Последние новости

ВСТРЕЧА С ЛЕГЕНДАРНЫМ ОРКЕСТРОМ

Встреча с легендарным коллективом российской столицы - Большим симфоническим оркестром им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева в Большом зале имени Арама Хачатуряна стала одним из самых неожиданных и радостных музыкальных событий года. Она прошла в рамках фестиваля "Ереванские перспективы", который проходит под высоким патронатом президента страны Сержа Саргсяна. 

В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ЕРЕВАН ПОКОРЕН ЭНЕРГИЕЙ организаторов этого фестиваля - его председателя, композитора Степана Ростомяна и главного менеджера Соны Ованесян, имеющих устойчивую привычку преподносить слушателям нечто особенно яркое. Своей праздничностью, необычной торжественностью концерты фестиваля способны заинтересовать, приблизить к искусству даже людей, далеких от музыки. Вместе с тем подобные праздники являются смотром лучшего, что есть в мировом искусстве. Они могут не только привлечь к музыке тысячи новых приверженцев, но и послужить для наших артистов прекрасной школой мастерства.

Концерт Большого симфонического оркестра - это мощный аккорд сезона, впрочем, как и все концерты этого международного фестиваля. Сколько их было, этих незабываемых праздников! Достаточно вспомнить Дни Пендерецкого в Армении, Родиона Щедрина, Гии Канчели, встречи с японским квартетом "Токио", артистами камерного оркестра "Кремерата Балтика" под управлением Гидона Кремера. А можно ли забыть и концерты интернационального оркестра Международного фестиваля Земли Шлезвиг-Гольштейн под управлением Кристофера Эшенбаха, Мариинского театра и его блистательного художественного руководителя Валерия Гергиева, Королевского оркестра Concert-gebau под руководством Лорина Маазеля, легендарного дирижера Даниила Баренбойма и руководимого им Берлинского государственного оркестра, хора мальчиков Вены... Эти встречи, эти дни музыки и общения с ее творцами остались в памяти навсегда. Остались они и в анналах художественной жизни республики. Достаточно посмотреть старые подшивки газет за эти восемнадцать лет, чтобы ощутить, какой резонанс получили в стране эти события, как всколыхнули они музыкальную общественность.  

Нынешняя встреча с прославленным коллективом - вторая. Оркестр имеет долгую историю. Он был создан в 1930 году. Первый дирижер оркестра - Александр Орлов. Затем в разные годы им руководили выдающиеся дирижеры Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский и с 1974 года - Владимир Федосеев. За дирижерским пультом стояли Леопольд Стоковский, Евгений Мравинский, Оскар Фрид, Курт Зандерлинг, с ним выступали Эмиль Гилельс, Юрий Башмет, Гидон Кремер и многие другие дирижеры и исполнители. В исполнении БСО впервые прозвучал ряд сочинений Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, Бориса Чайковского и других современных авторов. В перечне стран, в которых выступает БСО, едва ли не вся карта мира.

НАПОМНЮ, ЧТО ИМЯ ВЛАДИМИРА ФЕДОСЕЕВА связано со многими оркестрами мира. Он - первый приглашенный дирижер оркестра Токийской филармонии, оркестра Баварского радио, оркестра французского радио, Берлинского симфонического, оркестров Штутгарда и Эссена, Кливленда и Питсбурга. В.Федосеев был главным дирижером Венского симфонического оркестра. А перечисление его наград и премий в разных концах мира заняло бы не одну страницу.

И вот богом отмеченный дирижер, от рождения наделенный необычным талантом, поразительной интуицией и редкостной фантазией, удивительной подлинностью, предстал перед нами. Программа концерта включала Пятую симфонию Чайковского - в первом отделении и Скрипичный концерт Хачатуряна, отрывки из его балетов "Гаяне", "Спартак" - во втором.

Подлинной вершиной концерта стало первое отделение. Какой это был успех, какой живой отклик вызвала музыка Чайковского, которая в этом зале звучала неоднократно! Слушая оркестр, мы словно впитывали в себя характерные свойства В.Федосеева - невероятную самоотдачу, даже жертвенность в отношении к исполняемой музыке, в чем-то родственную религиозному акту.

 Афиша фестиваля 'Ереванские перспективы'Судьба наследия Чайковского в исполнительской культуре уникальна: нет другого композитора, обращение к которому было бы столь же устойчиво. Чайковский у Федосеева выходит из круга привычного, и речь не о каком-то особом градусе напряжения, и не о некоей сверхоригинальности художественного замысла. Ведь он подчеркнуто сдержан, даже - как принято в таких случаях говорить - академичен. По признанию самого маэстро, партитура Чайковского требует особо тщательного следования указаниям автора, потому что степень эмоционального высказывания настолько велика, что стремление некоторых дирижеров во что бы то ни стало подчеркнуть, усилить эффект, приводит к ошибочному толкованию Чайковского.

В интерпретации оркестра Пятая симфония берет за живое, откликается в слушательском сознании ощущением красоты и искренности. Как объяснить этот артистический феномен? Главное в этом процессе - синтез внутренней напряженной экспрессии и объективно необходимой меры. Вот где раскрывается природа Федосеевской артистической сдержанности, охраняющей музыку от каких бы то ни было эмоциональных случайностей. Сверхзадача - не помешать красоте мира композитора и устремиться в его надвременные высоты.

Слушатели получили наслаждение от музыки, высочайшего профессионализма дирижера и оркестра, гармонически соединивших в себе исполнительскую культуру, интеллект и чувства. Трактовка обжигала страстностью высказывания. И дело даже не в одном внутреннем темпераменте, с каким дирижер вел оркестр, не в отношении оркестрантов к музыке, какое бывает разве что на самых волнующих премьерах. Развивая и углубляя авторскую концепцию симфонии, дирижер подчеркнул ее высочайший этический пафос. Это исполнение еще раз доказало, что исполнение музыки Чайковского и вообще национальной музыки стало для оркестра традицией в зарубежных поездках. И это делает честь оркестру.

С КАКОЙ ЛЮБОВЬЮ, ГОРДОСТЬЮ И ВНИМАНИЕМ исполняется музыка Чайковского, прославляя собственную страну и ее искусство! Это ли не высокий пример для любого оркестра! Скрытая магия этой музыки велика и по возвращении ощущаешь контуры целого, начинаешь осознавать и принимать законы, по которым выстроена эта партитура. Коллектив и дирижер, давшие новую жизнь этой музыке, столько раз доказывали ее гениальность, убеждая в соответствии своей интерпретации замыслу автора, что завоевали право на новую "эталонность". Безупречный вкус дирижера проявлялся в простоте, сдержанности и строгости, в организующей воле, которые так сильно подчеркивали его темперамент. Чувство колорита рождается у него из чуткого вслушивания в структуру музыкальной ткани. В этом смысле он музыкант необычайных нетрадиционных решений. Поэтому звучание его оркестра, отличаясь неизменным благородством, культурой оркестрового музицирования, было в каждом сочинении совершенно разным.

В этом убедило второе отделение, где прозвучал Скрипичный концерт Арама Хачатуряна в исполнении юной армянской скрипачки Дианы Адамян и оркестра БСО.

Уже много лет этот шедевр Хачатуряна хранит на себе неизгладимую печать конкурсных исполнений и виртуозную легкость. Однако в исполнении Дианы и первоклассного оркестра удалось снять все наносное, лишнее, и музыка предстала во всей своей первозданности. На одном дыхании пропела весь концерт скрипка, она парила над оркестром легко и свободно. Мягкость и камерность звучания, а главное - исключительная гибкость и тонкость фразировки, обаяние интонационной детали, свойственные исполнению юной скрипачки, придавали известной музыке живое очарование и непринужденность. А оркестр же вновь убедил нас в том, что великолепное мастерство дирижера не стареет, ему всегда удается поднять оркестр до высшего исполнительского уровня. Затем оркестром были исполнены отрывки из балетов "Спартак" и "Гаяне".

Публика была сама не своя. Она неистовствовала. А он, маэстро, выходил, кланялся, потом уходил, а аплодисменты не смолкали. Потом были и "бисы", но публика продолжала аплодировать. Никто не хотел расставаться с этим воздухом, с этим пространством, где только что прозвучала музыка этих неповторимых художников в волшебной интерпретации. Уходя с концерта, понимаешь, что именно такими часами живет Музыка.

На следующий день гостей встречали в Бюраканской академии искусств, где состоялся концерт, в котором солистами оркестра был исполнен Квартет Чайковского, а армянские артисты Оперного театра исполнили творения Комитаса и других армянских авторов. Маэстро Федосеева тепло благодарили доктор искусствоведения Светлана Саркисян, профессор Ереванской консерватории Давид Казарян и композитор Степан Ростомян.

...Когда будете проходить мимо афиш с именами известных или пока незнакомых исполнителей, вспомните о глубоко преданных искусству людях, чьих имен на афишах не видно, о тех, кто каждый день готовит новые встречи с Музыкой, кто полон заботы о том, чтобы концертная жизнь Армении была привлекательной и многогранной. Их работа требует творческого и человеческого таланта. Тем они и дороги.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЫКА ТИШИНЫ
      2021-01-11 10:40

      Ушедший год в музыкальном отношении был совершенно безрадостным. По известным причинам в концертных залах царила мертвящая тишина. И только в самом конце года забрезжил свет надежды. Филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна дал цикл концертов, открыв тем самым двери Большого зала филармонии перед слушателями, уставшими от тревожных будней. Эти вечера, посвященные 250-летнему юбилею Бетховена прошли с огромным успехом.

    • С ПРИЗАМИ ИЗ БАТУМИ
      2019-07-29 14:15

      Недавно группа юных армянских певцов вернулась из Батуми, куда отправилась для участия в Международном конкурсе-фестивале искусств и культуры "Супер Стар-2019". Все четверо участников от Армении удостоились наград, выиграв два первых и два вторых приза. В Батуми наших певцов ожидал сюрприз: оказавшись в числе победителей, они получили приглашение на два других батумских конкурса, где также добились успехов.

    • ВТОРАЯ ВСТРЕЧА С КВАРТЕТОМ "АМАДИНДА"
      2019-06-28 14:52

      Июнь подарил нам несколько ярких встреч с музыкантами мирового класса в рамках международного фестиваля "Ереванские перспективы", среди которых - венгерский квартет "Амадинда". Первая встреча с этим всемирно известным коллективом произошла в 2007 году, завоевав массу поклонников в Ереване. Вот и в этот раз, спустя 12 лет после первого выступления, квартет подарил нам в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна необыкновенный, яркий вечер.

    • В Ереване проходит Международный музыкальный конкурс им. Хачатуряна
      2019-06-07 11:08

      Юбилейный XV международный музыкальный конкурс имени Арама Хачатуряна с участием 30 пианистов из 12 стран проходит в Ереване.