Последние новости

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ КОМЕДИОГРАФ

К 90-летию со дня рождения Эльдара РЯЗАНОВА

18 ноября талантливому комедиографу Эльдару Рязанову исполнилось бы 90 лет. Режиссер ушел из жизни два года назад – 29 ноября. Рязанова любили все, а его многочисленные фильмы с одинаковым интересом и удовольствием до сих пор смотрят люди разных поколений.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ РЯЗАНОВ ТЯЖЕЛО БОЛЕЛ И ПРЕКРАСНО ПОНИМАЛ, что ожидает его в таком состоянии. "Все, мне пора. Я больше не буду снимать фильмы. Я стар и болен. И это – самое гадкое, что происходит с человеком, если его душа все еще молода. Ну ее, такую жизнь!" - говорил он. В своей книге "Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги" режисер написал: "Это только в песнях поют: "Еще не вечер!" Уверяю вас, вечер. И довольно поздний. Пришло время закругляться, пора прекратить свою активную деятельность в кино. Я пока еще редко чувствую себя стариком. Но все-таки хватит хорохориться, пора и честь знать..."

Рязанов оставил в наследие будущим поколениям почти сорок замечательных художественных фильмов, более двухсот авторских телепрограмм, среди которых наиболее популярными были: "Восемь девок, один я", "Разговоры на свежем воздухе", "Поговорим о странностях любви" (цикл передач о выдающихся людях), "Парижские тайны Эльдара Рязанова", "Белоснежка и семь гномов"... Он был президентом Российской академии кинематографических искусств "Ника", писал философские стихотворения.

Однако не многие знают, что, прежде чем стать знаменитостью, Эльдар Александрович прошел долгий и тернистый путь и, между прочим, вовсе не собирался стать кинорежиссером. В одном из интервью он честно признался, что с детства любил художественную литературу и запоем читал Жюля Верна, Майна Рида, Дюма и других писателей. А уже в восьмом классе не сомневался, что самая лучшая профессия на земле – писатель. Но чтобы освоить ее, надо знать жизнь, думал будущий режиссер, и потому решил выбрать себе такую промежуточную профессию, которая дала бы возможность познать ее. Ярким примером для юного романтика стал герой Джека Лондона – Мартин Иден, объездивший полмира, повидавший и перенесший многое и ставший затем писателем.

- Вопрос для меня был ясен и прост, - пишет в автобиографии Рязанов, - надо поскорее кончать школу, поступать в мореходное училище и, подобно Мартину Идену, бороздить океан, насыщаться жизненными впечатлениями.

 Вокзал для двоихУ РЯЗАНОВА, ПО ЕГО ЖЕ СЛОВАМ, НИКОГДА НЕ БЫЛО БЛАТА. И везде он пробивался самостоятельно, в том числе и тогда, когда ему "осточертела опостылевшая учеба в школе" и он решил сдать одиннадцать экзаменов за десятый класс экстерном. Получив аттестат об окончании школы, он решил пойти в мореходку. Послал в Одессу письмо-заявление с просьбой допустить к приемным испытаниям. Но шел военный 1944 год и почта работала плохо. Из Одессы не было никаких сведений. Чтобы не пропал учебный год, Рязанов стал подумывать, а не стоит ли ему поучиться в каком-нибудь институте.

- Однажды, - вспоминает он в своей книге "Неподведенные итоги", - я встретил товарища и спросил его: "Куда ты поступаешь?" Он сказал: "Во ВГИК". "А что это такое?" - поинтересовался я. "Институт кинематографии". Я был несколько обескуражен, потому что никогда в жизни не слышал о существовании подобного института. В этот же день мы пошли во ВГИК.

Из всех факультетов Рязанов выбрал режиссерский лишь потому, что здесь, как ему показалось, ничего конкретного уметь не нужно. Ни фотографировать, ни рисовать, ни играть. После подачи документов выяснилось, что конкурс на факультете огромный. И несмотря на то что Рязанов не питал в то время никаких теплых чувств к кино, он не унывал. Завершились экзамены, и 16-летний Рязанов стал студентом. Его окружали люди, мечтающие о кинорежиссуре. Рядом с ними, как признается Рязанов, он был полнейшим профаном. Про кино он ровным счетом ничего не знал. Но учеба во ВГИКе перевернула всю его жизнь, и он совершенно забыл о том, что когда-то мечтал стать моряком. Его педагогами были Григорий Козинцев, Сергей Эйзенштейн и другие мастера кино.

 ГаражВ те годы художественных фильмов выпускалось очень много и потому Рязанов решил стать документалистом, у него появились новые педагоги, известные мастера научно-популярного и документального кино Александр Згуриди и Арша Ованесова. Уход на хронику оказался для Рязанова очень полезным. Он получил то, о чем мечтал: появилась возможность познать жизнь во всех ее проявлениях. Но вскоре, совершенно неожиданно, Рязанов попадает на "Мосфильм". Дальнейшая творческая судьба Эльдара Рязанова известна многим его почитателям.

Ни один режиссер, тем более в комедии, не открыл столько звезд: Людмила Гурченко, Лариса Голубкина, Лариса Гузеева, Лия Ахеджакова, которые всю жизнь несут шлейф своих первых киноролей и искренне называют Рязанова своим папой в кино. А никому не известная тогда Алла Пугачева еще до "Арлекино" спела у Рязанова "Мне нравится, что вы больны не мною". Нерекомендованные для широких масс Пастернак и Цветаева после его картин преспокойно пошли в народ. Никто не проделывал столько экспериментов над женщинами, как Рязанов. Он переодевал их в мужчин, заставлял сниматься без макияжа, обзывал "старыми клячами", но они становились только прекраснее.

В РАБОТУ НАД СВОИМИ ФИЛЬМАМИ РЯЗАНОВ УХОДИЛ С ГОЛОВОЙ и каждой картине отдавал все свои силы и знания по максимуму. Но на его пути было много преград. Критики и художественная комиссия часто буквально громили режиссера. Например, несмотря на то что "Карнавальная ночь" зрителям понравилась сразу, критики все равно остались недовольны: в образе завклубом Огурцова они увидели спекуляцию на теме борьбы с бюрократизмом. Или после фильма "Берегись автомобиля" режиссера обвиняли в героизации вора, а "Служебный роман" восприняли как карикатуру на коллектив советских служащих. "Старики-разбойники – как попытку оклеветать органы правопорядка. "Ирония судьбы..." получила характеристику: открытая пропаганда алкоголизма...

 Гусарская балладаНо, несмотря ни на что, фильмы Рязанова идут много лет и спрос на них есть. С уверенностью можно сказать, что кино Рязанова – это целый пласт культуры, понятный многим миллионам людей.

Как-то режиссер сказал: "Я считаю, что главное в жизни - ни при каких обстоятельствах не терять чувства собственного достоинства и всегда быть самим собой". Именно таким и являлся Эльдар Александрович. Хотя он – по-настоящему Великий режиссер – без Голливуда, без "Оскара", без умопомрачительных гонораров. Никакому американскому фильму такое долголетие, как кинолентам Рязанова, даже и не снилось.

Несколько лет назад в издательстве "Вагриус" вышли две книги Рязанова - "Необъятный Рязанов" и "Эльдар–ТВ, или Моя портретная галерея". А еще появился альбом компактных дисков "Я дарю вам эту песню", на которых записана коллекция песен из десяти самых лучших его фильмов.

В связи с юбилеем Эльдара Рязанова в Москве пройдут разные мероприятия. Специально для молодого поколения, которое еще не знакомо с творчеством режиссера, будет организована ретроспектива его фильмов, вход на которые будет бесплатным. Хорошее начинание!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГОСТИ "ЕРЕВАНСКИХ ПЕРСПЕКТИВ" - ЭСТОНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ
      2018-06-15 14:23
      1193

      19-й сезон международного музыкального фестиваля "Ереванские перспективы" открыл Эстонский национальный симфонический оркестр и один из лучших дирижеров современности 81-летний Неэми Ярви - почетный доктор Эстонской академии музыки и театра, университетов в Детройте, Абердине (Шотландия), Гетеборге, лауреат Государственной премии СССР.

    • ПОШЛЯТИНА НА РАЗДАЧЕ
      2018-06-08 15:21
      2978

      Вот уже больше месяца на телеканале "Армения" в эфир по субботам выходит новая, так называемая развлекательная передача "Вечерний Азоян", которую в воскресенье пускают по второму кругу. Захотелось на досуге посмотреть ее, тем более что новое всегда манит и интригует своей неизвестностью. Но, боже, какое меня постигло разочарование с первого же выпуска! Мало того, что в ней не было ни малейшего намека на оригинальность, творческий подход, креативность ведущих, а их в программе двое: Ованес Азоян и Мгер Хачатрян. Программа была совершенно поверхностной и оказалась уж очень низкокачественной, если не сказать – по-настоящему пошлой.

    • XIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ
      2018-06-04 17:33
      1603

      В этом году музыкальное сообщество отмечает 115-летие Арама Ильича Хачатуряна. А в день его рождения – 6 июня в Ереване даст старт ежегодный, уже ХIV международный конкурс его имени. В этот раз он пройдет по специальности "виолончель" и соберет из разных стран молодых исполнителей от 16 до 32 лет.

    • НЕДЕЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО
      2018-05-23 15:15
      1595

      Уже во второй раз в Армении проходит Неделя российского кино, и, кажется, что это интересное мероприятие обретает черты хорошей традиции.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЮБИЛЕЙ "КОРОЛЯ" ИНСТРУМЕНТОВ
      2018-06-20 15:26
      301

      В этом году знаменитый бренд Steinway & Sons отмечает юбилей - 165 лет со дня основания компании.

    • Состоялось заседание рабочей группы по координации мероприятий к 100-летию армянского парламента
      2018-06-15 15:17
      107

      Сегодня, 15 июня, состоялось первое заседание рабочей группы по координации мероприятий к 100-летию со дня основания армянского парламента – под председательством вице-спикера Национального Собрания Армении Эдуарда Шармазанова. Об этом сообщает пресс-служба НС РА, передает Panorama.am.

    • ЦЕЛЬ - ВОЗРОДИТЬ "АРМЕНФИЛЬМ"
      2018-06-13 15:49
      1115

      "Мы сможем превратить "Арменфильм" в культурный центр, о котором будет говорить весь мир", - заявил армянский режиссер,  руководитель гражданской инициативы "Возрождение "Арменфильма" Айк БАБАЯН.

    • Легенде семидесятых – 70 лет
      2018-06-13 12:51
      881

      Юбилей отмечает футболист "Арарата-73" Сергей Погосян Ереванский "Арарат" в 1973 году сотворил настоящее чудо, став чемпионом страны и обладателем кубка СССР. Это был настоящий триумф армянского футбола, сплотивший наш народ. Среди творцов той победы был и великолепный нападающий Сергей Погосян, которому 13 июня исполнилось 70 лет.