Последние новости

ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА

Народный артист СССР Ованес Чекиджян удостоен высшего звания "Национальный герой Армении". Это высокое отличие - одновременно и оценка того искусства, которое представляет руководимая им Академическая капелла, составляющая существо, гордость и силу выдающегося музыканта.

ЭТО ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА. Имя Чекиджяна принадлежит к числу самых крупных и прославленных имен национального искусства. Он - уникальная личность не только в смысле неповторимости своей артистической индивидуальности, но и по значительной роли, какую он сыграл и играет в развитии нашей художественной культуры. На протяжении более полувека, точнее - 57 лет он находится на гребне музыкальной жизни страны, выражая ее главные тенденции. 57 лет труда (не считая его дирижерскую деятельность в Стамбуле до приезда в Ереван) - это огромный жизненный срок, долгий и нелегкий труд, неутомимый поиск, успехи, борьба, печали, радости, открытия художника. У меня нет стремления восстановить этот путь целиком. О творчестве маэстро всегда писали много и неравнодушно: статьи и книги составили бы целую библиотеку, а один только перечень их - брошюру.

         Творческий подвиг маэстро давно стал вершиной и мерилом искусства. Он - целая эпоха в современном исполнительском искусстве. С его именем связаны наивысшие достижения Армянской академической капеллы. Удивительный талант хормейстера и самозабвенное служение любимому делу определили творческую судьбу хора на долгие годы. В Ованесе Чекиджяне слились и лучшие традиции армянской хоровой культуры прошлого, и достижения современного хорового искусства. Он раздвинул горизонты хорового творчества, соединив в гениальной простоте живую правду жизни с поэтической возвышенностью, что приводит к эмоциональному воздействию неизъяснимой силы. Можно сказать, что маэстро Чекиджян не преступает законы хорового искусства, он возвышается над ними и вмещает жизнь в ясные формы, внося вдохновение в стиль, вселяя дух в материю, сливая воедино жизнь и вдохновение.

        Конечно, он обладает феноменальным дирижерским мастерством, безотказным чутьем и техникой, выдерживая практически любое "испытание на прочность". Сложнейшие произведения национального и мирового репертуара руководимая им капелла исполняет с обворожительной легкостью и свободой. Афиши выступлений его коллектива, о калейдоскопическом многообразии которых говорили еще в середине 60-х годов, вбирают в себя едва ли не все духовное мировое искусство.

        Для Чекиджяна нет возраста, будто бы и нет течения дня, он всегда молод, полон энергии, обаяния, эдакого, говоря гоголевским языком, "черт побери", которое горит в крови, будоражит и манит сердце.

         В коллективе маэстро пользуется всеобщей любовью и уважением, к нему идут за советом, обращаются с трудностями и всегда встречают самое заинтересованное отношение. Маэстро вникает в любую подробность, и каждый из его огромного хора для него прежде всего - человек со своим лицом, характером. Интересы артистов для него крайне близки. И эта заинтересованность руководителя в жизни всех и каждого создает особую теплую атмосферу.

         Народный артист СССР Ованес Чекиджян удостоен высшего звания 'Национальный герой Армении' ЧЕКИДЖЯН НЕ ИЗМЕНИЛ НИ ОДНОЙ СВОЕЙ ПРИВЫЧКЕ, засиживается с интересным собеседником, мчится за сотни верст на гастроли, неважно - это в республике или за рубежом. Работает так, как может, наверное, он один. Он делает это не из бравады, не из желания доказать что-либо себе или другим, не из пренебрежения к жизни, которую яростно любит, а потому, что такой вот, какой он есть, его устраивает, никогда не подведет и, стало быть, незачем что-либо менять в себе. Он не дает уложить себя на лопатки. И по-прежнему мощно заряжен на труд, творчество, жизнь.

        Конечно же, он, как всякий живой человек, подвержен и слабостям, и болезням. Но он не меняет образ жизни, не сводит к минимуму свои трудовые усилия, не ведет "ватное" существование. Едва поправившись, он вновь выходит на работу, кидается в нее, как в омут.

        Понятно, что с годами приходит желание уйти в себя. Но не всегда это нужно. Особенно когда свое столь богато. Нужно молодое сердце, чтобы работать так много и так талантливо.

         Нет ничего удивительного в том, что, общаясь с Чекиджяном, даже наиболее самостоятельные люди попадают под влияние его яркой индивидуальности. Что может быть естественнее доверия артистов к главному, своему руководителю? А если еще он талантлив, если он несет в себе заряд огня, способный постоянно создавать вокруг себя атмосферу творчества - этот самый большой праздник души! И праздник этот часто возникает. И это дело его рук и результат его одаренности, его способности увлекаться самому и увлекать других - тех, кто вверил ему свою судьбу и самозабвенно учился служить общему делу.

       Всюду, в любой части планеты, где бы он ни был со своей капеллой - в США или Прибалтике, во Франции или в Аргентине, Ливане или Иркутске, Санкт-Петербурге или в Москве, - чувствует себя полпредом армянского народа, его армии.

        К явлению по имени Ованес Чекиджян невозможно привыкнуть. Сколько раз мы слушали концерты руководимой им капеллы, в частности, Девятую симфонию Бетховена под управлением маэстро - и всякий раз поражаешься блистательному мастерству, силе вдохновения его исполнителей. Всякий раз впечатление ошеломляющее. В финале симфонии зал потрясает живое дыхание голосов, пронзающих сердце. Углубленность и захватывающее величие, гипнотизирующее и поглощающее слушателей, трагический пафос перекликаются с проникновенными лирическими мелодиями, пленяющими своей первозданностью. Все взрывы и спады, все мощнейшие кульминации и трепетно-приглушенный еле уловимый шелест - это не пение хора, не демонстрация его поразительной техники, а автопортрет коллектива.     

        СЕГОДНЯ, КАК И МНОГО ЛЕТ НАЗАД, ЯСНО, что господство дирижера над залом по-прежнему несокрушимо. И ныне энтузиазм дирижера, его магнетизм почти прямо передаются исполнителям, а те, в свою очередь зажигаясь сами, воспламеняют зал своим вдохновением и вызывают реакцию публики. Достаточно только взглянуть на артистов хора - они словно участвуют в рождении музыки. Слушая такое исполнение, начинаешь угадывать нечто, что нельзя выразить словами. Возможно, это одно из лучших состояний, что дано пережить человеку.

        Испытание славой маэстро выдерживает превосходно: кумир нескольких поколений слушателей, он не стал заложником регалий, гипертрофированного честолюбия от мирового успеха. Нет! Он один из немногих хоровых дирижеров, кто на протяжении стольких лет поражает извечным стремлением к совершенству, не останавливаясь на достигнутом, продолжая неустанный путь к вершине.

        Неслыханный успех у публики обусловлен его доверием к лучшим сторонам человеческой натуры. Все, что исполняет его капелла, овеяно чекиджяновским духом, его непостижимой способностью проникать в мир автора и его тайну. На примере Чекиджяна убеждаешься в том, что один человек в искусстве может сделать все, если его стремление становится стремлением каждого, если его воля приводит к действию все явные и тайные художественные возможности. Если свое понимание искусства он способен внушить всем остальным.

        Маэстро справедливо считает, что каждый человек должен заниматься своим делом: политик - политикой, художник - искусством. А искусство, как известно, требует всего человека. И такой же отдачи он требует от своего коллектива. Именно поэтому пение его капеллы создает впечатление звучания органа - такой стройности и богатства достигает ее звуковая палитра. В наши дни, насыщенные звучанием всевозможных механических источников, это живое созвучие человеческих голосов можно уподобить животворному роднику или уголку природы, сбереженных заботливыми руками человека.

        Впрочем, надо ли доказывать, как глубоко влияние Ованеса Чекиджяна на нашу культуру, что значит он для нас - властитель звуков и демон в одном лице, борец и титан. В его выразительном лице, кажется, проступают извивы многовековой истории судьбы народа, вобравшего в себя кровь, токи, гены тех, кого уже нет, и тех, кто остался на нашей земле.

        И что удивительно: даже в самые мрачные 90-е годы, когда наше искусство насильно было подогнано под законы рыночного спроса и многие деятели культуры вынуждены были покинуть страну, он не отступил, не сбавил ритма работы. Мысль о приоритете искусства брала верх. Об этом свидетельствовали блистательные гастроли маэстро и его коллектива в последние десятилетия во Франции, Германии, Турции, Греции, России.

        ...В ИЮЛЕ 2001 ГОДА МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ПРИСУТСТВОВАТЬ на концерте капеллы в Афинах, на открытой площадке знаменитого "Иродиума" у подножия Акрополя. В этой поездке маэстро Чекиджян не был активным действующим лицом. Дирижировал концертом (звучал "Реквием" Верди) знаменитый маэстро Джансуг Кахидзе. Незримое присутствие Чекиджяна в зале, на репетициях, давало о себе знать. По его лицу можно было безошибочно определить, что происходит на сцене. Он эмоционально точно успевал проследить все ощущения исполнителей, с точностью сейсмографа улавливал малейшую фальшь. И тогда его лицо искажалось легкой гримасой. Артисты тут же откликались: незримая дирижерская палочка, по взмаху которой начинала звучать мелодия жизни, управляла ими.

        Когда же оба маэстро - Чекиджян и Кахидзе, пожав друг другу руки, подошли к авансцене, крики "браво" и гром аплодисментов взорвали афинское небо. Но они, казалось, не замечали этого триумфа, оставаясь серьезными и сосредоточенными. Я же испытала невероятную гордость за нашу капеллу. Немногие коллективы обладают этим свойством - всегда быть живым образом страны, народа и при этом каждой нацией восприниматься по-своему.

        Вот и сегодня Национальный герой Армении, народный артист СССР, кавалер многих орденов идет к дирижерскому возвышению - строгий, статный, словно идет на подвиг. И будьте уверены: неслыханный успех у публики будет обеспечен. Дай бог, чтобы это длилось дольше...

         P.S. Коллектив "ГА" поздравляет маэстро с высокой правительственной наградой и желает здоровья и дальнейших успехов во славу Отчизны.

 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЕННАДИЙ ДАДАМЯН
      2018-02-16 15:09
      2635

      (К 80-летию со дня рождения)         Масштаб творческой деятельности Геннадия Дадамяна был необычайно широк и разнообразен. Кандидат экономических наук, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии "Ника", создатель и директор Высшей школы деятелей сценического искусства при ГИТИСе МК РФ, член коллегии департамента культуры г. Москвы, вице-президент международной организации поддержки профессиональных танцовщиков, профессор ГИТИСа. Дадамян вел курс лекций по истории театрального дела, социологии искусства культурологических проблем театрального процесса... Он - автор пяти монографий и более 130 научных статей.

    • ПОЭТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ОВАНЕСА ЗАРДАРЯНА
      2018-02-14 16:05
      3004

      Наше национальное достояние   Он много писал. Всегда много работал. Незачем напоминать его работы - они на памяти у всех, кто любит живопись. "Маки", "Арагац", "Яркий вечер", "В октябре", "Арарат весной"... Эти работы давно стали классикой, а их автор Ованес Зардарян принадлежит сонму представителей классической армянской школы изобразительного искусства Армении, на вершине которой ярко светится имя Мартироса Сарьяна, его "золотого" времени.

    • ВЕЧЕР ПАМЯТИ АРТИСТА (ВИДЕО)
      2018-02-07 16:12
      6734

      В Мариинском театре состоялся концерт, посвященный дню рождения Гегама ГРИГОРЯНА     Луч выхватывал портрет из полутьмы сцены. Этот лоб, эту выразительную, чуть ироничную складку губ, эти добрые и мудрые глаза. Он словно смотрел в зал из-под тяжелых, словно вырубленных из камня век своим по-детски доверчивым взглядом черных, как вечность, глаз.

    • ПИКИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
      2017-12-25 15:30
      15782

      Подошедший к своему завершению год был богат художественными событиями - премьерами, гастролями именитых артистов, фестивалями. Одним из самых ярких событий оперного года стал Первый международный оперный фестиваль. Идея этого фестиваля вызвана к жизни острой необходимостью - вывести оперный театр из затянувшегося кризиса. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОСВЯЩЕНИЕ МУЗЫКЕ
      2018-02-16 15:25
      1110

      Чествование 85-летия великого Пендерецкого началось с концертов в Ереване В эти дни в Ереване вместе со своей супругой находится польский дирижер и композитор Кшиштоф Пендерецкий. Музыкальная общественность Армении знакома с богатейшим разножанровым творчеством композитора с армянскими корнями прежде всего благодаря международному музыкальному фестивалю "Ереванские перспективы", в рамках которого не раз проходили его авторские вечера.

    • СЛОВО ПРОЩАНИЯ
      2018-02-14 15:56
      1000

      27 января на 81-м году жизни скончался дирижер Тбилисского академического драматического театра им. Шота Руставели, заслуженный деятель искусств Грузии Левон Оганезов. На смерть музыканта армянская газета "Врастан" ("Грузия") откликнулась некрологом и небольшой заметкой редактора газеты Вана Байбуртяна, представившего читателям Слово прощания Гии Канчели.

    • Айк Калантарян посмертно награжден медалью "За боевые заслуги"
      2018-02-08 12:51
      388

      Военнослужащий N-ской воинской части Армии обороны Айк Калантарян за мужество, проявленное при защите государственной границы Республики Арцах посмертно награжден медалью "За боевые заслуги".

    • ГОРИС-2018
      2018-02-07 16:37
      4824

      Дыхание тысячелетий Город Горис Сюникской области, как известно, провозглашен культурной столицей Содружества независимых государств (СНГ) в 2018 г. Такое решение было принято 7 апреля 2017 г. на заседании Совета министров иностранных дел СНГ в Ташкенте после конкурса, в котором участвовали многие города.