Последние новости

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПОСЛА АРМЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

"Я помню, когда после обеда в детском саду у нас начинался "мертвый час", я потихоньку вставал с постели и шел в музыкальную комнату, где стояло пианино. Там я начинал играть..." С этих слов начался рассказ Степана Григорьевича Шакаряна о своем долгом пути в музыке. Но творческая встреча с ним началась задолго до этого. В тот вечер в Центре искусств "Нарекаци" отмечали 82-й день рождения композитора, аранжировщика и пианиста. Мероприятие было организовано по инициативе основателя центра Нарека Арутюняна.

СТЕПАНУ ШАКАРЯНУ БЫЛ ВРУЧЕН ОЧЕНЬ НЕБОЛЬШОЙ ХАЧКАР С ЛОГОТИПОМ ЦЕНТРА "НАРЕКАЦИ", а также выполненный из серебра эффектный нагрудный знак, также с узнаваемым логотипом, ему присвоили также почетный титул Посла армянской культуры. По той простой причине, что он является одним из тех, кто всю свою жизнь с честью представлял армянскую культуру во всем мире, как отметил Артунян.

Думаю, излишне говорить о вкладе Степана Григорьевича в армянскую культуру, и, в частности, музыку, да и подробно пересказывать его биографию тоже, наверное, не стоит. Напомню лишь, очень кратко. Будущий замечательный композитор родился 23 октября 1935 года в Баку. Поступив в Ереванскую консерваторию, он по совету и приглашению Арама Ильича Хачатуряна переводится в Московский институт им. Гнесиных. Будучи единственным из Армении учеником классика армянской музыки, Степан Шакарян быстро зарекомендовал себя талантливым и подающим большие надежды композитором и исполнителем. Затем, опять-таки по совету Хачатуряна, он учится в Ленинградской консерватории, закончив которую уже сформировавшийся композитор и исполнитель возвращается в Армению, где начинает активно работать, сразу же завоевав широкое признание  профессионалов и любителей серьезной музыки.

Он - автор "Концерта для симфонического оркестра", "Хореографической симфонии", балетов "Зависть" и "Агавнаванк", сюиты "Память о Комитасе", симфонической прелюдии, фортепианного концерта и многих других сочинений. Степан Григорьевич был весьма активен и в кино. Он создал, как сейчас принято говорить, саундтреки для многочисленных художественных, документальных и мультипликационных фильмов.

Существует характеристика композитора, которая широко растиражирована и которую очень любит вспоминать Шакарян. Однажды, услышав его произведения, Арам Ильич воскликнул: "Ты - человек с двумя сердцами, одно из которых принадлежит классической музыке, а другое – джазовой". И действительно, классика занимает лишь половину его творческой жизни. Вторая наполнена джазом. Богатый, гармонически и ритмически экспрессивный язык его музыки находится под сильным влиянием джаза. Шакарян по праву может считаться также и одним из отцов-основателей армянского джаза.

Создав при Дворце культуры в середине 60-х годов свой первый джаз-ансамбль "Юность", он уже никогда не расставался с джазом. На его счету больше сотни джазовых композиций, которые весьма активно представлены в репертуаре многих армянских джазовых коллективов и часто звучат в эфире. Его произведения исполняет джаз-оркестр Общественного армянского радио и Государственный джаз-оркестр Армении. Артист не равнодушен к звучанию больших оркестров. И не случайно его яркая композиция "От Бингола до Канзас-сити" в исполнении джаз-оркестра заслуженно стала стандартом армянского джаза.

НО ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К ТВОРЧЕСКОМУ ВЕЧЕРУ. НАСТОЯЩИМ ПОДАРКОМ и приятным сюрпризом для собравшихся стал короткометражный фильм, рассказывающий о жизни композитора, содержащий отрывки из концертных выступлений, кинофильмов, в которых звучит его музыка и интересное и теплое интервью маэстро. Фильм "Музыкант и патриот Степан Шакарян" снят молодым режиссером Шушан Товмасян и оператором Арменом Саргсяном, учениками профессора Ереванского государственного института театра и кино Гаяне Аракелян. После просмотра участники творческого коллектива подарили копию этого фильма Степану Григорьевичу, а Центр "Нарекаци" в свою очередь вручил им памятный знак института – сувенирный гранат с логотипом. А еще Гаяне Аракелян, которая знает артиста несколько десятков лет, рассказала о тех временах, когда Шакарян работал на Первом канале телевидения и они вместе создавали интересные программы, в которых звучали музыка и аранжировки ее друга и коллеги. По ее мнению, качественного уровня созданных ими передач тех лет до сих пор не удалось достичь и повторить ни одному сегодняшнему каналу.

Если читатель думает, что виновник торжества почивал на лаврах и лишь благосклонно принимал поздравления, то он сильно ошибается. Заслуженный деятель искусств Армении, почетный гражданин столицы,  композитор и виртуозный пианист Шакарян отвечал на вопросы собравшихся. Степан Григорьевич охотно рассказывал, вспоминал какие-то моменты из жизни, много шутил.

По его словам, он с самого раннего детства хотел играть на фортепиано. В детском саду, когда других детей в комнате не было, он подходил к фортепиано и начинал играть. Что-то пытался подбирать по слуху, иногда просто перебирал пальцами клавиши, лишь бы слышать звуки фортепиано. И часто замечал, что все нянечки, поварихи собирались вокруг него и наблюдали. И однажды, когда мама пришла за ним в конце дня, чтобы забрать его домой, они спросили, есть ли у них дома инструмент. В доме его не было, семья жила небогато, и работницы детсада в один голос стали уговаривать маму купить его для мальчика. Так в доме появился старенький, плохонький инструмент, но будущий композитор был счастлив и целыми днями играл на нем музыку, которую слышал вокруг себя.

СТЕПАН ГРИГОРЬЕВИЧ РАССКАЗАЛ О СВОЕЙ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ С АРАМОМ ХАЧАТУРЯНОМ - история, достойная кинофильма. "Нас, студентов, собрали в зале консерватории на встречу с Хачатуряном. Он рассказывал, объяснял, задавал вопросы, а потом сказал: "Ну что это мы все говорим да говорим. Может, кто-нибудь что-нибудь сыграет?" Мы заволновались, застеснялись, и тут ребята вытолкали меня вперед - защищать честь группы. Я сыграл одно из своих произведений, и Арам Ильич воскликнул: "Вот такого студента я бы хотел иметь!" Так я попал к нему в Московскую консерваторию". А почему же он потом, через два года, оказался в Ленинградской консерватории, которую с отличием и закончил?

"Хачатурян часто уезжал в поездки, творческие командировки, на гастроли, и мы оставались без его наставлений. И вот, набравшись храбрости, я ему однажды сказал: "Когда вы уезжаете, мы остаемся здесь осиротевшими". Он внимательно посмотрел на меня и сказал: "Ты прав" и дал мне направление в Ленинградскую консерваторию". 

Шакарян рассказал и о своей дружбе и творческом сотрудничестве с другим большим мастером армянской музыки, прославленным мастером Дживаном Гаспаряном. Причем, по его словам, Гаспарян еще лучше играет на шви. "На дудуке он великолепен, но, когда он подносит к губам шви, происходит какое-то чудо". 

На вопрос о новых работах маэстро поведал, что в последнее время просто так не пишет. У него и так очень много произведений — "не один чемодан, а несколько, но, к сожалению, их мало исполняют". Нет заказов, нет поводов и возможностей для регулярных выступлений, резко изменились вкусы и запросы. Но, если будет интерес, он готов работать, причем в любом жанре. И действительно. В последнее время многие из его аранжировок играют и этноколлективы, и джазовые оркестры.

Ну а потом, в заключение вечера, маэстро сел за инструмент и из-под пальцев пианиста посыпались жемчужинки нот, и по залу полились волшебные звуки. Он сыграл несколько своих произведений, свои аранжировки и переложения для фортепиано народных мелодий. А начал он с собственного попурри на темы Комитаса. Потом были классика и эстрадные произведения. Ну и завершили вечер, конечно, джазовые темы. Все одинаково понравились и были очень тепло приняты пришедшими на встречу с большим мастером и большим настоящим искусством. На протяжении всей встречи в адрес именинника звучали искренние, теплые слова и, конечно, пожелания крепкого здоровья на благо нашей культуры. Таких мастеров искусства всегда было немного.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24
      257

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44
      493

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.

    • ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ В СВОЕМ АРТИСТИЗМЕ
      2019-01-16 11:20
      677

      Несколько лет назад "ГА" писал об Андрэ Экияне, пионере французского джаза, игравшем вместе со звездами тогдашней парижской джазовой сцены. Было это в 30-е годы. Но, как выяснилось, раньше на этой же условной сцене Франции властвовал еще один музыкант с армянской фамилией - знаменитый руководитель оркестра Gregor et ses Grogoriens Крикор КЕЛЕКЯН.

    • РОМАНТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР С ШОПЕНОМ
      2019-01-15 11:24
      813

      О необходимости продвижения собственной культуры говорится всегда и везде. Просто кто-то вплотную занимается этим, а кто-то продолжает подражать другим. Великолепный образец пропаганды собственного культурного наследия в популярной форме был представлен 11 декабря в Большом концертного зале им. А.Хачатуряна польским трио Анджея ЯГОДЗИНЬСКОГО.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОБЕДА НА ГЛАВНЫХ ПАРАМЕТРАХ ЖИЗНИ
      2018-12-24 15:19
      4580

      Эта прекрасная новость прозвучала как фанфары! Молодые композиторы - Арегназ Мартиросян и Барди Минасян завоевали первую и вторую премию на Международном музыкальном фестивале "Саят-Нова", уже более десяти лет учрежденном во Франции.

    • 40 ЛЕТ В СОЮЗЕ С МУЗОЙ
      2018-12-21 16:25
      5040

      Творчески активная осень композитора Нарине Зарифян, связанная с 40-летием ее деятельности, увенчалась авторским концертом, прошедшим на днях в Большом концертном зале им. "Арама Хачатуряна".

    • В ОЖИДАНИИ ГОДО,
      2018-12-12 15:37
      2828

      или "Закон о театре примут, когда все театры развалятся" Не хотелось опускаться до банальностей типа "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но, видимо, без трюизма этого не обойтись. Законопроект о театре, за который в последний месяц взялось Министерство культуры, стал темой обсуждения президиума Союза театральных деятелей, в который входят все художественные руководители и директора отечественных театров. Проходило обсуждение бурно, тем более что этому способствовал возникший вокруг армянского театра бэкграунд.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      5011

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.