Последние новости

ОН ОСТАНЕТСЯ СРЕДИ САМЫХ ЯРКИХ ИМЕН...

           Невероятно трудно смириться с этой невосполнимой потерей. Сочетание слов "не стало Перча Зейтунцяна" звучит нелепо, невероятно, хотя мы знали, что в последние годы он чувствовал себя не лучшим образом. Известный прозаик, выдающийся публицист, талантливый драматург, неравнодушный человек Перч Зейтунцян в своем творчестве отразил острейшие проблемы времени, жизнь и борьбу своего народа в судьбоносные часы его истории. Его творчество вобрало в себя любовь и гнев, смятение и твердость - все, чем полон наш сегодняшний мир. Нам еще предстоит осознать, какую потерю понесли с его уходом наша литература, театр, искусство в целом.

         ОН БОЛЬШЕ ЧЕМ КТО-ЛИБО В СОВРЕМЕННОЙ АРМЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОДХОДИЛ ПОД ОПРЕДЕЛЕНИЕ классического интеллигента. Интеллигентность сквозила во всем его облике - в умении общаться и выслушивать своего собеседника, в одежде и жестах. Сама его внешность не могла не привлечь внимания: сухощавый, статный, истинный европеец со светлыми глазами, в которых порой (если он чем-то был рассержен) сквозила непокорность. А чаще всего эти светлые глаза излучали ровный теплый свет.

         Перч Арменакович вошел в армянскую культуру стремительно и вместе с тем тихой походкой грустного человека, как будто существовал в ней всегда. Так, впрочем, оно и было. Потому что его ждали - и не только в литературе. Проза Перча Зейтунцяна - от первого еще несовершенного рассказа "Подарок", первой книги, увидевшей свет в 1956 году, его переводов до самых последних повестей и рассказов - полна энергии, напряжения, высокого смысла. Он привнес в армянскую прозу собственные ритмы и краски - "Самый грустный человек", "Легенда о разрушенном городе", "Не смотри в зеркало", "Остановись, шар земной", "Встать, суд идет", "Последняя игра", "Иисус Назаретянин и его второй ученик" и другие его повести и пьесы поражают особым способом мышления, своеобразием видения. Их автор - повелитель странного мира - реального, но словно бы пропущенного сквозь некую линзу, излучающую гротескный, измененный авторским глазом свет. Он говорит фразами, не описывающими, а вскрывающими явление, человека. К тому же у Зейтунцяна был особый писательский аппарат со своими признаками литературной техники, умением заострять психологические детали, выразительность и тонкость мысли, богатство собственного словаря и способность слышать и воспроизводить прямую речь. Все его книги свидетельствуют об этом.

         Но особенно значителен вклад Зейтунцяна в область театра, где каждая постановка по его пьесам становилась событием. Подобное случайностью не бывает - случайности такого уровня парами не ходят. С первых же его пьес еще середины 60-х годов прошлого столетия режиссеры считали для себя честью ставить Зейтунцяна. Не потому, что заведомо гарантирован успех, а потому, что ставить его было интересно. Его пьесы поднимали острые вопросы бытия, исследовали драматические события истории, бурного XX века, полные страсти и трагизма. Кто из современных армянских драматургов с такой философской глубиной, убедительностью и страстью умеет читать письмена судьбы своего народа? Все это и выделяло Зейтунцяна как явление армянской художественной культуры с отчетливо проступающей печатью времени.

         НЕ СЛУЧАЙНО ЗАМЕЧЕНО, ЧТО ПОДЛИННУЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕКА ПИШЕТ НЕ ИСТОРИК, А ХУДОЖНИК. Имеется в виду "человеческая" направленность исследовательского поиска, которую диктует писателю сама специфика художественного творчества. Не хроника исторического события, но его глубинный исторический смысл, не описание исторической личности, но раскрытие его внутренней, духовной биографии волнуют писателя и тогда, когда он обращает свой зоркий взгляд в даль минувшего.

         Путем постижения мира и человека в мире шел Перч Зейтунцян. Верный себе, он, как правило, решал историческую тему в повести, превращая ее затем в пьесу, и бурным оживлением этого жанра театр во многом обязан Зейтунцяну.

          Об одной из самых драматических страниц истории повествует зейтунцяновская пьеса "Легенда о разрушенном городе", которая с огромным успехом поставлена на наших театральных сценах. В этой пьесе идея государственности, необходимости ее защиты для жизни страны, оказавшейся в тисках могущественных империй, выражена в сложных переплетениях судеб, социальных противоречиях. Крепкая композиционная структура, точная расстановка противоборствующих начал придают пьесе направленность, помогают воссоздать атмосферу острой борьбы в раннефеодальной Армении.

        Образ Аршака II - сложный, неоднозначный. Он жесток и способен на несправедливость, но в действиях своих чаще всего предстает как государственный деятель, озабоченный судьбами страны. Он создает своеобразный город Аршакаван. Но вскоре воцарившиеся здесь порядки, социальная несправедливость, обман разрушают мечту царя. Город пал...

        Острые социальные проблемы затрагивал Зейтунцян во всех своих пьесах, успешно идущих на сценах Ереванского драматического театра и на сундукяновской сцене. В основе некоторых пьес лежат реальные, чаще всего известные факты. Но у Зейтунцяна было поразительное умение снимать с известных явлений налет обыденности, увидеть в них необъясненное. Каким бы тусклым ни было явление, под пером драматурга, пройдя сквозь плотные слои его размышлений, оно обретало новую связь. И потому кажется неожиданным. Зейтунцян знал законы сцены, тонко их чувствовал, и потому любая тема получала у него неординарное решение. И в его публицистике, и в набросках всегда ощущается острая мысль глубоко думающего человека.

         Зейтунцяна, прошедшего большой творческий путь, до конца жизни терзали вечные вопросы бытия. Он стремился растревожить ими неподатливого сегодняшнего зрителя, не боясь насмешливого цинизма. Хотя говорил о них удивительно просто: "Я никогда ничего не требовал от человека, кроме добра и справедливости".

         "Мы живем в момент великих потрясений, когда нет никакой стабильности, - заметил он однажды во время репетиции в Драматическом театре. - Наша жизнь трансформируется с небывалой в прошлом скоростью. Можно проснуться утром и увидеть, что мир, в котором мы живем, уже совсем не тот, каким был. В последних пьесах я как раз и хотел передать это чувство неуверенности и сиюминутности".

        КАКИЕ ВОПРОСЫ ТРЕВОЖИЛИ ЗЕЙТУНЦЯНА В ПОСЛЕДНИЕ ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ? Что случилось с нами в новом тысячелетии? Почему наша история подвергается извращенному осмеянию? Почему мы позволяем издеваться над нашими традициями, плевать в родники культуры? Почему родной язык коверкается и заменяется сленгом? Почему мы оказались на периферии общественной и культурной жизни? Как стало возможным навязывать нам суррогаты западной культуры? Кто виновен в насаждении новых идолов - культа денег, эгоизма. Все эти вопросы поднимал Зейтунцян на страницах республиканской прессы, в том числе в нашей газете. Все эти годы голос писателя был чист даже тогда, когда все камертоны поспешно убирались. Это дорогого стоит!

         Все эти нелегкие годы Перч Зейтунцян сумел сохранить лицо, высказывая свою точку зрения, иметь собственную позицию по многим вопросам дня сегодняшнего и дня будущего. Он избегал громких фраз, остерегался говорить о творчестве, видимо, считая его интимным процессом. А на вопрос, счастлив ли он, отвечал, что абсолютно, так как ему многое удалось сделать.

         Конечно, Зейтунцяну, как и всей нашей интеллигенции, жилось нелегко. Но он умел и научил многих отворачиваться от суеты. Он не обзавелся сытым бытом, "нужными" связями, не жаловал официоз, к которому никогда не принадлежал, даже будучи секретарем Союза писателей и министром культуры РА. Он был отдален от этого силой натуры, врожденной честью. В последние несколько лет он болел, но душевные силы рождали терпение и веру. Веру в предназначенность искусства, просветительства, жертвенности. С этим он и жил всю жизнь.

         Творчество Перча Зейтунцяна освещено светом крупной личности, проникнуто мощью и целомудрием народной души, что и принесло ему всеобщую любовь. Конечно, оно нуждается в глубоком осмыслении как неповторимое, своеобразное, индивидуальное явление. Оно не потускнеет со временем и снова и снова будет давать о себе знать в творчестве армянских деятелей театра - режиссеров, актеров, с кем работал этот большой художник, кому передал частицу своих мыслей, идей и привил свое понимание истории нашего народа, природы живого театра, его высокого назначения. Оно непременно найдет своих исследователей, которые полно, пристально и подробно рассмотрят истоки и особенности душевного жара, отличавшего этого драматурга и истинного патриота.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ОСЕНИ
      2018-09-12 16:44
      2553

      В Ереване стартовал XII Международный фестиваль классической музыки Это прекрасный подарок слушателям в начале нового сезона. Как всегда, разнообразная программа, избранные солисты, приглашенные украсить фестивальные концерты. Такие насыщенные марафоны и яркие артистические имена нам необходимы: это одна из эффективных форм концертной жизни, привлекательная и для публики, и для государства, частично финансирующего и тем самым осуществляющего свои функции по культуре. Выгодными они оказались и для спонсоров. Собирая музыкантов из разных стран, в числе которых и проживающие там наши соотечественники, фестивали способствуют новым контактам и впечатлениям, открывают новые имена, поднимают уровень музыкальной культуры.

    • ДВЕ ОПЕРЫ НА ФИЛАРМОНИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ
      2018-09-05 16:03
      3490

      В этот вечер, за две недели до открытия концертного сезона, Большой зал филармонии напоминал в буквальном смысле бастион. Афиша предвещала встречу с двумя операми итальянских классиков:  Леонкавалло и Пуччини. И публика, уставшая от бесконечных политических шоу, устремилась в филармонию, несмотря на летнюю жару, демонстрируя неутолимую потребность в изысканности, красоте, одухотворенности, которыми она так обеднена в своей будничной жизни.

    • ИСПОВЕДЬ АСМИК ПАПЯН
      2018-09-03 17:38
      3289

      Выдающаяся певица дала сольный концерт в родном Ереване Дом камерной музыки давно не видел такого наплыва публики. Предстоял сольный концерт любимой певицы - Асмик Папян, встреча с которой всегда выливается в праздник искусства. В афишах давно не пишут "народная артистка"... и прочее - слушателей привлекают не звания и награды, а подлинный талант этой исключительной во всем певицы. Во временном свитке истории армянского вокального искусства, на фоне светящегося ряда фамилий - лишь несколько имен сияют в своей исключительной отдельности. И Асмик Папян - среди них. Она сделала большую карьеру благодаря своему таланту и преданности высокому искусству. Пела почти во всех крупных театрах мира, на оперных сценах всех континентов, где ее встречал восторженный прием.

    • ЧЕЛОВЕК РАДОСТНОГО ТАЛАНТА
      2018-08-24 15:56
      5195

      28 июля Константину Орбеляну исполнилось бы 90 лет Дата его рождения пришлась на время летних отпусков, на самый пик жары. Едва ли можно было надеяться, что дата эта будет замечена и отмечена официальными ведомствами и лицами: судя по тому, как формально реагировали они в минувшие годы на многие важные вехи истории отечественной культуры, многого от них ждать не приходится. К тому же и концертная жизнь к моменту юбилея маэстро из-за отпусков замерла.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРАЗДНИК ДУХОВНОСТИ В ЦЕНТРЕ КАЛИФОРНИИ
      2018-09-19 15:25
      86

      О новом американском музее Посвящается все тем, кто перечитывает Уильяма Сарояна, и в первую очередь N.G. В 1952 году в Нью-Йорке вышла монография Literary America. В ней рассказывалось о поселениях и городах, где жили или родились американские писатели (начиная с XVII столетия). Благодаря 44-летнему Уильяму Сарояну в эту монографию попали сведения и о Фрезно. Именно книги американского армянина открыли Америке глухую аграрную провинцию, населенную озорными людьми, которые, в отличие от остальных американцев, стремились не к сиюминутному успеху, а старались постичь мудрость.

    • РОДИНА: ГОРЕЧЬ И ВЕРА
      2018-09-17 15:14
      485

      К 80-летию со дня смерти Ваана ТОТОВЕНЦА Известного армянского писателя Ваана ТОТОВЕНЦА (1894-1938), который был родом из Западной Армении (провинция Харберд, г. Мезире), Военная коллегия Верхового суда СССР приговорила к высшей мере наказания. После мучительного тюремного марафона и семнадцати изматывающих допросов, спустя два года после ареста, 18 июля 1938 года  в день его рождения приговор о расстреле был вынесен и немедленно приведен в исполнение.

    • 17 ПОЭТОВ И АЙРЕНЫ
      2018-09-14 15:00
      1677

      Кем был Саят-Нова? Полиглотом? Моралистом? Ткачом? Изобретателем компактного ткацкого станка с подвижной осью? Певцом с волшебным от природы тенором? Монахом-схимником? Что может успеть человек (речь идет о Петросе Дуряне) за двадцать лет между рождением и смертью, за совсем вроде бы короткий век? Какие три интереснейших момента содержатся в биографии Аветика Исаакяна? Что общего между судьбами Паруйра Севака и Минаса Аветисяна?

    • МАРШАЛЬСКИЙ ЖЕЗЛ ИОСИФА КОБЗОНА
      2018-09-10 17:07
      818

      В далеком 1994 году довелось встретиться в Одессе и взять интервью у Иосифа Кобзона. Думается, сегодня читателю будет небезынтересно прочитать его (без каких-либо корректировок) - тем более, что тогда оно под тем же, что и сейчас, заголовком было опубликовано в каком-то малозначимом издании и до широкого читателя явно не дошло. Между тем в том интервью раскрывается сложный и многогранный образ великого артиста и просто человека, имеющий мало общего с тем потоком покрытой лаком информации, умилительных и где-то даже подобострастных воспоминаний, водопадом низвергающегося в эти дни в связи с уходом Мастера…