Последние новости

ЖИВАЯ АНТОЛОГИЯ АРМЯНСКОГО ДЖАЗА

Концерт, состоявшийся на днях, был своеобразным отчетом целого жанра музыки за весь период своего существования у нас в Армении. Подобного музыкального праздника любители джазового искусства ждали. И он состоялся в заполненном Большом зале Армфилармонии, где армянские джазмены демонстрировали достижения армянского джаза за 75 лет его существования.

ДВА ГОДА НАЗАД МЫ ПИСАЛИ О ТОМ, ЧТО ПОСЛЕ КРОПОТЛИВОЙ РАБОТЫ увидела свет "Антология армянского джаза". Это бокс-сет, состоящий из 10 лазерных дисков, на которых собраны записи практически всех более или менее известных армянских музыкантов, игравших джаз. Первая запись датирована 1938 годом, последняя – 2013-м. Антология также снабжена буклетом с подробной информацией о содержащихся на дисках записях и уникальными архивными фотографиями. Авторами идеи создания такой антологии и продюсерами выступили Левон Малхасян и Товмас Мартиросян, а всю техническую работу при содействии компании "Газпром Армения" выполнил, пожалуй, самый креативный выпускающий армянский лейбл TM Production.

Относительно недавно директор лейбла Товмас Мартиросян задумал организовать большой концерт, который как бы проиллюстрировал эту антологию и вживую показал, что делали и чем занимаются армянские джазмены. Вместе с заслуженным деятелем искусств, композитором, саксофонистом, художественным руководителем Государственного джаз-оркестра Армении Арменом Уснунцем они составили прекрасную программу, которая охватила весь официальный период существования джаза в Армении. В программу вошли и ранние произведения Артемия Айвазяна довоенного периода и более поздние – Мартина Вартазаряна, Мелика Мависакаляна, Степана Шакаряна, Константина Орбеляна. Во второй части концерта в исполнении джаз-оркестра звучали уже современные музыкальные номера, принадлежавшие Армену Мартиросяну, Ваагну Айрапетяну, Уснунцу и Тиграну Амасяну.

Концерту предшествовала большая пресс-конференция, на которой Товмас Мартиросян поделился своими новыми идеями и Армен Уснунц рассказал о недавнем большом и весьма успешном концертном туре Госджаз-оркестра по России (это настолько большая тема, что ей нужно уделить отдельный материал), а Степан Шакарян и Тигран Амасян говорили о сегодняшнем состоянии джаза в Армении, о необходимости его пропаганды, об улучшении музыкального образования в стране.

КОНЦЕРТ ПОЛУЧИЛСЯ ГРАНДИОЗНЫМ ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ И ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ. В нем приняли участие и те, кто положил начало джазовому движению у нас в стране: Шакарян, Вартазарян, Ерзнкян, Малхасян... Язык не поворачивается называть их ветеранами джаза, потому что эти люди не почивают на лаврах, лишь комментируя деятельность более молодых своих коллег, а активно продолжают создавать, играть. Надо было слышать и видеть, как здорово, даже задорно выступили они с оркестром. Как всегда, Степан Григорьевич заставил восхищаться его композиторским и исполнительским талантом, гармонично соединяя в одной композиции армянскую тематику и настоящий американский джаз. В ударе был и Левон Малхасян, давший жару своими блюзами, весьма и весьма оригинальны были Мартин Цолакович и Ерванд Давыдович, исполнившие свои композиции в формате трио.

Тут надо обратить внимание на одну деталь: часто приходится слышать жалобы на то, что современная молодежь не любит, не знает армянскую песенную классику, люди ее забыли, целиком отдавшись западной культуре. Конечно, это имеет место. Но генетическая память не дремлет и в нужный момент всегда напоминает о себе. Перед очередным номером Вартазарян объявил, что сейчас прозвучит попурри на тему песен, посвященных Еревану, и предложил залу подпевать музыкантам. Откровенно говоря, я опасался, что никто петь не будет, – не знают, забыли, да и "несолидно" это. Но я был поражен: весь зал чуть ли не в полный голос спел все три песни. По завершении Вартазарян в своей обычной манере пошутил, призвав всех завтра же прийти на репетицию в хор п/у О.Чекиджяна. Наверное, он и сам был поражен такой реакции зала.

Во второй части были представлены наши джазмены среднего поколения: Арамо, Ваагн Айрапетян, сам Армен Уснунц. Арамо, как это он умеет, выдал оригинальнейшую композицию в форме скэта, Айрапетян, исполнив вначале для затравки два классических джазовых стандарта, сыграл и спел, затем представил в оркестровом варианте одну из своих лирических композиций, которую любители джаза знают по репертуару созданной им много лет назад группы "Катунер". Ну а маэстро Уснунц исполнил две великолепные мелодии на сопрано-саксофоне. Все трое продемонстрировали высочайший уровень.

НАКОНЕЦ, ВЫСТУПИЛА НАША МОЛОДЕЖЬ, ХОТЯ ТАКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ относится к ней лишь в отношении биологического возраста, а никак не творческого. Молодая, но уже опытная певица, солистка нескольких наших джазовых коллективов и Госджаз-оркестра Марина Акопян спела знаменитый вокализ Орбеляна, первой исполнительницей которого была Татевик Оганесян, ну а в завершение концерта на сцену поднялся Тигран Амасян, мегазвезда современного джаза, признанный во всем мире. Он представил одну свою композицию, которую исполнил соло, и вторую - армянскую народную мелодию в сопровождении оркестра. Обе были приняты публикой на ура. Кстати, многие композиции, звучавшие в тот вечер, в свое время созданные для малых составов, были представлены в оркестровом звучании, и от этого они только выиграли – стало больше красок и выразительных средств. Ну а в основном звучали, конечно, "золотые" хиты периода энергичного развития армянского джаза.

Как всегда, после окончания концерта джаз-фанаты выстояли положенные полчаса у памятника Хачатуряну, чтобы пообщаться и обменяться мнениями об услышанном и увиденном. Кратко и обобщенно вывод такой: у нас был и есть свой джаз. Наша школа достаточно самобытная и крепкая и постоянно выдает новые достойные кадры. Нужна поддержка, чтобы лучшие музыканты не уезжали и в поисках заработка не расходились по ресторанам и корпоративам. Наш джаз нуждается в умной и широкой пропаганде. Надо больше говорить о нем, писать, представлять, а музыкантам - чаще выезжать, пропагандируя наш джаз за пределами страны.

И последнее. Тираж "Антологии" был всего лишь 1000 экземпляров и не имел коммерческой составляющей. А ведь это не просто набор лазерных дисков. Это прекрасно оформленный бокс, это великолепный буклет с исчерпывающей подробнейшей информацией на трех языках и массой уникальных исторических фотографий. Почему это не может быть достоянием всех любителей джаза и неким справочником-путеводителем для интересующихся и за пределами Армении?

Правда, в настоящее время, выпущена 3-дисковая версия "Антологии", которую можно приобрести в магазинах Еревана. Но это все же не совсем то. Говоря о дальнейших планах своего лейбла, Мартиросян сказал, что в настоящее время обсуждается идея о создании второй части "Антологии", куда будут включены композиции джазменов, имеющих армянские корни, но живущих за пределами Армении. Таких тоже немало: – только беглый взгляд на мировую карту джаза схватывает более 50 музыкантов из США, Франции, Голландии, Германии, Болгарии, Румынии, Македонии, России, которые играют первые роли в своих сообществах. Так что такая антология нашей джазовой диаспоры тоже будет весьма интересна. Поэтому наберемся терпения и пожелаем удачи коллективу TM Production в их активной пропагандистской творческой деятельности. А нашим музыкантам - активнее работать на радость любителям джаза и для процветания армянской музыкальной культуры.

Фото - Агентство "ПанФото"

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ФИЛОФОНИСТАМ – ОТ ДЕДА МОРОЗА
      2018-02-05 16:18
      1012

      Новогодние праздники прошли, и те, кто получил подарки от Деда Мороза, наверняка уже позабыли о них. Но вот филофонисты, которым Дед Мороз подарил новые альбомы армянских музыкантов из разных стран, уж точно до сих пор разбираются в записях. А таких подарков было много.

    • НОЧНЫЕ СТРЕЛЬБЫ
      2018-02-02 15:44
      1658

      Если в новогоднюю ночь фейерверк еще терпим, то за месяц до нее и месяц после праздников - это уже просто кошмар. Хотя в последние годы этот кошмар стал обычным делом. Это еще страшнее в летние месяцы, когда жаркой летней ночью, при открытых окнах, за полночь какой-то "шутник", разгулявшаяся компания решают завершить свой день рождения, свадьбу (или без повода) праздничным салютом, нисколько не задумываясь, что люди просыпаются, дети пугаются, а старики причитают. Обо всем этом много раз было написано, и за несколько дней до праздников столичные власти решили рассмотреть этот вопрос с правовой точки зрения.

    • С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, КЛУБ "КОТТОН"!
      2018-01-26 16:01
      1120

      Легендарный джазовый клуб "Коттон" в первые годы своего существования был настоящим раем для гангстеров и бутлегеров всех мастей. Само здание было построено на углу 142-й улицы и Ленокс-авеню в Нью-Йорке приблизительно в 1918 году, специально для "Дуглас-казино". 

    • С ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКОВ НА БОЛЬШОЙ ЭКРАН
      2018-01-19 15:06
      970

      Новинок музыкального экрана, большого экрана в этом году, судя по всему, будет достаточно. А начать их обзор хочется, конечно же, с представления самой на сегодняшней день громкой премьеры: голливудского блокбастера, киномюзикла "Величайший шоумен".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КАРАБАХСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ДЕТИЩЕ АРМЯНСКОГО НАРОДА
      2018-02-19 12:39
      202

                 Продолжение                       Известно, что тогда (после войны) армянское население в Нагорном Карабахе составляло 137 тысяч человек. При том что на войне погибло около тридцати тысяч армян-карабахцев. Общее же население – 157 тысяч. В оставшиеся 20 тысяч входили азербайджанцы, курды, русские, греки, евреи и другие. Сталин отреагировал на письмо Арутинова исключительно по-сталински: дал распоряжение Азербайджану рассмотреть этот вопрос. А в Баку хорошо помнили, как четверть века назад в таких случаях решал вопросы их первый вождь Нариманов, написавший провокационное письмо Ленину и Сталину об опасности угроз со стороны всего мусульманского мира. Вот так уже тогда спекулировали мусульманством. Правда, никто тогда не задавался вопросом: а что это за мусульманский мир такой? Речь-то шла всего лишь о Турции. Таким образом, Сталин в очередной раз "утопил" вопрос. А Григорий Арутинов и не знал, что после этого в Азербайджане начали бурную деятельность под лозунгом "Да здравствует ленинско-сталинская национальная политика!" По выражению Баграта Улубабяна, "работа с лисьими повадками велась по всей области".

    • КАРАБАХСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ДЕТИЩЕ АРМЯНСКОГО НАРОДА
      2018-02-19 12:35
      249

      Будучи единым этнографически, хозяйственно и по языку, Карабах сделался цитаделью Армении, восточным ее флангом. Таким он был в прошлом, такой он сейчас, таким он будет всегда. Ибо сердце Армении, долину Арарата, нельзя защитить, не владея Карабахом. Сергей Городецкий (1919 год)

    • ПОСВЯЩЕНИЕ МУЗЫКЕ
      2018-02-16 15:25
      1158

      Чествование 85-летия великого Пендерецкого началось с концертов в Ереване В эти дни в Ереване вместе со своей супругой находится польский дирижер и композитор Кшиштоф Пендерецкий. Музыкальная общественность Армении знакома с богатейшим разножанровым творчеством композитора с армянскими корнями прежде всего благодаря международному музыкальному фестивалю "Ереванские перспективы", в рамках которого не раз проходили его авторские вечера.

    • ПОЭТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ОВАНЕСА ЗАРДАРЯНА
      2018-02-14 16:05
      3126

      Наше национальное достояние   Он много писал. Всегда много работал. Незачем напоминать его работы - они на памяти у всех, кто любит живопись. "Маки", "Арагац", "Яркий вечер", "В октябре", "Арарат весной"... Эти работы давно стали классикой, а их автор Ованес Зардарян принадлежит сонму представителей классической армянской школы изобразительного искусства Армении, на вершине которой ярко светится имя Мартироса Сарьяна, его "золотого" времени.