Последние новости

ЛЕТНЯЯ СЕССИЯ ДЖАЗА AGBU

Продолжение состоится осенью

            Как же здорово, что крупнейшая в мире некоммерческая организация Армянский всеобщий благотворительный союз (AGBU) занимается кроме всего прочего образовательными, культурными и гуманитарными программами. Штаб-квартира созданного в Каире 15 апреля 1906 года союза находится в Нью-Йорке, филиалы действуют в 31 стране и 74 городах. Бюджет союза формируется благодаря бесчисленным пожертвованиям благотворителей со всего мира. И какое же приятное чувство я испытал, узнав, что союз поддерживает не только академическую музыку, но и изобразительное искусство, и кино, и рок, и джаз. 

ЕСЛИ ВЫ НИКОГДА НЕ БЫВАЛИ В ЗДАНИИ AGBU, ЧТО РАСПОЛОЖЕНО на обновленном Вернисаже, то вы многое потеряли. Обязательно посмотрите программу их мероприятий и пойдите. Уютный зал, оснащенный высококачественной аппаратурой, предназначен для проведения лекций, просмотров кинофильмов и, конечно, концертов любого уровня и направленности. Здесь выступали рок-группы, проходили концерты средневековой музыки в исполнении армянских и зарубежных гостей, джазовые концерты.

Всю весну и лето, т.е. весь джазовый сезон AGBU я провел в этом гостеприимном зале. Все концерты там бесплатные, надо лишь зарегистрироваться при помощи интернета - и место вам обеспечено. Скажу по секрету: даже если вы не успели зарегистрироваться или регистрацию уже закрыли по причине полной заполненности зала (а так на этих концертах всегда!), не горюйте и не сдавайтесь. Сотрудники фонда всегда найдут возможность вас усадить. Они заботятся о своих  гостях.

Джазовые вечера AGBU - это не просто концерты, это творческие встречи с музыкантами, которые рассказывают о группе, о произведениях, которые будут исполняться, композиторах, играют и снова общаются с публикой. Это больше похоже на музыкальный лекторий. Проводятся и мастер-классы. Так, весной состоялась встреча с музыкантами американской группы HUMAN ELEMENT АртоТунчбояджяном и Мэтью Гаррисоном.

Тут  главное, что все эти мероприятия составляют некий цикл. Их два в году – весенне-летний и осенне-зимний. Так вот, первый в самом конце февраля открыло "Новое трио" Армена "Чико" Тутунджяна и вокальное трио "Голоса Еревана". Как всегда было у Тутунджяна, это был концерт-лекторий на тему традиционного классического джаза. Армен Тутунджян  рассказывал об истории создания той или иной композиции, отмечал ее особенности, а потом многоопытный мастер и его совсем молодые партнеры играли. Эдакое общение с историей зарождения музыкального жанра. Вторым в этой же серии, уже весной, был коллектив Ваагна Айрапетяна, который включал в себя американских музыкантов Ари Роланда, Кита Балла, Зейда Нассера и певицу Яалу Баллин. Это был совсем другой джаз – если первый концерт представлял классику джаза 30-40 годов, золотую эру свинга, то Ваагн и его партнеры представили хиты периода революции в джазе – музыку Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, второй этап развития джаза. И тут концерт сильно смахивал на лекторий. Правда, градус был гораздо выше, в зале было явно жарче из-за энергетики композиций и той, что излучали сами музыканты.

УЖЕ ЛЕТОМ ПРИШЛО ВРЕМЯ НОВОГО ДЖАЗА. ГРУППА, ВЕДОМАЯ ТАРИСТОМ Микаелом  Восканяном, известна своим поиском  новых путей развития армянского джаза. Группа активно продвигает идею этноджаза, играя в основном собственные композиции, сильно смахивающие на фольклорные. Вернувшись из большого зарубежного турне, куда отправились по "путевке" того же AGBU, они дали своеобразный отчетный концерт. Джазовая музыка, навеянная народной, принималась публикой на ура.

Особое  внимание, как всегда, привлек молодой саксофонист Давид Мелконян, без которого уже не обходится ни один ереванский состав. Хорошо это или плохо – сказать трудно. Большая практика – хорошо, работа на творческий износ – не очень.

Следующим гостем любителей современной джазовой музыки стал виолончелист, приехавший из США, Артем Манукян и его два партнера – саксофонист Артур Григорян, ныне живущий и работающий в Дубае, и наш лучший барабанщик Арман Джалалян. Правда, они подключались лишь в некоторых композициях, в основном виолончель звучала соло. Здесь звучала совсем другая музыка. Казалось бы, что может делать одна виолончель на протяжении полутора часов? Оказалось, многое. Акустический инструмент за счет подключения различных электронных приспособлений (или, как говорят музыканты, примочек) моментами звучал как целый оркестр. Музыкант играл свои старые, знакомые по его прошлогоднему альбому композиции, и новые. Это был, конечно же, новый джаз, современный, не вписывающийся в рамки традиционных представлений о джазе. Свободные импровизации, музыкальные экспромты, ничем не ограниченный полет фантазии как результат - большой успех у молодой публики, хорошо принимающей эксперименты в области искусства.

Ну, и наконец, два концерта, обозначившие еще одну линию развития этого жанра. Квартет трубача Ерванда Маркаряна хорошо известен приверженностью музыке в стиле латин. Латин-джаз и приджазованная латин-попса в исполнении этого коллектива всегда привлекают много поклонников. На сей раз коллектив представил смешанный репертуар. Как всегда у Маркаряна, все звучало очень мягко, мелодично, красиво и технично. Несмотря на то что в городе много хороших трубачей, он, безусловно, является лучшим на сегодняшний день. Играет ярко, интересно, неординарно.

Ну а последний концерт этой серии явился украшением всего цикла. Играл квартет Армена Уснунца. До концерта худрук нашего государственного джаз-оркестра, саксофонист и композитор Армен Уснунц провел настоящую лекцию для студентов очередной программы AGBU "Музыкальная Армения".

КСТАТИ, ЭТО ВЕСЬМА ИНТЕРЕСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ПРОГРАММА, В ХОДЕ КОТОРОЙ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ из разных стран могут подать заявку и при положительном решении комиссии приехать в Армению для совершенствования своего музыкального мастерства. Обучение бесплатное, не говоря уже о мастер-классах, дополнительных лекциях и, конечно, образовательно-развлекательных мероприятиях – поездках, экскурсиях... Причем жанр и инструмент не имеют значения. Кроме групповых занятий каждый студент получает в педагоги лучших мастеров жанра – на заключительном концерте курса Светлана Навасардян, Анна Маилян, Роберт Амирханян наблюдали за своими подопечными. Так вот, для этих студентов Уснунц и читал свою лекцию. А вечером на практике показал, как надо играть! Это был настоящий современный армянский джаз – авторские композиции с опорой на фольклор, с использованием всех новейших достижений и музыкальных приемов. Молодые партнеры Уснунца – пианист и композитор (квартет сыграл две его прекрасные композиции) Ваагн Акопян, басист Эдгар Саакян и барабанщик Нарек Хечумян моментами демонстрировали себя партнерами, ни в чем не уступающими лидеру. Это было достойное завершение концертной серии. Слушатели расходились с единственным вопросом – будет ли у серии продолжение, и в ответ слышали, что новый сезон начнется уже осенью.

В настоящее время джазовых концертов, площадок, где звучит живой джаз, в столице более чем достаточно. Практически каждый вечер в 3-4 местах играют джаз. Для сравнения: в столицах соседних республик такого не услышишь. Это точная и многократно проверенная информация. Концерты в AGBU из этого же ряда. Но все же разница есть. Во-первых, то, что это регулярные акции, создает особый джазовый настрой: люди знают, готовятся, ждут. Во-вторых, это не обычное клубное ежевечернее музицирование, где музыканты могут сыграть ниже своих возможностей, схалтурить, так как "все равно посетители (зачастую случайные) не слушают, а лишь заняты разговорами, едой и питьем". В концертный зал AGBU приходят любители джаза, приходят слушать, приходят подготовленными. И музыканты должны соответствовать требуемому от них уровню и качеству. Уже не говорю о том, что абы кого в AGBU не пригласят играть. На пользу музыкантам и на радость слушателям.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАЧЕЛИ ВО ДВОРЕ
      2018-08-20 15:14
      637

      Помните, уважаемые сограждане, раньше чуть ли не на каждом углу на улицах стояли телефонные будки? А помните, что во многих из них у телефонов были оторваны трубки, аппараты раскулачены, а стекла разбиты? Вандалы! Некоторые объясняли это тем, что в аппаратах и трубках находились какие-то детали, представляющие некий коммерческий интерес. Техники не успевали заменять трубки в будках. Потом оказалось, что ничего интересного в них нет. А впоследствии исчезли и сами будки: появились мобильные телефоны.

    • ТРИ СЕКУНДЫ ЖИЗНИ В ДВИЖЕНИИ ВВЕРХ
      2018-07-25 15:05
      5841

      На днях по одному из кабельных каналов в очередной раз показали российскую картину "Движение вверх", про легендарную сборную СССР по баскетболу, выигравшую знаменитый финал Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году. Тогда судьбу чемпионата решили последние спорные три секунды и окончательное решение судьи. В фильме много героев, различных коллизий, деталей тех событий (иногда не соответствующих реальности), и смотрится он с интересом. Посмотрел его в очередной раз и я, и возник вопрос: а почему нет ни слова о судье, принявшем историческое решение? И вообще как-то несправедливо - об игроках, тренерах все знают, а вот о судьях до сих пор практически ничего никогда не говорят и не пишут.

    • СЛАДКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В ЛОФТЕ
      2018-07-18 16:21
      766

      Покажите мне человека, который не любил бы шоколад. Ведь он не только вкусен, но и полезен, является одним из стимуляторов выработки так называемого гормона счастья.

    • ЗАЙДЕКО ВПЕРВЫЕ ЗВУЧИТ НА КАСКАДЕ
      2018-07-16 16:18
      3574

      Век живи - век учись! Именно эта мысль пришла в голову, а может быть, и сотням людей, пришедших в тот вечер в парк Центра "Гафесчян" в Ереване, где выступал американский аккордеонист, композитор и певец Дуэйн Дупси со своей группой The Zydeco Hellraisers. Музыканты приехали в Ереван по приглашению Посольства США в Армении и дали большой концерт в честь Дня независимости Америки.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАДО ПРОСТО ЛЮБИТЬ СВОЕ ДЕЛО
      2018-07-06 14:41
      2380

      Мировая сцена знает множество различных вариантов восхождения на олимп. Но главных - два. Или артист в один вечер становится звездой, или медленно, но верно движется к цели. Кто-то рвется вперед изо всех сил, а кто-то идет медленной и уверенной поступью. За такими артистами интересно следить, потихоньку радоваться успеху и надеяться, что у них все получится.

    • ДЖАЗ НА КАВКАЗЕ ЕСТЬ!
      2018-06-15 15:29
      1185

      То, что в дороге с друзьями всегда веселее, не подлежит сомнению. То, что музыка в дальней дороге помогает коротать время, тоже бесспорно. Ну а если ты едешь в Тбилиси на джаз-фестиваль с джазовыми музыкантами, то тебе грех жаловаться на дальнюю дорогу. Музыкантские байки, курьезные истории из жизни джазменов и, конечно, много музыки не дают скучать.

    • "ДЖАЗ-КАВКАЗ" В ДЕВЯТЫЙ РАЗ!
      2018-06-11 15:20
      1044

      Вот уже девятый раз подряд состоялся в Тбилиси ежегодный музыкальный фестиваль Kavkaz Jazz. Его инициатор и основатель - тбилисский арт-менеджер Елена Мечитова говорит, что главная цель форума – развитие и популяризация джаза на Южном Кавказе как консолидирующего средства культурного диалога между народами региона. Чтобы новое поколение молодежи получило возможность наладить дружеские отношения с той точки, на которой остановилось поколение их отцов.

    • ДЖАЗ ПОД ДОЖДЕМ
      2018-05-30 15:28
      1648

      Говорят, зритель голосует рублем. А еще ногами. Так, если бы было можно пересчитать количество ног, стоявших и пританцовывавших в лужах в тот вечер на ереванском Каскаде, то можно было смело сделать вывод, что интерес к джазовой музыке у нас растет от концерта к концерту.