Последние новости

"100 СПАРТАНЦЕВ",

или Воспитание капитализацией

Если верить историкам, в древней Спарте едва родившегося на свет младенца мужского пола бросали в воду. Не выплывет – туда ему и дорога. Выплывет – его счастье. Времена были постпервобытные, дикие, лакедемоняне нуждались в воинах. В таком вот жестоком горниле ковались несгибаемые спартанцы… 

Для чего в XXI веке ковать "100 спартанцев" из деятелей армянской культуры и, в частности, театра – вот в чем вопрос.

ПОДХОДИТ К КОНЦУ ОЧЕРЕДНОЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН. ЕСТЕСТВЕННО, следовало бы поговорить об итогах творческих, но в нынешнем контексте "капитализации" приходится отдать предпочтение итогам хозяйственным. Впрочем, насчет конца сезона – это я так, по инерции. Поскольку в нынешнем году его не предвидится. Согласно приказу Министерства культуры РА, театрам Армении предписано работать все лето, сиречь туристический сезон, ибо туристы – наше все. В какой многомудрой маркетологической голове зародилась эта свежая мысль? Ведь любому мало-мальски знакомому со сферой вроде бы должно быть известно, что Мельпомена с Талией уходят в конце лета на отдых везде, даже в таких с невероятным количеством театралов и туристов странах, как, скажем, Англия или Россия. Кому придет в голову во всех смыслах париться в театре в ереванскую августовскую жару?

Возможно, сия новация возникла в подверстку обещания Минкульта к февралю обеспечить по крайней мере главные площадки столицы аппаратурой, позволяющей смотреть спектакли в переводе. Это "обеспечение" декларировалось не раз и опять же с упором на туристов, хотя, как правило, наушники и все прочие прибамбасы предоставляются местной публике во время просмотра гастрольных и фестивальных спектаклей. Но не в этом суть. Февраль давно кончился, а наушники в театрах так и не начались. Не начались даже разговоры об их появлении… Театры живенько извлекли из закромов малогабаритные, давно не играющиеся спектакли и заполнили ими августовский репертуар, понимая, что публики все равно не будет и играть не придется. Противодействие равно действию.

Время идет, и все более очевидно, что, придумав слоган "капитализация культуры", государство на этом и остановилось, совершенно не задумываясь ни над путями этой капитализации, ни над тем, чтобы обзавестись ее профессиональными исполнителями. Из всего исторического мирового опыта единственным приемлемым и применимым оказался тот самый опыт древних спартанцев.

ЕЩЕ ОДНОЙ НОВАЦИЕЙ, СПУЩЕННОЙ ИЗ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ за последний период, стало резкое повышение платы за аренду театральных помещений. Причем в театрах не только столичных "аренды" давно стали притчей во языцех – все эти "Мисс детский сад" и "20-летия золотого рынка", концерты и спортивные состязания, проводимые на сценах, хотя и наносили урон и не только престижу театров, но при всем при том свою главную задачу выполняли. Давали возможность дополнительного заработка. Отныне даже региональным театрам вменяется в обязанность сдавать зал не меньше, чем за 250 тысяч. Это при условии, что в провинции даже прежние 50 тысяч для арендаторов – сумма часто неподъемная.

В Горисе, например, к этому прибавился план на репертуар – четыре премьеры в сезоне! И государство добавило – "Сама, сама, сама!", в смысле не ждите никакого финансирования. В результате написал заявление об уходе художественный руководитель горисского театра Гор Маркарян, один из самых интересных наших молодых режиссеров, которого четыре года назад уговорили возглавить региональный театр. Кто будет теперь ставить эти плановые четыре спектакля? Приглашенные режиссеры? На какие, простите, шиши приглашать?

Вообще вы были в обозримом прошлом в Горисе? Или Капане, Гаваре, да даже в более благополучных Гюмри и Ванадзоре? Уверена, сказочники, сочиняющие подобные "планы", не были. Или, что намного хуже, это не неспециальный цинизм прекраснодушных фантазеров, а просчитанный курс на уничтожение. Кстати, как обойти повышение арендной платы в ближайшие месяцы, директора уже придумали. Мол, договаривались давно по старым ценам, пересмотру не подлежит. Противодействие равно действию. Еще пару-тройку месяцев сработает. А что дальше?

Можно привести еще ни один эпизод в деле капитализации. Срыв спектакля "Гаяне" в Национальном театре оперы и балета, продиктованный грядущими сокращениями в театре. Клич по сбору денег на ремонт зала, брошенный в Facebook Государственным театром кукол, потому что деньги эти государство обещало, но не дало.

ОТСУТСТВИЕ ГОСЗАКАЗОВ, НЕСМОТРЯ НА ЗАЯВЛЕНИЕ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ еще осенью прошлого года: "В следующем году я планирую как минимум четыре постановки наших классиков с качественными костюмами и декорациями, задействованной современной световой техникой, оригинальной музыкой и известными актерами". Перспектива еще одного, второго за последние неполных два года, секвестра государственной субсидии. Активные разговоры в кулуарах о создании парочки частных театров, что в принципе неплохо.

Плохо то, что они видятся альтернативой не государственному театру вообще, а двум национальным, Оперному и сундукяновскому. То-то начнется Ренессанс культуры, когда тот, у кого деньги, начнет диктовать всем и вся. А как же тогда государство, его культурная политика, нравственное и этическое воспитание граждан? Неужели придется по второму кругу объяснять без особой надежды на понимание, что есть такие тонкие элементы бытия, которые конвертируются не в конкретную валюту, а в гораздо более твердые вещи. Ценности, которые трудно обосновать, они постулируются, но не доказуются. Вроде бытия божьего.

В интервью, данном осенью прошлого года, министр культуры Армен Амирян говорил: "Однозначно необходимо научить людей работать в условиях рынка и пустить их в свободное плавание. Да, академические театры, детские, определенные жанры должны оставаться под опекой государства. Но такое количество театров государство содержать не может. И пускай это не пугает театральных деятелей. Наоборот, это должно радовать. Мы никогда не отпустим в вольные воды коллектив, который к этому не готов. Мы подготовим для этого почву на сто процентов и отпустим, только будучи уверенными, что театр не закроется. Если нам удастся создать соответствующую систему, театр сам будет стремиться к свободе от государственной опеки".

Время идет, а создавать соответствующую систему никак не начнут. Государство начисто забыло, что у него есть не только права, но и обязанности. Подготовка почвы для капитализации в сфере культуры – это серьезные изменения в законодательной сфере, регулирующие вопросы налогообложения, работу со спонсорами, и прочее и прочее. Ни о чем подобном речь не идет. Государство почти открытым текстом предлагает культуре отвязаться от него и не мозолить глаза. В этом контексте спартанский дух, в котором взялись воспитывать деятелей культуры, этим самым деятелям еще пригодится. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • РОЖДЕНИЕ СОСТОЯЛОСЬ. НАСТУПИТ ЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ?
      2018-02-19 13:40
      901

      Строительство здания театра в Гаваре завершено Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Когда же оно все-таки делается, его результат становится похожим на сказку, а сказка эта становится не просто воплощением мечты, но Фактом Истории. Здание Драматического театра им. Л. Калантара города Гавара войдет в историю как первое театральное здание, построенное с нуля в независимой Армении.

    • "ШЕПОТ СТЕН" - ВСТРЕЧА С ТЕАТРОМ КЛАССА "А"
      2018-02-07 15:09
      1498

      Внучка Чарли Чаплина выйдет на армянскую сцену Когда-то в постановке своих родителей она появлялась на сцене из коробочки. Потом, в спектакле "Оратория Аурелии", из комода. Теперь очаровательная, хрупкая, немного странная, немного бесшабашная полуженщина-полудюймовочка появится на армянской сцене. В середине марта на сцене Национального театра им. Сундукяна состоится показ спектакля "Шепот стен" в постановке Виктории ЧАПЛИН, главную роль в котором исполняет ее дочь Аурелия ТЬЕРРЕ. 

    • МИР КУЛЬТУРЫ МЫ РАЗРУШИМ ДО ОСНОВАНИЯ… А ЗАТЕМ?
      2018-02-05 14:54
      2087

      "Потому что оно сегодня! Потому что оно уже наступило – 32 мая 2021 года! И население Армении уже достигает 5 миллионов, и весь этот народ мечтает смотреть спектакли!"… Кажется, в таком жанре – то ли фэнтези, то ли утопии - строит свою культурную политику вообще и в театральной сфере в частности Министерство культуры. Правда, кончиться такой подход может антиутопией – пять миллионов мечтают попасть в Театр, которого нет…

    • НЕТ ГОСПРЕМИИ! ЭТО ОГРОМНЫЙ УДАР ПО ПРЕСТИЖУ ТЕАТРА
      2018-02-02 15:39
      2472

      "Я всегда подчеркиваю то обстоятельство, что Государственная премия в первую очередь нужна общественности. Таким образом мы пытаемся предложить нашему обществу ориентиры и критерии, пытаемся привлечь его внимание к действительно достойным работам. Эти премии также оценка со стороны государства и народа. Эта оценка, думаю, важна для любого человека, тем более для деятеля искусства и науки, которые, упорно работая на протяжении лет, добиваются успеха. Мы понимаем, что в мире никакая хорошая вещь легко и просто, в одночасье не создается. Я благодарен за вашу преданность и большую работу", - говорил президент Серж Саргсян, поздравляя лауреатов Государственной премии за 2016-2017 гг. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
      2018-02-21 16:27
      671

            Поразительна жизнь этого талантливого певца - он так легко преодолевает расстояния, страны, встраивается в разные творческие коллективы, и везде успешен и интересен. И это, конечно, не случайно. Он уже получил широкое признание как один из лучших баритонов. У него редкий по красоте голос широкого диапазона, великолепные драматические данные, что дает ему возможность стать одним из самых востребованных оперных артистов. 

    • ЦЕНТР "ГАРЕГИН I" - ЛУЧШЕЕ СООРУЖЕНИЕ 2017 ГОДА
      2018-02-21 16:04
      135

               Духовно-образовательный центр "Гарегин I" построен из армавирского туфа и расположен на территории в 2000 кв.м

    • В ЦЕНТРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - ЛИЧНОСТЬ
      2018-02-21 15:53
      368

          "Из истории армянского искусства" - так называется сборник статей Рубена Дрампяна, вышедший в Ереване при содействии Национальной галереи и Института искусств НАН Армении. Редактор-составитель и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института искусств И.Р.Дрампян.

    • 50 УНИКАЛЬНЫХ ФОТОГРАФИЙ ТУМАНЯНА
      2018-02-21 15:40
      102

             В 2019 году исполнится 150 лет со дня рождения поэта всех армян. И музей уже готовит ряд интересных мероприятий