Последние новости

В ГАЛЕРЕЕ НА ВОЛХОНКЕ ВСЕГДА НАРОД

Как художник Илья Глазунов стал национальной гордостью России

9 июля в Москве на 88-м году жизни скончался Илья Глазунов - художник, при жизни завоевавший официальное признание и статус национальной гордости России. Народный художник СССР, академик Российской академии художеств, основатель и бессменный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, создатель тысяч полотен… Едва ли в нашей стране найдется живописец, чья слава сравнится с глазуновской. Помимо прочего, Илья Сергеевич первый в отечественном изобразительном искусстве научился превращать свои выставки в шоу.

ОЧЕРЕДЬ НА ГЛАЗУНОВА - ЭТО БЫЛА ВЕРНАЯ ПРИМЕТА ПОЗДНЕЙ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ. Обвивая двойной петлей гигантское здание московского Манежа, очередь не исчезала в холода и снегопады. Стоять к нему приходилось едва ли не меньше, чем к Джоконде, в этом мощном строю жаждущих искусства можно было встретить представителей всех сословий - от студентов и старших школьников до рабочих, инженеров и учителей. А последняя выставка Ильи Глазунова в Манеже прошла три года назад. Вход был свободный. Эти события разделяла жизнь, полная борьбы и непримиримых противоречий то с властью, то с профессиональным сообществом, мнения которого, впрочем, Илья Глазунов предпочитал не замечать.

Он родился 10 июня 1930 года в Ленинграде, в семье дочери действительного статского советника и историка, происходящего из уважаемой купеческой семьи. В блокаду потерял всех. Его самого, 12-летнего, вывезли по льду Ладожского озера. Вернувшись в Ленинград, в 1951-м будущий живописец поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (бывшую Императорскую академию художеств), в мастерскую маститого Бориса Иогансона. Первые же известные графические циклы Глазунова - "Город", "Образы России", но прежде всего иллюстрации к Достоевскому, выявившие в молодом художнике адепта академической школы, были удостоены Гран-при на международном конкурсе в Праге в 1956-м. А через год 80 его листов - небывалое событие для начинающего художника - были выставлены в Центральном доме работников искусств в Москве.

С этого времени жизнеописание все чаще напоминает апокрифы. По воспоминаниям некоторых современников, первая выставка прославила художника. По мемуарам других, не слишком ему помогла: Глазунов был в опале после того, как в качестве диплома предложил картину "Дороги войны". На холсте он изобразил отступление советских войск в 1941 году, институтское начальство было против: "Война характерна победой, а вы смакуете отступление". Тут важна не только оценка, но то обстоятельство, что критики все чаще стали обращать внимание на то, что Глазунов изображал, а не как. Для диплома Глазунов в итоге предложил другую работу, а эту выставили в Манеже. Выставка проработала пять дней, потом ее закрыли, а картину, по одним сведениям, сразу сожгли, а по воспоминаниям Ильи Сергеевича, ее купил Музей вооруженных сил в Москве, где она и сгинула. Но в 1980-х автор ее восстановил.

ВОШЛО В ИСТОРИЮ И ПОЛОТНО "МИСТЕРИЯ XX ВЕКА" (РАБОТА 1987 ГОДА), где Глазунов изобразил крупнейших политических лидеров и деятелей литературы и искусства ушедшего столетия. Среди героев картины оказался Солженицын, тогда запрещенный в СССР. Вот как это комментировал сам художник: "Думаю, именно из-за Александра Исаевича картину запретили к показу в СССР, а у меня начались серьезные проблемы. Вплоть до угрозы лишения советского подданства и высылки из страны в 24 часа…"

Проблемы вылились в сиюминутный запрет выставлять полотно, но трудно поверить в реальность прочих угроз, поскольку всю взрослую жизнь Ильи Глазунова у него был официальный ангел-хранитель - автор гимнов Сергей Владимирович Михалков.

Они познакомились в 1958-м. Михалков представил художника министру культуры СССР Екатерине Фурцевой, из ее рук Глазунов немедленно получил квартиру и 40-метровую мастерскую. Высокое покровительство тогда обеспечивало немыслимые для других художников заграничные командировки и отменные заказы - Глазунов писал портреты советских героев и итальянских кинозвезд, ему позировали Феллини, Сикейрос, король Швеции Густав и Иосиф Кобзон.

Когда в 2015 году стало известно, что приговорен к сносу отреставрированный по проекту Глазунова 14-й корпус Кремля, художник, конечно, посетовал: "Вот что бы я действительно снес без всякого сожаления, эту уродливую стеклянную коробку, построенную при Хрущеве, именуемую Кремлевским дворцом". Однако зал, оформленный Ильей Глазуновым вместе с его сыном Иваном, есть в Большом Кремлевском дворце.

Приверженность соцреалистическому мейнстриму, православно-национальный пафос его работ и активное, если не сказать воинственное неприятие авангарда и абстрактного искусства во всех его проявлениях, кажется, только упрочили положение Глазунова. Он не боялся прослыть ретроградом, и устремления его были вознаграждены: в 2004-м напротив ГМИИ имени А.С. Пушкина на Волхонке открылась его, Ильи Глазунова, собственная картинная галерея. В ней и теперь всегда народ.

Ирина МАК

Lenta.ru

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В ОЖИДАНИИ ГОДО,
      2018-12-12 15:37
      1093

      или "Закон о театре примут, когда все театры развалятся" Не хотелось опускаться до банальностей типа "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но, видимо, без трюизма этого не обойтись. Законопроект о театре, за который в последний месяц взялось Министерство культуры, стал темой обсуждения президиума Союза театральных деятелей, в который входят все художественные руководители и директора отечественных театров. Проходило обсуждение бурно, тем более что этому способствовал возникший вокруг армянского театра бэкграунд.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      2274

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • РАЗРУШЕННОЕ ЗДАНИЕ - ВО ВСЕМИРНОМ СПИСКЕ ЛУЧШИХ
      2018-12-12 15:28
      1821

      Десятилетиями мы безжалостно разрушали памятники архитектуры. А вот за рубежом их не только помнят, но и постоянно вносят в списки лучших сооружений, награждают премиями. Даже те, по которым прошелся бульдозер архитектурной власти последних десятилетий.

    • А ШУМА - ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ !
      2018-12-12 15:25
      1778

      Заметки о современной песне "Люди, слепо следующие западной моде, хотят быть оригинальными. Нормальная музыка их перестает устраивать. Они ищут звуков изощренных, песен загадочно-непонятных, в которых одна и та же музыкальная фраза иногда вдалбливается раз двадцать подряд. И получается нечто вроде испорченной грампластинки. В этой назойливости им чудится что-то исключительно новое и оригинальное. Они даже и не подозревают, что новизна и оригинальность произведения заключаются не в усложненных вывертах, а в содержании. Создаются эти песенки на один манер, по определенному штампу. И хотя они написаны различными авторами, но выглядят все, как братья-близнецы. Их роднит однообразие, унылость, отсутствие национальной основы и яркой мелодии. Но зато шума - хоть отбавляй".