМИКА НУЖДАЕТСЯ В ЛЮДЯХ, ВЛАДЕЮЩИХ РУССКИМ,
      2018-02-07 12:18
      2156

      говорит в интервью "ГА" директор Российского центра науки и культуры в Ереване, советник Посольства РФ в РА Сергей РЫБИНСКИЙ - Г- н Рыбинский, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности Российского центра науки и культуры в Ереване.

    • ЕВРОПЕЙСКОЕ КАЧЕСТВО И КИТАЙСКИЕ ЦЕНЫ
      2018-01-29 13:11
      2013

      Когда только защитивший диссертацию кандидат физ.-мат. наук Николай БАЛАСАНЯН стал директором расположенного в Аштараке ООО "БСГ Продакшн", предприятие находилось на грани закрытия. Считалось, что созданный в 2005 году завод свои возможности исчерпал. Отсутствие необходимого финансирования, современных технологий и оборудования, позволяющего выпускать конкурентоспособную продукцию, казалось, лишало предприятие всех перспектив. Основной акционер и собственник предприятия - "Багдасаров кристалл групп" находился в Швейцарии, прежний директор завода – француз, не видя перспектив, вернулся на родину. Грандиозные планы, намеченные при создании завода, не оправдались. 

    • ПРАЗДНИКИ ПО БОЛЬНИЧНОМУ ВРЕМЕНИ
      2018-01-19 14:09
      3994

      В медицинском центре "Сурб Аствацамайр" праздничных отпусков и выходных не бывает. Вне зависимости от красных дней календаря больница постоянно работает в напряженном режиме. Днем и ночью сюда везут самых тяжелых больных детей со всех регионов Армении, из Арцаха, Джавахка. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В КРУГЕ ПЕРВОМ (Обновлено)
      2018-02-19 13:31
      652

      Хотите верьте, хотите - нет, а представители сильного пола в совете столичной общины с тревогой ждут следующего заседания, которое назначено на 19 марта. Резонанс после событий 13 февраля столь велик, что члены фракции "Еркир цирани" вряд ли остановятся. Любопытно, какой сценарий будет воплощен в столичном парламенте в разгар первого весеннего месяца?

    • ОБМЕНЯЛИСЬ ЧЕКАМИ И СПЕШАТ МЕДЛЕННО
      2018-02-16 19:11
      1459

      Парламент отклонил разработанный фракцией "Елк" проект изменений в Налоговый кодекс, призванный противодействовать росту цен. В ходе внеочередной сессии, созванной по инициативе депутатов фракций "Елк" и "Царукян", оппозиция и политическое большинство пытались убедить друг друга в своих, кардинально отличающихся показателях роста цен. Из чего следовало, согласно оппозиции, медлить нельзя! Согласно республиканцам - спешить не надо! 

    • В Турции к пожизненному заключению приговорили 3 оппозиционных журналистов
      2018-02-16 18:05
      216

      Турецкий суд приговорил оппозиционных журналистов и общественных деятелей Мехмета Алтана, Ахмета Алтана и Назлы Ылыджак к пожизненному заключению. Об этом сообщает РИА Новости.

    • ЭЛИТА УПРАВЛЕНЦЕВ
      2018-02-16 12:09
      905

      Второе лицо До апреля осталось совсем немного времени, новая структура власти представляется вполне отчетливо. Уже очевидно, что окончательный переход к парламентской форме правления произойдет плавно, без особых потрясений, а потому самое время поговорить об иерархии первого эшелона власти Четвертой Республики.