Последние новости

ЗОРАЦ КАРЕР - ПОСЕЛЕНИЕ С НЕКРОПОЛЕМ

Найденные экспедицией Ашота Пилипосяна артефакты еще раз подтверждают, что Зорац Карер был огромным поселением с некрополем и ни о какой обсерватории не может быть и речи. Тиражировать чушь Геруни не только не имеет смысла, но недопустимо с образовательной точки зрения

Группа армянских археологов под руководством ученого секретаря ГНО "Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников" доктора исторических наук, профессора Ашота ПИЛИПОСЯНА в конце октября текущего года обнаружила уникальную опорную стену в древнем мегалитическом комплексе Зорац Карер.

НАЙДЕННЫЕ НА ЭТОМ МЕСТЕ АРТЕФАКТЫ ОТНОСЯТСЯ К VI-V ВВ. ДО Н.Э. Это уже вторая находка этого сезона, подтверждающая, что Зорац Карер в течение длительного времени являлся поселением с некрополем.

"В августе мы раскопали одно из тридцати погребений, - сказал А.Пилипосян. - Вначале казалось, что мы вряд ли обнаружим интересный материал, однако, раскапывая центральную часть усыпальницы, обнаружили много уникального. Самый старый артефакт - фрагмент разукрашенной керамики бронзового века, который датируется XVIII-XVII веками до нашей эры. Кромлех диаметром 18 метров в западной части имеет подземный путь, ведущий в некрополь, около семи метров длиной и трех - шириной. 2,5 метра было очищено и раскопано. Здесь обнаружены захоронения четырех исторических периодов: эпохи средней бронзы, поздней бронзы, железа и античности".

Однотипные камни имеются с двух сторон гробницы, однако впервые они обнаружены в кладке стены. Камни доставляли из каменоломни, которая находится в километре отсюда, их укладывали на бревна, через отверстия проводили веревку и тащили. По словам археолога, эта техника доставки камней использовалась очень долгое время и в округе есть хачкары, в основании которых имеются такие же отверстия. Стена из камней, по мнению ученого, была построена позже, позднее VII-VI вв. до нашей эры, и имела, по всей вероятности, защитное значение.

Среди находок также несколько железных наконечников, железный нож, более десяти бронзовых браслетов, многие из которых выполнены в форме змеиной головы, около десяти колец и серег, а также очень интересные бусы. К сожалению, гробница была разграблена. Но даже сохранившиеся артефакты содержат интересную информацию.

"МОЖНО С УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ, ЧТО ЭТО ГРОБНИЦА ЗНАТНОГО ЧЕЛОВЕКА с высоким социальным статусом, - рассказывает А.Пилипосян. - Кроме того, артефакты позволяют предположить, что в эпоху раннего железа Сюник имел довольно тесные связи с северо-западной частью Ирана. Об этом свидетельствуют изделия из особых морских раковин, существующих только в Индийском океане, то есть в Персидском заливе. Можно также предположить, что в XII-XIII веках нашей эры во время нашествия турок-сельджуков или монголо-татар подобные гробницы, видимо, служили тайными убежищами для жителей окрестных поселений".

Обнаруженная стена построена из грубоколотых камней и находится в восточной части комплекса. Высота стены полтора метра, длина - 10. Контрафорсы имели стратегическое значение, а огромные каменные глыбы с отверстиями в стене, по словам Пилипосяна, также имели оборонительное значение. "По предварительным выводам, c VII века до н.э. часть некрополя была превращена в поселение, и стена с восточной стороны защищала жителей от врагов, - cказал А. Пилипосян. - Найденные керамические черепки также относятся к данному периоду".

Напомним, что комплекс Зорац Карер обрел мировую известность после того, как астрофизик Парис Геруни назвал его обсерваторией и по звездам определил его возраст, заявив, что армяне изучали здесь звездное небо еще 7000 лет назад.

Археологи с такой трактовкой категорически не согласны, как и не согласны с названием памятника. "Караунджем называется село рядом с Горисом, но это довольно далеко отсюда, - сказал А.Пилипосян. - Официально этот памятник имеет название Зорац Карер, и это древнее захоронение, правда, младше "обсерватории Париса Геруни". И поэтому вызывает удивление, что в школьных учебниках Зорац Карер называют Караунджем и повторяют ошибку. Хочу еще раз сказать, что утверждения Геруни об уникальности как "обсерватории Караундж" (представляемой уже армянским Стоунхенджем ), так и "радиооптического телескопа" не имеют ничего общего с истинной наукой. Нет  оснований утверждать, что камни памятника воздвигнуты с астрономическо-календарными целями, а проведенные археологические раскопки убедительно отвергли возраст, отверстия же имеются и в других камнях, найденных как там, так и в иных местах. "Телескопом Геруни" никогда не были получены результаты, которые могли быть опубликованы в научных журналах. Этот факт нисколько не умаляет значения данного памятника ни в масштабе Армении, ни в мировом масштабе. Раскопки здесь будут продолжены, чтобы уточнить раз и навсегда назначение данного памятника, обросшего всевозможными легендами".

"НАЙДЕННЫЕ ЭКСПЕДИЦИЕЙ АШОТА ПИЛИПОСЯНА АРТЕФАКТЫ ЕЩЕ РАЗ подтверждают, что Зорац Карер был огромным поселением с некрополем и ни о какой обсерватории не может быть и речи, - сказал доктор исторических наук, чл.-корр. НАН РА Павел АВЕТИСЯН. - Тиражировать чушь Геруни не только не имеет смысла, но недопустимо с образовательной точки зрения. Подрастающее поколение должно знать истину, а не псевдонаучные идеи и утверждения. Что касается реакции Азербайджана на наше открытое письмо, то здесь многое связано с проблемой формирования идентичности. Для каждого общества важны как перемены идентичности, так и изучение процесса ее формирования и управления. Во всем этом ключевую роль играет школьное образование. Здесь мелочей нет, и если есть причины для беспокойства, то об этом надо говорить прямым текстом. Исходя из этого мы обратились к принимающим решения органам, считая недопустимым на основании беспочвенных языковых упражнений и астрофизических "расчетов" называть памятник в школьных учебниках и энциклопедиях обсерваторией. Вдвойне недопустимо, когда находящиеся вне науки точки зрения и результаты интернет-споров перемещаются в систему образования. Cистема ценностей граждан Армении зиждется на подлинных общечеловеческих и национальных ценностях. И если мы встречаем в этом поле, так сказать, "сорняки", то их следует выпалывать. Cегодня ложные ценности формируют в регионе соответствующую идентичность со всеми вытекающими из этого губительными последствиями".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НЕОБХОДИМА ЧЕТКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
      2018-06-22 15:56
      644

      Недавно проект закона о музеях и музейных фондах вошел в НС РА для утверждения. Но по мнению специалистов, принятие документа в существующем  виде недопустимо. Cтруктура представленного  закона не выдерживает критики.

    • ПУТЬ ДОМОЙ СУСАННЫ БАГДАСАРЯН
      2018-06-20 15:31
      804

      "Там, в благополучной Франции, я тосковала не только по родным и близким. Я тосковала по той Сусанне, которую оставила здесь. Поверьте, это не просто слова. Это ежедневно выстраданные эмоции".

    • НЕУЖЕЛИ И ПАЛАТА НИЧТО НЕ ИЗМЕНИТ?
      2018-06-20 12:34
      1050

      Специалисты утверждают, что Палата архитекторов, в которую превратился Союз архитекторов Армении, уже вряд ли сможет что-либо изменить. Градостроительные процессы, в частности, в центре Еревана приобрели уже необратимый характер.

    • АБРИКОС - ЯД ДЛЯ РАКОВОЙ КЛЕТКИ
      2018-06-20 12:32
      1368

      Съев абрикос, ни в коем случае не выбрасывайте косточку. В ней содержится большое количество витамина B17, который разрушает раковые клетки.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КУЛЬТУРА, КОТОРАЯ ЖДЕТ
      2018-06-22 15:59
      523

      Бомжевать или не бомжевать? - вот в чем вопрос… "Только ради того, чтобы "деятели искусств" оказались в статусе бомжа, революцию Никола стоит приветствовать!" - статья с такой магистральной мыслью, вышедшая дней десять назад, вызвала бурные пролонгированные эмоции в артистической среде. А когда волна возмущения схлынула, выяснилось, что автор статьи, совершенно не ставя перед собой подобной задачи, поднял, возможно, самую серьезную на сегодняшний день арт-проблему, - проблему будущих механизмов финансирования искусства.

    • НЕОБХОДИМА ЧЕТКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
      2018-06-22 15:56
      644

      Недавно проект закона о музеях и музейных фондах вошел в НС РА для утверждения. Но по мнению специалистов, принятие документа в существующем  виде недопустимо. Cтруктура представленного  закона не выдерживает критики.

    • ХРАНИТЕЛИ МАЯКА КУЛЬТУРЫ: КТО ОНИ?
      2018-06-22 15:49
      527

      По горячим следам революции Эдо Барнаульский громко заявил о себе песней "Никол Пашинян". "Никол - народа герой, Армения - маяк, вернемся на Родину, наша страна нас ждет" - говорится в ее припеве. Полный текст песни на транслите можно прочитать в комментариях ЮТУБа. Конечно, можно сказать, что подобное творчество в приличных кругах не обсуждается. Ну да… Только два видео Барнаульского с разными версиями одной и той же песни вместе уже собрали около 9 миллионов просмотров.

    • ДИРИЖЕРСКАЯ ЭПОПЕЯ ХХ ВЕКА
      2018-06-22 15:47
      348

      Не стало Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО Он задавал тон российской и вообще всей советской музыкальной культуре. Тон высочайшего профессионализма, укорененного воспитанием, образованием и широкой образованностью. При его имени музыканты подтягивались и напрягались, сосредотачивались и артистически расслаблялись, обнаруживая в себе запас прочности и таланта. Оркестры под его дирижерской палочкой пели голосами природы, красоты, голосами протеста.