Последние новости

БУРЯ ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ,

или Очередная победа "Последнего жителя"

Азербайджан пережил очередное обострение антиармянской истерии. На этот раз в Венеции во время проходящего там 74-го Международного кинофестиваля. Под прицелом наших соседей оказался игровой фильм режиссера Дживана Аветисяна "Последний житель", рассказывающий о судьбе пожилого армянина на фоне событий Карабахской войны и представленный в фестивальной Венеции во внеконкурсной программе. 

АЗЕРБАЙДЖАНУ, КАК ИЗВЕСТНО, НЕ НУЖНО ОСОБЫХ ПОВОДОВ, чтобы извергнуть лавину негодования на армян: ложных "исторических причин и фактов" там настругали предостаточно. А вот режиссеру Дживану Аветисяну вовсе не приходится искать карабахские темы: выросший в Арцахе, он с детства слышал ужасные истории о произошедшем с его семьей и другими жителями. Что же так сильно вывело из себя азербайджанских пиарщиков, не пожалевших сил, времени и ресурсов чтобы устроить скандал в Венеции? Ведь, по сути, в своем фильме Дживан Аветисян раскрывает историю взаимоотношений двух давних соседей, армянина и азербайджанца, для которых мир, дружба и человеческие отношения превыше всего.

Фильм Дживана Аветисяна основан на реальных событиях, легших в основу рассказа Цовинар Хачатрян "Последний житель Гюрдживана". Рассказ написан в 1995 г. по следам армяно-азербайджанского противостояния и повествует о насильственном выселении армян из родного села Гюрдживан - родины супруга писательницы и тысяч этнических армян, а также их предков. Не случайно официальным языком Гюрдживана принято считать армянский. Сценарий режиссер и писательница отрабатывали вместе. Он, как и следовало ожидать, немного отличается от литературного прототипа, создан с учетом режиссерской задумки и общей концепции игрового кино. Однако режиссер не сильно отошел от рассказа, наделив главного героя профессией каменотеса, кстати, распространенной среди армян и сегодня, а также выбрав другой финал для своей картины. Если у Цовинар Хачатрян главному герою удается чудом спастись от азербайджанских преследований и погромов и добраться до Армении, то судьба каменотеса Абгара в фильма складывается иначе, что придает особый смысл фильму, становится мессиджем всему современному миру.

СЮЖЕТ "ПОСЛЕДНЕГО ЖИТЕЛЯ" ПОСТРОЕН НА ЗАДУШЕВНОЙ ИСТОРИИ, понятной и, что самое главное, близкой людям во всех уголках земного шара. Абгар - единственный армянин, не покинувший родное село во время погромов и живущий, словно призрак, в окружении опустошенных домов и заброшенных садов, еще не так давно цветущих и плодоносящих. Он ждет известий о пропавшей приемной дочери, литовке по национальности Юрге. Забредший к нему старый друг и сосед азербайджанец Ибрагим обещает найти Юргу. У Ибрагима - свое бремя: каждые роды его дочери Ребекки заканчиваются смертью младенца. Мать Ибрагима постоянно твердит: согласно поверьям, ребенок мусульманской женщины выживет, если роды примет христианин. Пожилой азербайджанец решает попросить соседа-армянина об этой услуге. Он сдерживает обещание и находит Юргу. У молодой женщины помутнен рассудок: на ее глазах азербайджанцы сожгли мужа, а вор и убийца по кличке "Артист" и сейчас пытается навредить ей. Абгару и Ибрагиму ничего не остается, как вместе встать на защиту своих дочерей. Фильм построен на нескольких смысловых уровнях, в нем много важных посылов, переданных художественным языком.

 Очередная победа 'Последнего жителя'Отмечу, что "Последний житель" - удачная копродукция пяти стран: Армении, Литвы, Ливана, Швеции и США. Автор музыки к фильму - Серж Танкян, в картине снимались армянские и зарубежные актеры - наши популярные артисты Александр Хачатрян, Сос Джанибекян, талантливая литовская актриса Сандра Даукшайте-Петрулене, звезда иранского кино Хомайун Эршади и другие. Сопродюсер фильма, глава литовской кинокомпании Artbox Кестутис Драздаускас, работавший с Дживаном Аветисяном также над фильмом "Теваник", был до глубины души потрясен рассказом "Последний житель Гюрдживана" и его сценарной версией. Кстати, фильм своим международным успехом обязан также преданности кинематографу и любви к Армении и Арцаху литовского продюсера.

Говорить о художественных и идейных достоинствах фильма "Последний житель", думаю, не стоит. За них говорит огромный успех картины на зарубежных фестивалях и показах. В Венецианском МКФ фильм и его создатели участвовали в качестве почетных гостей, приглашенных руководством самого города. Мэр Венеции был наслышан о картине, режиссере, продюсере и решил организовать в своем родном городе показы "Последнего жителя", состоявшиеся при поддержке организации Blue Knowledge Association во главе с Ориеттой Тревисанато Зампиери. Пресс-конференция прошла в бурных позитивных обсуждениях, а после просмотра итальянские зрители аплодировали стоя и спешили поздравить создателей картины с удачной работой.

КАК ОТМЕЧАЕТ ДЖИВАН АВЕТИСЯН, В ВЕНЕЦИИ ОН ФИЗИЧЕСКИ НЕ СТАЛКИВАЛСЯ с азербайджанцами, однако те не преминули попытаться навредить путешествующему по миру фильму. Ведь "Последний житель" был показан в Ливане, России, Нидерландах, Иране, Швеции, Китае, США и других странах и везде снискал всеобщее понимание и огромную симпатию публики. Пресс-конференция с участием Дживана Аветисяна в Стокгольме превзошла все ожидания и продлилась больше часа. Критики, журналисты, деятели кино и зрители подробно расспрашивали о работе, переходя к вопросам об Армении и Нагорном Карабахе. На показе и встрече со съемочной группой присутствовали дипломатические представители разных стран. Теперь нашумевшую картину ждут в Канаде, Австралии, Великобритании и других странах.

Более того, "Последний житель" признан победителем Скандинавского международного кинофестиваля в Финляндии в двух номинациях: "Лучший игровой фильм" и "Лучшее исполнение главной роли". Картина будет показана на закрытии этого престижного европейского кинофорума 28 октября. Успех фильма создатели объясняют тем, что он содержит важные мессиджи о мире, дружбе, потерянной родине и объединяет вокруг себя представителей разных национальностей, профессий, категорий, мировоззрений. "Последний житель" снят в ритме баллады, в нем нет экшна, да он и не нужен: это не голливудский блокбастер с кучей спецэффектов, вовсе нет. Это фильм о тонких человеческих чувствах, нравственном поведении, моральных устоях, поэтому он снят в балладном ритме. По словам режиссера, публика в США признавалась, что после просмотра и благодаря этой картине стала ценить паузы, в которых сокрыт затаенный смысл.

Фильм не рассчитан на широкую аудиторию, а нацелен на зрителя, готового размышлять над происходящим в мире, делать выводы и менять негативы действительности. "Мы сумели гибким языком кино представить историю Нагорного Карабаха. Сегодня юридическое признание Республики Арцах (НКР) в определенном смысле зависит и от информированности о Нагорном Карабахе: во многих странах о нем просто не знают. Мы постарались по крупицам выстроить в фильме идейную линию, способную вселить в сердца зрителей не только сопереживание героям, но и любовь к Арцаху, вызвать интерес к стране наших предков", - говорит Дживан Аветисян, выполняющий, по сути, дипломатическую миссию по вопросу Нагорного Карабаха в сфере мировой кинематографии и считающий личным долгом перед своим народом снимать кино об Арцахе.

Этой же цели служит и другой проект Дживана Аветисяна и его друзей - "Большое кино в маленьком селе", стартовавший этим летом в Арцахе в селе Хачмач, где жили его предки и где режиссер организовал показ всех своих фильмов ("Прерванное детство", "Теваник", "Последний житель"). Суть проекта - в демонстрации фильмов режиссеров из разных стран с их присутствием на показах. Авторы проекта намерены приглашать на свой саммер-фест кинематографистов из числа друзей и коллег, с которыми будут встречаться на различных фестивалях и кинофорумах. Это создаст почву для их знакомства с Арцахом, и, быть может, однажды они захотят снимать кино на этой мирной земле.

ЧТО КАСАЕТСЯ "ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ВЕНЕЦИИ", ТО, УЗНАВ ОБ УСПЕХЕ ФИЛЬМА о дружбе представителей двух враждующих сторон, азербайджанцы ринулись обвинять армянского режиссера в искажении фактов и "попытке представить ложь как предполагаемую правду". Они, "не отходя от кассы", выпустили новостной ролик, пытаясь убедить мир в том, что в Гюрдживане не мог остаться лишь один армянин, что, мол, в Азербайджане сегодня проживают около 35 тысяч наших соотечественников и что Нагорный Карабах исконно азербайджанская территория. Тогда как объяснить вето на посещение Азербайджана армянами и как объяснить решение Сталина передать в июле 1921 г. Нагорный Карабах Азербайджану? Этот документ известен всему цивилизованному миру. Пиарщики из соседней республики в очередной раз попытались протиснуть свою надуманную историю о Ходжалу, однако их очередная попытка фальсификации не увенчалась успехом. Впрочем, как и другие попытки напугать своим пресловутым "черным списком" литовских коллег.

"Наш путь честен, мы рассказываем правдивую историю, поданную в художественном ключе. Все факты в фильме исторически оправданны. В Арцахе помнят события, свидетелем которых был я, есть люди, пережившие невообразимые ужасы в период войны, преодолевшие личные трагедии, продолжающие жить и созидать во имя мира", - утверждает режиссер.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • 10 ДОКУМЕНТОВ ИЗ ПОЛЬСКОГО АРХИВА
      2018-11-21 17:05
      149

      В Национальном архиве Армении состоялось вручение копий ценных исторических документов, имеющих непосредственное отношение к истории армянской общины Польши. Оригиналы всех 10 образцов – рукописные документы, написанные на армянском, польском и латинском языках и хранящиеся в Центральном архиве исторических актов Варшавы. Самый старый из них относится к 1367 г. Это разрешение польского короля Казимира Великого, выданное армянскому епископу Григору, позволяющее ему официально утвердиться во Львове, исповедовать свою религию и предоставлять проживающим в Польше армянам юридические услуги.

    • ПОД ЗНАКОМ СВЯТОГО КРЕСТА
      2018-11-21 16:46
      116

      Армения полна таинственных и сакральных мест, о существовании которых не знают не только туристы, но порой и сами ее жители. Воздвигнутые в горах и недоступные врагу наши святыни нередко охраняются самой природой, скрывающей в гуще лесов храмы божьи. Среди них и святыни Тавуша - Нор Варагаванк, Срвех, Киранц, Шхмурат...

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      1065

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.

    • 15-й "КИН" ОТКРОЕТСЯ 15 НОЯБРЯ
      2018-11-12 15:33
      498

      В том, что женщин в мировом кинематографе становится все больше, сомневаться не приходится. Особенно если перелистать мировую статистику и даже заглянуть на Международный кинофестиваль женских фильмов "Кин", который в этом году пройдет в Ереване с 15 по 19 ноября. Шутка ли, 15-й юбилейный кинофестиваль получил более 500 заявок из нескольких десятков стран.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КЛЮКВА РАЗВЕСИСТАЯ - ФИРМЕННЫЙ СОРТ
      2018-11-19 13:59
      1323

      В начале ноября появилось информационное сообщение о том, что азербайджанские археологи обнаружили древний мавзолей, датируемый VIII-VI веками до н.э.

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      1299

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1660

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      1167

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.