Последние новости

НЕДЕЛЯ КАВКАЗСКОГО ДЖАЗА

Почти неделю длились занятия по теории и практике джазовой музыки. Грузинских студентов премудростям джаза учили опытнейшие музыканты, хорошо известные в своих областях - барабанщик Георгий Меликишвили (Грузия), саксофонист Армен Уснунц (Армения), пианист Салман Гамбаров (Азербайджан) и басист Шентурк Озташ (Турция). Каждый день во втором корпусе Тбилисской консерватории звучал джаз - слушали, играли, пели. А после завершения занятий со студентами эти четверо готовили собственную программу для выступления на заключительном концерте фестиваля. "Кавказ джаз-2017".

ДВЕ МИЛЕЙШИЕ ДЕВУШКИ - ДИРЕКТОР НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ организации Art Bridge Елена МЕЧИТОВА и ее правая рука - Нино ЦИТЛАНАДЗЕ вот уже восьмой год подряд делают этот фестиваль практически вдвоем, не считая парочки волонтеров. И все эти годы в фестивале принимают участие молодые армянские джазмены. Каждый год - это концерты закавказских и специально приглашенных музыкантов из других стран, это круглые столы журналистов и критиков, теле- и радиоэфиры, общение на музыкальные темы. В этом году рамки фестиваля значительно расширились. Задолго до начала фестиваля организаторы объявили о наборе слушателей на мастер-классы всех желающих молодых музыкантов. Все расходы по участию принимающая сторона брала на себя. Из Армении тоже поступили заявки, но в последний момент по разным причинам наши кандидаты отказались от поездки.

На сей раз от Армении в фестивале приняли участие два коллектива - трио пианистки Луси Ханян и квинтет саксофониста Артура Григоряна. Абсолютно разные по стилистике и энергетике (если трио играло авторские композиции своего лидера - красивые элегантные, то квинтет парней зажигал по полной программе, исполняя популярные джазовые стандарты), оба коллектива произвели большое и яркое впечатление на грузинских слушателей и музыкантов из других стран.

Как и все предыдущие годы, хозяева попытались сделать так, чтобы гости не испытывали никаких проблем и трудностей. И им это в очередной раз удалось. Начать с того, что погода была просто идеальной для пребывания в городе - солнечно, но не жарко. За все эти дни единожды прошедший дождь (правда, очень сильный) лишь освежил воздух. Жили приглашенные музыканты в замечательных гостиницах - уютных, с приветливым персоналом, а главное, окруженных сплошным зеленым массивом, что позволяло приятно проводить свободное время. Хотя, надо признаться, этого самого свободного времени у участников было не так уж и много. Автору этих строк повезло. Для него и журналистки из Турции Озлем Косеоглу Национальная администрация туризма Грузии организовала увлекательную экскурсию по достопримечательностям. Милый парень весьма увлекательно и искренне рассказывал об истории и сегодняшнем дне грузинской столицы, да так, что, несмотря на то что до этого уже приходилось много раз бывать в Тбилиси, слушать его было интересно.

ЧЕМ УДИВИЛ ТБИЛИСИ НА СЕЙ РАЗ? НОВЫМИ ОТРЕСТАВРИРОВАННЫМИ зданиями и даже целыми улицами. Часть одного из центральных проспектов имени Давида Агмашенебели после полномасштабной реставрации превратилась в пешеходную улицу с огромным количеством питейных заведений, сувенирных магазинчиков, художественных салонов, словом, в очередное место притяжения туристов. И их там много. На мой взгляд, даже очень много. А еще зелени в Тбилиси - парков, скверов и красивых клумб с прошлого года стало еще больше. В глаза бросается резко возросшее количество новых гостиниц. Причем не помпезных, с мраморными лестницами и ливрейными швейцарами, а простеньких, уютных, симпатичных, рассчитанных на среднего достатка туристов, которые приезжают не "отрываться по полной", а именно знакомиться со страной, ее историей, культурой, архитектурой.

 Кавказ джаз-2017Когда было заявлено, что фестиваль организовывает и проводит неправительственная организация Art Bridge, конечно, это означало, что без официальной и финансовой поддержки Министерства культуры и охраны памятников Грузии и мэрии Тбилиси события эти вряд ли бы имели место. Хотя, судя по всему, финансовая поддержка этих правительственных органов была гораздо слабее, чем в прошлые годы. Но вот на чем финансовые трудности не сказались, так это на количестве и качестве вина для участников фестиваля. Многолетний партнер кавказского джаза компания Аskaneli Brothers напоила, да еще и в дорогу дала свою продукцию. И еще один примечательный факт: музыканты стали первыми в Грузии, кто получил возможность попробовать первое грузинское виски Jimsher производства этой же компании. Факт приятно удивил.

Четыре коллектива - по одному из Азербайджана и Грузии и два из Армении - выступили в первый день фестиваля (мастер-классы продолжались до последнего дня). Грузинское трио Auditorium A больше походило на рок-группу, играющую психоделический рок, чем джаз. Поэтому комментировать их выступление не берусь. Я помнил их выступление и на прошлогоднем фестивале, и, признаться, оно мне и тогда не очень понравилось. Но будем политкорректны и скажем, что я не понял сути их музыки. Азербайджан тоже представляли старые знакомые. Двое из квартета были хорошо знакомы по прошлым выступлениям в Тбилиси. Если в предыдущие годы из этой республики приезжали коллективы, играющие акустический джаз с явными фольклорными корнями (два года подряд это были коллективы-клоны знаменитого пианиста Вагифа Мустафа-заде), то последние два года музыканты играют музыку в стиле электро-фьюжн, с жесткими ритмами фанка, космическим звучанием синтезаторов, техничными соло. В целом звучит хорошо. Но там опять (как и в прошлые годы) чувствовалась некая несыгранность состава, вновь объясняемая внезапной заменой музыкантов непосредственно перед приездом, которая, конечно же, нарушила все наигранные связи.

НАША ЛЮСИ ХАНЯН СО СВОИМИ ПАРТНЕРАМИ - ДАВИДОМ ДАВТЯНОМ И АРМАНОМ МНАЦАКАНЯНОМ (кстати, обладателем третьего места международного конкурса молодых джазовых исполнителей прошлого года в Ростове) отыграли очень аккуратно, мягко приятную на слух музыку, подпадающую по условной классификации под "современную импровизационную музыку". А вот квинтет Артура Григоряна (Давид Татевосян - труба, Карен Григорян - клавишные, Давид Геодакян - бас и тот же Арман Мнацаканян) дали жару. Играя старые, хорошо известные и, казалось бы, заезженные мелодии, они внесли в них новые краски, дали им новую жизнь, и они зазвучали совсем по-новому, современно. Техничные ребята заставляли зал то и дело оглушительно хлопать и кричать "Браво!".

Ну а в последний день на сцене того же Movement Theatre играли большие мастера. Четверо музыкантов, которых тут же окрестили "Кавказ джаз квартетом", выдали восемь композиций, по две от каждой страны. Слушая их, казалось, что они уже давно играют вместе. Высочайшая техника, глубоко осознанные соло, а не бессмысленное бегание по клавишам и клапанам, прекрасные сложнейшие аранжировки, родившиеся в эти же дни - ни к чему не придерешься. Отличное выступление, прекрасный концерт! Салман Гамбаров - спокойный, вдумчивый, аккуратный во всех аспектах своего музицирования. Георгий Меликишвили - веселый, живой, энергичный, не барабанил, не выбивал ритм, а играл музыку. Шентурк Озташ, мягко аккомпанировал, правда, иногда срываясь на приемы, свойственные музыкантам, играющим коммерческие направления джаза. Ну а наш Армен Уснунц, думаю, не нуждается в представлении любителям джаза. Музыкант с широкими взглядами, в какой бы стилистике ни играл, постоянно ищет новые формы, новые подходы, при этом всегда оставаясь в рамках настоящего джаза. Зал долго не хотел отпускать их со сцены.

А после мастеров на сцену вышли их ученики, которые постарались показать, чему они научились у своих старших коллег из соседних, но таких разных стран. Пели, играли, старались. У кого-то получалось лучше, у кого-то хуже. Но это не важно. Важно то, что они хотели научиться чему-то. А значит у них, если продолжат свое обучение, обязательно когда-нибудь получится.

Прекрасный фестиваль. Очень нужный музыкальной молодежи. Конечно, в те дни много говорилось и о политической, гуманитарной составляющей события. Не знаю, насколько подобные мероприятия служат политическим интересам стран и решению межгосударственных вопросов. Но вот что проблем между музыкантами не было, это точно. Ни между молодыми, ни между взрослыми.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09
      3367

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      3911

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24
      1043

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44
      2832

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ В СВОЕМ АРТИСТИЗМЕ
      2019-01-16 11:20
      1836

      Несколько лет назад "ГА" писал об Андрэ Экияне, пионере французского джаза, игравшем вместе со звездами тогдашней парижской джазовой сцены. Было это в 30-е годы. Но, как выяснилось, раньше на этой же условной сцене Франции властвовал еще один музыкант с армянской фамилией - знаменитый руководитель оркестра Gregor et ses Grogoriens Крикор КЕЛЕКЯН.

    • РОМАНТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР С ШОПЕНОМ
      2019-01-15 11:24
      1390

      О необходимости продвижения собственной культуры говорится всегда и везде. Просто кто-то вплотную занимается этим, а кто-то продолжает подражать другим. Великолепный образец пропаганды собственного культурного наследия в популярной форме был представлен 11 декабря в Большом концертного зале им. А.Хачатуряна польским трио Анджея ЯГОДЗИНЬСКОГО.

    • ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ ЗЕЛЫ МАРКОСЯН
      2018-12-21 14:48
      638

      Cовсем недавно австралийская армянка записала альбом своих композиций, навеянных армянским фольклором, который был выпущен австралийской звукозаписывающей студией и сразу попал в списки специализированной организации музыкальных профессионалов, занимающихся именно современным фольклором, в качестве номинанта на "лучший альбом месяца".

    • ДЕТСКИЙ ДЖАЗ-ОРКЕСТР В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
      2018-12-17 15:54
      1796

      Весьма показательными в последнее время стали выступления настоящего джазового оркестра Специальной музыкальной школы им. А.Спендиарова. Дети разных лет, учащиеся школы, в последние годы открывают все крупные джазовые мероприятия города. Как, кто, когда и зачем создал этот прекрасный коллектив - за ответами на эти вопросы отправился к директору школы Марине Викторовне Варданян.