Последние новости

ТАЛАНТ ПОД СТАТЬ ПОДВИГУ

         Один из мощных аккордов в новом сезоне уже состоялся в Национальном театре оперы и балета им. А.Спендиарова. Это связано с именем одного из ярчайших виолончелистов современности - Александра Князева. Звуки его виолончели навсегда вселились в пространство этого зала. Сколько прекрасных мгновений подарил нам виолончелист в этот вечер вместе с Симфоническим оркестром Оперного театра под управлением маэстро Константина Орбеляна.

          Контакт между сценой и залом устанавливается сразу. По-разному воспринимающая музыку публика мгновенно подчиняется воле исполнителей, а совместная слушательская причастность к нему становится общественным актом, актом настоящего духовного испытания.

ПРОГРАММА АЛЕКСАНДРА КНЯЗЕВА НЕ БЫЛА СВЕРХНЕОРДИНАРНОЙ: ПРОЗВУЧАЛИ неоднократно исполненные в Армении Концерт Дворжака для виолончели и оркестра, вариации на темы "Рококо" Чайковского. Неординарной была сама трактовка произведений, вызвавшая огромный интерес публики, представлявшей зарубежные посольства в Армении, творческую интеллигенцию, широкую общественность и гостей столицы. Такое исполнение всегда признак масштабности исполнительского мышления, редкостной фантазии и богатой интуиции и удивительной подлинности. Князев и Симфонический оркестр Оперного театра под управлением художественного руководителя Константина Орбеляна заставили услышать в прозвучавшей музыке нечто превосходящее ее чисто звуковую реальность. Разнородная публика по-настоящему прожила два часа в духовном мире музыки, которая в интерпретации солиста и оркестра стала по-настоящему близкой всем. Да и сама манера исполнения апеллировала не столько к придирчивому уху искушенного профессионала, скрупулезно взвешивающего детали интерпретации, сколько к непредвзятому восприятию слушателя, ищущего в музыке универсальные ценности, то, что заложено в нотных знаках, зашифровано в них. Только после такого вживания и раскрывается суть произведения.

         Маэстро Константин ОрбелянЧто завораживает в игре Александра Князева? Дивная свобода в обращении с великими авторами. Он близкий и благодарный почитатель автора, с которым общается. Отсюда - заразительная увлеченность произведением, захватывающее вдохновение. Есть на что опереться при очень богатой музыкальной интуиции. По-моему, никто так поэтично и столь глубоко не играл Дворжака. Ощущение исповеди. Поэтому возникает полное доверие ко всему, что он играет. Вторая часть концерта была особенно фантастичной. Не хватит целого ряда метафор, чтобы приблизительно отметить только главные черты его исполнительской манеры. Откуда такое разнообразие тембров, интонаций и как все это богатство передается нам, слушателям?

         АЛЕКСАНДР КНЯЗЕВ НЕ ПОДЛАЖИВАЕТСЯ ПОД МОДУ, ПОД ВКУСЫ ПУБЛИКИ, НЕ ИГРАЕТ ради аплодисментов, ради карьеры. Он сделал большую карьеру благодаря своей преданности большому искусству. Он считает (это стало ясно и на этом концерте), что для каждого профессионального музыканта очень важно сохранить первозданное ощущение музыки как таковой, чтобы ремесленничество не стало доминировать. И замечательно, что большой музыкант сумел не растратить, а приумножить полученное, не устал и не погас душевно, хотя многим известно, что пришлось пережить артисту. И концерт в Ереване свидетельствовал о его огромных возможностях и превосходной форме. Он привлекал новизной ощущений, одухотворенностью, трогательной поэтичностью. Думается, очень велика у исполнителя мера профессиональной ответственности перед слушателями и главным образом перед инструментом, которому посвятил себя и который соединяет его с вечностью, именами и сочинениями давно минувших эпох, оставленными нам для спасения.

       Маэстро Орбелян был очень внимателен к солисту. Оркестр под его управлением играл прежде всего для солиста. Играл замечательно. Заслушаешься. Это, к сожалению, не часто бывает. Так приятно это состояние в нашем Оперном театре - заслушаться! Конечно, во многом это связано с уникальной музыкальной культурой солиста. Это очень важно. И оркестр должен соответствовать историческому моменту. Другого не дано. А как хочется, чтобы он всегда звучал так живо, проникновенно! И слушатель в зале в этот вечер был каким-то другим, преобразованным, что ли? А разве могло быть иначе? Ведь солист относится к тем редким исполнителям, что с первыми звуками предельно обостряют слух, эмоционально встряхивают слушателя и не отпускают его на волю до последнего, растаявшего в воздухе зала звука.

         Активная концертная деятельность А.Князева началась после окончания Московской консерватории (класс профессора Федорченко). Феноменальная техника виолончелиста, удивительная виртуозность вызвали к нему интерес и за рубежом. Он стал выступать с прославленными оркестрами и дирижерами в престижных концертных залах Европы и Азии. Его виолончель звучала в Великобритании, Франции, Германии, Испании, США, Японии, Корее... Партнерами артиста в разное время были выдающиеся музыканты: М.Воскресенский, В.Спиваков, В.Третьяков, Л.Амбарцумян, И.Монигетти, Ю.Башмет, Г.Гюине (Франция), А.Николе (Швейцария). А среди дирижеров - М.Ростропович, В.Федосеев, Ю.Темирканов, Е.Светланов, Д.Китаенко, М.Шостакович, Р.Хофман и другие.

          ВМЕСТЕ С ЖЕНОЙ, ПИАНИСТКОЙ ЕКАТЕРИНОЙ ВОСКРЕСЕНСКОЙ, ТРАГИЧЕСКИ погибшей в середине 80-х годов, Князев принимал участие в крупнейших международных фестивалях. В его репертуаре - практически все произведения для виолончели, а также множество органных произведений. Он проводит мастер-классы почти во всех крупных столицах мира. Участвует в жюри Московского конкурса им. Чайковского. Князев - автор виолончельных транскрипций Пятой сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано, Дуэта А-dur Шуберта, Скерцо C-molе Брамса. Записал свыше 30 компакт-дисков. Напомним также, что Александр Князев входит в десятку самых востребованных музыкантов Европы, хотя судьба несколько раз пыталась вычеркнуть имя артиста из музыкального мира...

         Как отмечает артист в одном из своих интервью, с годами он научился ценить жизнь и понял, что есть закон компенсации: "У каждого он свой. Все - и взлеты, и падения - должно быть оплачено. Наверное, я сам за многое заплатил, поэтому все пока идет гладко. А после третьей болезни (тоже серьезной) у меня произошел серьезный скачок в технике - я стал играть произведения, к которым раньше и подступиться не смел. Такой прорыв в космос. Каждый раз после испытания тебя выносит на какой-то более высокий уровень".

         Свидетелями этого высокого скачка стали и мы, ереванцы. Браво, Артист!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОН ДВИГАЛСЯ К ГЛУБИНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
      2018-07-27 17:14
      12442

      Первая круглая дата - 80-летие со дня рождения Перча Зейтунцяна - без него. Пять и десять лет назад в эти дни газета поздравляла юбиляра. Теперь остается вспоминать. Вспоминать о драматурге, прозаике, публицисте, переводчике, который внес  неоспоримый вклад в армянскую литературу и театр, а в общественную жизнь - дух дискуссионности, разномыслия, критичности и остроты. Вспоминать о прекрасном человеке, который по-своему украшал нашу жизнь. Годы без него еще полнее высветили истинную суть всего, что создано им, доказали, что он не изменял себе. Его книги, пьесы, овеянные всеми ветрами XX века и полные философского раздумья, острая социальная публицистика составили одну из ярких страниц армянской культуры.

    • ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ДВИЖЕНИЯ
      2018-07-23 15:45
      4642

      26 июля 1972 года ушел из жизни Леонид Енгибаров Бывает, уходит человек - остается легенда. Леонид Енгибаров ушел от нас в возрасте, когда уходят гении, - в 37. Сорок шесть лет прошло с тех пор, как его нет с нами, а легенды о нем, складывавшиеся еще при жизни, все еще передаются из уст в уста. Он являл собой тот оптимистический парадокс актерского искусства, который может быть выражен формулой: настоящее не стареет. Во все, что он делал на сцене, он вкладывал свое сердце, благородство, вдохнув добрые чувства и надежду в тех, кто был непосредственным свидетелем его игры.

    • СОЛНЦЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      9270

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ!
      2018-07-09 16:40
      4329

      Эта песня наиболее полно отвечала жизненному кредо Надежды Саркисян, ее отношению к своей профессии. На прошлой неделе ереванцы простились с этой замечательной джазовой певицей. Твердый характер и умение отражать удары судьбы оказались бессильны перед роковой болезнью, которая унесла ее в 64 года.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОЛНЦЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      9270

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • MIME-Fest им. Л. ЕНГИБАРОВА НАКРЫЛСЯ ХРИЗАНТЕМОЙ
      2018-07-20 15:37
      5121

      Не хватило то ли денег, то ли порядочности Те, кто рассчитывал в начале августа провести несколько дней в Цахкадзоре, не только прячась от ереванской жары, но имея возможность смотреть пластические спектакли из разных уголков мира, могут спокойно заниматься своими делами. Международного MIME-Fest-а им. Л. Енгибарова, уже по традиции проходящего в курортном городе, на сей раз не будет. У Министерства культуры не оказалось на него денег.

    • ЗВЕЗДОЧКИ ПОД ЗВЕЗДОЙ МЕРИ КАРАПЕТЯН
      2018-07-20 15:33
      4788

      Оказывается, Батуми не только курорт, где в летний сезон отдыхают граждане Армении, но и место, куда наши соотечественники ездят на фестивали и конкурсы и возвращаются с букетом наград. Вот и недавно группа начинающих певцов под руководством Мери Карапетян побывала в Батуми на Международном конкурсе юных талантов "Супер Стар-2018", где добилась небывалых успехов. Три первых приза и три вторых - все 6 учеников Мери Гамлетовны оправдали ее надежды. И это происходит не впервые.

    • УЛЫБКИ ОСЕННЕГО ВОЗРАСТА
      2018-07-20 15:26
      3154

      Чувство юмора в человеке или существует, или его нет. И это ни от возраста, ни от профессии не зависит. Доказательством тому является выпущенная в июле книга Юрия ГАГЯНА "Осенние улыбки". Он по профессии не филолог, не журналист, окончил физико-математический факультет Ереванского пединститута имени Х. Абовяна, работал учителем, печатался в различных отечественных газетах и журналах, а идея собрать и издать напечатанное пришла к нему не скоро. На пороге 80-летия.