Последние новости

ВСЕМ МУЧИКАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ

В издательстве Matian Press (США), основанном и возглавляемом Айком Сваджяном, вышла в свет повесть арменоведа и переводчика Арцви БАХЧИНЯНА "Иноземец Мучик из Армении", вызвавшая бурную реакцию широких литературных и читательских кругов. Книга безукоризненна во всем - от языка, лексики, стиля до детальной проработки персонажей, художественной типизации и феерического финала. Но самое важное ее достоинство - образ главного героя Мучика, одного из многих наших современников, рвущихся за границу и тем самым пополняющих ряды псевдопатриотов. 

ВПЕРВЫЕ В АРМЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ НЕЗАВИСИМОСТИ ПОЯВЛЯЕТСЯ "ГЕРОЙ", в котором читатель узнает до боли знакомые черты и повадки, образ мышления и психологию, свойственные многим нашим родственникам, друзьям, соседям и просто соотечественникам, выбравшим в качестве жизненного девиза пословицу "где хлеб, там и живи".

Презентация повести "Иноземец Мучик из Армении" состоялась на днях в Центральной библиотеке им. Аветика Исаакяна. Поздравить Арцви Бахчиняна с успехом пришли коллеги по перу и литературные критики, видные деятели отечественной культуры и просто поклонники его творчества. История про армянина Мучика - не первое литературное произведение Арцви Бахчиняна. Автор многочисленных арменоведческих трудов, он три года назад выпустил свою первую художественную книгу - сборник рассказов "Подснежники на футбольном поле" и сразу обрел армию читателей. Автор впервые подписался литературным псевдонимом Арцуи, использовав версию западно-армянского правописания своего имени. "Иноземец Мучик из Армении" - первое объемное художественное произведение Бахчиняна.

"Что за Мучик?! Да, именно так - Мучик. Нет, это не прозвище и не имя. Это фамилия. Можете проверить по паспорту. Тому самому, темно-красному, с надписью RZECZPOSPOLITA POLSKA, который он швырнул в архив. Мучик Вальдемар Станислас.

- Да ну выкиньте и это имя, - раздраженно проронил Мучик, - ну сдурил, сделал глупость... Я теперь снова Татул Татулян..."

Уже эти первые строки повести вызывают у читателя ощущение чего-то противно знакомого, уходящего корнями к началу 1990-х годов, когда в Армении (как и на всем постсоветском пространстве), как грибы после дождя, выросли граждане "переходного периода", готовые всеми правдами и неправдами приобрести паспорта стран ближайшего зарубежья. Польша была одной из самых доступных в этом смысле стран, куда повалили уже бывшие "совки". Среди мигрантов было немало наших соотечественников, которые не чурались никаких способов приобретения загранпаспорта. Среди них и Мучик - собирательный образ бывшего ереванца, который прорвался в Европу под весьма удачным паспортным именем.

ОДНАКО УЖЕ В НАЧАЛЬНОМ АБЗАЦЕ АРЦВИ БАХЧИНЯН ПРЕПОДНОСИТ читателю и другой повод для размышлений. Мучик - это в прошлом, теперь наш герой снова Татул Татулян. Правда, и автор, и все остальные персонажи повести продолжают называть его этим польским именем-фамилией, а на ум приходит ассоциация с испанским mucho (много) и macho (мужчина, мачо). Позже по ходу повествования читатель узнает, что Мучик часто перебирается из страны в страну, с континента на континент, и в его личном мужском арсенале немало приключений с представительницами прекрасного пола разных национальностей. Этакий мачо-космополит, он тем не менее раз в семь лет приезжает на родину, которую всей грудью защищает в своей "райской" загранице, а после пары дней пребывания в Армении вновь спешит ее покинуть.

"Лучше продолжу любить Армению издалека, моя Армения духовная... А то каждый раз приезжаю, нервничаю и уезжаю, - пронеслось в голове Мучика, когда он взбирался по трапу. Он поймал себя на мысли, что каждый раз произносит в уме эти самые слова, но спустя некоторое время вновь возвращается в свою недуховную Армению, заправляется солнцем, яркими красками, органическими продуктами, освежающими воспоминаниями, новыми впечатлениями, в том числе (к сожалению) и неприятными. И всегда его поглощает одно и то же чувство: он рад, что приезжает в Армению, и рад, что уезжает из Армении..."

Эта авторская характеристика Мучика, с которой читатель знакомится на первых страницах повести, задает тон всему сюжету. Арцви Бахчинян плавно переходит к рассказу о жизни своего героя с младенческих лет по сегодняшний день. Мальчик вырос в семье с крайними взглядами на понятие Родина-Армения. Отцовские родители - выходцы из Западной Армении, материнские - из обрусевшего Тифлиса, а теперь и полностью ставшие адептами советского строя. Татул рос в окружении постоянных споров о том, что есть истинное армянство, какими ценностями должен руководствоваться армянин ХХ века. С одной стороны - отцовские предки, спасшиеся от турецкой резни, потерявшие историческую родину и ищущие ее в Армении вместе с другими репатриантами, а с другой - материнские, считающие единственным благом для родины ее советизацию. В атмосфере этой борьбы формируется образ будущего Мучика, получившего образование в школе с английским уклоном (чтобы не обидеть предков ни с одной стороны), впитывающего дух Эргира и в то же время отрицающего его.

 Арцви БахчинянАРЦВИ БАХЧИНЯН ВСЕ БОЛЬШЕ ЗАКРУЧИВАЕТ СЮЖЕТ, НЕ ПОЗВОЛЯЯ читателю оторваться от книги ни на секунду. Этому способствует не только его дар литератора-режиссера, красочно строящего каждую сцену из слов, фраз и мыслей. Бахчинян умудряется использовать в повести литературный и в то же время простой (не просторечный!) язык, доступный читателям с разными уровнями знания армянского языка. Авторская лексика довольно богата, но не перегружена заумными синонимами и фразами из самых глубин армянского словаря. Порой писатель соскальзывает на сленг, отчего тот или иной эпизод становится более красочным и близким читателю. В то же время повесть полна юмора, иногда доходящего до сатиры.

По ходу повествования вырисовывается и более целостный образ Мучика - талантливого художника, вооружившегося еще одной пословицей - "хорошее там, где нас нет" и постоянно ищущего это самое место, где его прежде не было. Он яростно выступает против перспективы жизни художника на родине, однако соглашается ощипывать и резать кур в Польше, работать в похоронном бюро или таксистом во Франции, выполнять черную работу в США - стране, где все такие, как он, - истинные негры-рабы. Мучик добирается и до Аргентины и, как подтрунивают друзья, спокойно может оказаться и в Антарктиде. И везде он встречает соотечественников, порой убеждаясь: "правду говорят, что от своих надо держаться подальше". Он упрекает армян диаспоры в псевдопатриотизме, а сам живет с иностранками и вовсе не мечтает вернуться на родину: он даже не приезжает на похороны спорящих родственников! В то же время, прожив какой-то период в одной стране, он начинает критиковать ее и ее граждан, приезжает на родину - транзитную "зону передышки", а потом, с восторгом отзываясь об очередной "райской" стране, уезжает туда до следующего раза.

ЧТО ТОЛКАЕТ ТАКИХ МУЧИКОВ К ПОСТОЯННОЙ ПЕРЕМЕНЕ МЕСТ? Что таится под страстью к скитальчеству, столь частому у наших соотечественников? Историческая генетика? Личностная борьба противоположностей? Поиски самого себя и, как продолжение, бегство от своего "я"? Эти вопросы Арцви Бахчинян поднимает в повести, привлекая читателя к поиску ответа. Неожиданный финал, кажется, грозит стать переломным в жизни Мучика-Татуляна. Что случится на самом деле, лучше узнать, прочтя повесть.

Арцви Бахчинян не ограничивается лишь высвечиванием и высмеиванием "мучикизма", проявлений которого в его повести, как и в нашей жизни, мы находим множество. Писатель противопоставляет иной тип армян: тех, кто продолжает жить на Родине при ее социальной необустроенности и вносит свой вклад в ее развитие, и тех, кто сегодня не жалеет, что поддался новой волне репатриации и, бросив "райскую заграницу", перебрался в Армению и Арцах. Среди последних немало выходцев из смешанных семей, где лишь один родитель - армянин. Бахчинян словно говорит: армянство - это в крови, оно либо есть - либо его нет. Есть ли оно в "мучиках"? - ответ каждый читатель определит для себя сам.

Книгу "Иноземец Мучик из Армении" автор назвал "непереводимой повестью", словно намекая, что найти эквивалент армянским "мучикам" невозможно. Композитор Ерванд Ерканян назвал повесть Арцви Бахчиняна "музыкальным рондо, написанным в блестящем аллегро". Театровед и писательница Ануш Аслибекян, автор послесловия к книге, назвала повесть театральной трагикомедией. И все, безусловно, правы.

Добавим, что книга Бахчиняна "Иноземец Мучик из Армении" - часть проекта издательства Matian Press, которое полученную от продажи сумму пускает на благотворительность. Но в данном случае весь сбор от продажи книги Арцви Бахчиняна будет направлен на программу "Помоги солдату", уже полтора года реализуемую в приграничных воинских частях Армении и Арцаха. Книгу можно приобрести в столичной галерее "Саргис Мурадян".

Основная тема:
Теги:
  • Алексаандр 10-Окт-2017
    будет ли переведена книга на русский?
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ОТКРОЕТ ФЕСТИВАЛЬ "ВИЛЛА" РОБЕРА ГЕДИГЯНА
    2018-06-18 14:33
    372

    В проведении МКФ "Золотой абрикос" произойдут перемены: программа "Армянская панорама" юбилейного - 15-го фестиваля объявлена внеконкурсной. Тем не менее она сохранила за собой статус национальной, и по итогам все же будут объявлены призеры. Об этом координатор "Армянской панорамы" Арцви Бахчинян заявил на пресс-конференции, прошедшей в столичном офисе AGBU.

  • МЕТОДЫ НКВД НА СЛУЖБЕ РЕВОЛЮЦИИ
    2018-06-15 15:55
    2148

    С каждым днем в стране все глубже внедряются нормы доносительства, слежки, допросов. Подобная атмосфера в духе 1937 года вот уже неделю царит в Научном центре радиационной медицины и ожогов Министерства здравоохранения РА, мешая работе десятков врачей-комбустиологов или, говоря народным языком, ожогистов, чья узкоспециальная направленность и без того связана с постоянными стрессами и рисками.

  • ПОБЕДИТЕЛЬ ОТПРАВИТСЯ В МОСКВУ
    2018-06-13 15:17
    1330

    14 июня в Ереване откроется "Школа реальной журналистики", не понаслышке знакомая специалистам СМИ определенной части постсоветского пространства. Международный некоммерческий проект, уже реализованный и вызвавший заметный интерес в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Грузии и ряде других стран, пробудет в столице Армении три дня, в течение которых для настоящих и будущих профессионалов сферы будут организованы семинары-тренинги, круглый стол, дискуссии.

  • БРАЗИЛЬСКОЕ КИНО В ПАРКЕ ВЛЮБЛЕННЫХ
    2018-06-11 15:27
    1102

    Посольство Бразилии в Армении в течение июня каждую пятницу в ереванском Парке влюбленных проводит бесплатные показы лучших бразильских фильмов. Два полнометражных игровых и два полнометражных анимационных фильма - первый шаг к знакомству отечественной публики с достижениями современного бразильского кинематографа. Все картины - победители и номинанты известных международных кинофестивалей.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • СВЕТЛАЯ КНИГА
    2018-06-13 15:46
    954

    Мне принесли бандероль. В ней книжка - "Армянские мотивы"  (Валерий Савостьянов, Тула, Аквариус, 2015). "Армянские мотивы" - из Тулы?.. Немного удивившись такой географии, стала читать. Сначала выборочно, потом подряд:

  • ВЕК НАЗАД И СЕГОДНЯ
    2018-06-13 15:21
    2446

    Я одолел все 700 страниц увесистого фолианта "Эпопея ("Гояпайкар") Зангезура в 1917-1920 гг." на армянском языке за авторством члена-корреспондента НАН РА Арама СИМОНЯНА. Прочитал и преисполнился благодарности к историку, открывшему мне много новых фактов из того смутного времени вековой давности. Поэтому хочу поделиться кое-чем с читателями, живущими почти в такое же смутное время, когда точно не знаешь, чего ждать завтра, а машину времени армяне пока еще не придумали.

  • В Москве объявлено о создании "Объединения армян России"
    2018-06-09 19:39
    473

               Презентация новой общественной организации "Объединение армян России" (ОАР) состоялась 7 июня 2018 года в конференц-зале отеля Moscow Mariott Grand. 

  • ВОЙНУ МОЖНО ТОЛЬКО НАЧАТЬ. КАК ЖИТЬ ПОСЛЕ?..
    2018-06-06 15:26
    431

    Книга Наринэ АБГАРЯН "Дальше жить" открывается каждому по- своему. Как утверждает сама автор, эта книга о тех, кто пережил войну, и тех, кто - нет. Писательница не понаслышке знает про разруху - как внутреннюю так и внешнюю.