Последние новости

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, КЛУБ "КОТТОН"!

Легендарный джазовый клуб "Коттон" в первые годы своего существования был настоящим раем для гангстеров и бутлегеров всех мастей. Само здание было построено на углу 142-й улицы и Ленокс-авеню в Нью-Йорке приблизительно в 1918 году, специально для "Дуглас-казино". 

НО ВСКОРЕ ЗАВЕДЕНИЕ ПРОГОРЕЛО, И УЖЕ ДЖАЗ-КЛУБ В 1920 ГОДУ в этом же помещении открыл чемпион в тяжелом весе по боксу чернокожий американец Джек Джонсон. И это при том, что политика этого клуба была типичной для Америки того времени: вход только для белых. Все музыканты были черными, но входить им разрешалось только через заднюю дверь, даже известным музыкантам, какими в то время уже были Дюк Эллингтон, Кэб Кэллоуэй, Луи Армстронг, Этель Уотерс, выступавшим на сцене этого клуба. И лишь гораздо позже в результате настойчивых просьб Эллингтона строгие "расовые" правила для посетителей и самих музыкантов были постепенно смягчены.

В таком статусе клуб (первоначальное название которого Club Deluxe) проработал до 1923 года, когда его под угрозой смерти у Джонсона перекупил знаменитый гангстер Оуни Мэдден и переименовал его в The Cotton Club. Основатель клуба боксер Джонсон по договоренности с Мэдденом стал клубным менеджером. Модное заведение ежевечерне привлекало толпы любителей музыки и виски (это в годы "сухого закона"!) вплоть до 1936 года. Очень быстро клуб превратился в популярное место встреч и общения, в том числе и для светского нью-йоркского общества. Общий интерьер помещений отображал будни негритянского населения американского Юга в эпоху рабовладения. Примерно такой же была и музыка, звучавшая со сцены.

 В 1936 году произошла очередная смена хозяев, и клуб проработал еще три года, сменив свое месторасположение, переехав из Гарлема в Театральный квартал Манхэттена, на углу Бродвея и 48-й улицы, но в 1940 г. в связи с финансовыми трудностями, из-за высокой ренты, изменившихся вкусов публики (сороковые - время больших биг-бэндов) и федерального расследования по ценам был закрыт окончательно на долгие 37 лет. Но все эти годы название и бренд The Cotton Club оставались популярными среди джазовых фанатов.

История этого клуба попала и на экран. Именно эта первая половина жизнедеятельности клуба и стала сюжетной линией фильма знаменитого режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, снявшего в 1984 году картину под названием The Cotton Club, в которой все происходит в клубе и вокруг него. В картине присутствуют все реально существовавшие люди, так или иначе связанные с жизнью клуба, - Джонсон, Мэдден, Голландец Шульц, Кэб Кэллоуэй, Дюк Эллингтон и другие. В картине заняты многие голливудские звезды. Фильм получился убедительным и интересным.

НО ВОТ ПРОШЛИ ГОДЫ, И В 1977 ГОДУ КЛУБ ОПЯТЬ ОТКРЫЛСЯ в другом месте, но под тем же названием. Сегодня он располагается на треугольнике между 125-й улицей и 12-й авеню, под аркой огромной стальной конструкции, подпирающей автомобильную эстакаду, идущую вдоль Riverside Drive.

Клуб зажил новой жизнью благодаря Джону Битти, импресарио из Гарлема, где он до этого владел джазовым клубом поменьше под названием The Hamilton Lounge. Битти пообещал возродить настоящий The Cotton Club и, несмотря на скептицизм очень многих, знающих толк в джазе и в клубном деле, открыл его и вот уже сорок лет эффективно управляет им.

"Для меня самым главным было возродить тот дух настоящего джаза, который существовал в нем все те годы. Мне это удалось, и я очень горжусь этим. Мы должны поддерживать дух живого джаза постоянно. Если мы этого не сделаем, то кто же еще пойдет на такое?" - сказал Битти на юбилейном вечере. По мнению многих и самого владельца заведения, если театр "Аполло" - жемчужина в короне американской соул- и блюз-музыки, то The Cotton Club - это надежда всей настоящей джазовой музыки. Более того, в настоящее время Битти занят тем, что пытается распространить дух клуба и на другие города. Так, он ведет переговоры с казино "Белладжио" в Лас-Вегасе, с соответствующими органами в Майами и Гаване о возможности открытия клубов в этих местах. Естественно, с этим же названием и с той самой атмосферой джаза и раскрепощенности.

В 2015 году он уже открыл один такой клуб в Токио вместе с внуком Кэба Кэллоуэя Кристофером Кэллоуэем Бруксом, певцом и музыкантом. Мать Кристофера, Крис, - дочь Кэба, достаточно известная джазовая певица. Это уже третье поколение джазовых певцов.

Все эти годы Битти с грустью наблюдает за тем, как афроамериканцы - владельцы маленьких кафе и ресторанчиков покидают пределы исторического Гарлема. Условия становятся все жестче, держаться на плаву все труднее, и мелкие бизнесмены уходят из этого района. Гарлем теряет свою былую привлекательность и колорит. Джон Битти хотел бы, чтобы в районе сохранилась та самая атмосфера, которая, собственно, и принесла ему известность. Чтобы Гарлем оставался местом, где всегда бы звучала джазовая музыка. Ему очень жаль, что афроамериканцы не открывают новых точек в этом районе.

СЕГОДНЯ БИТТИ 80 ЛЕТ. ОН ЗАРАБАТЫВАЛ СВОИ ПЕРВЫЕ 3 ДОЛЛАРА В ЧАС, работая на укладке плиток на улице. Он работал строителем при закладке многих известных сегодня зданий в Нью-Йорке, потом в баре мойщиком посуды. А затем, заработав немного денег, открыл и свой первый маленький бар в Гарлеме. Он смог перебороть в себе острые чувства и страхи, заложенные в него в начале жизни, и завоевать статус владельца самого крупного и важного клуба в мире джазовой музыки.

Ему часто предлагают продать клуб. Последнее предложение было в размере 10 млн долларов. Битти отказал. "Я сказал им: вот когда вы придете с 20 миллионами долларов, тогда и поговорим. А что мне делать с 10 миллионами? Я их тут же просажу в казино - и все".

Сегодня в клубе играет постоянный состав из 14 музыкантов, выступают заезжие звезды, танцует прекрасный кордебалет, официантки, почти так же, как и в те годы, снуют между столиками в весьма оригинальных нарядах, и каждый вечер на стуле у бара до последнего посетителя восседает Джон Битти. "The Cotton Club делает меня моложе и держит в форме", - говорит Битти.

Все эти годы клуб являлся не просто помещением, в котором звучал и продолжает звучать джаз, а некоей Меккой для джаз-фанатов, для которых эта музыка - сущность жизни и центр той самой настоящей легендарной американской музыки, которую сегодня слушают, любят и играют во всем мире.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОДЕЖДА ЗВЕЗД РУКАМИ АГАЯНА
      2018-02-21 15:14
      110

      С чего начинает свою карьеру молодой дизайнер? С платьев для кукол, одежды для друзей, для участников студенческих капустников... Рэй Агаян начал с платья для супруги шаха Ирана Мухамеда Реза Пехлеви, когда ему было всего тринадцать лет! Нет, конечно, он это делал не один, а вместе со своей матерью, которая была придворной портнихой и личным кутюрье супруги шаха Фавзии Фуад. Потом была учеба, затем Америка, работа в Голливуде, где до конца своей жизни Рэй Агаян одевал звезд шоу-бизнеса высшей пробы.

    • ДЖАЗ И ГЮМРИ
      2018-02-21 14:39
      306

      О том, что 2018 год - юбилейный для армянского джаза, знают все любители этого жанра. Думается, все, кто хоть как-то связан с этой яркой музыкой, будут отмечать эту дату. Каждый по-своему. Речь не только о нашей столице, где сосредоточены концертные залы, клубы и главное, музыканты. У нас ведь есть и Гюмри - признанная культурная столица страны, и человек есть соответствующий, который борется за развитие джаза или скорее за его возвращение в свой город. О Мкртыче Манукяне, руководителе гюмрийского продюсерского центра "Манукян Продакшн", созданного в 2011 году, и о его активной деятельности "ГА" неоднократно писал. И вот недавно мы решили поинтересоваться, что он готовит в Гюмри в этот юбилейный год.

    • ФИЛОФОНИСТАМ – ОТ ДЕДА МОРОЗА
      2018-02-05 16:18
      1021

      Новогодние праздники прошли, и те, кто получил подарки от Деда Мороза, наверняка уже позабыли о них. Но вот филофонисты, которым Дед Мороз подарил новые альбомы армянских музыкантов из разных стран, уж точно до сих пор разбираются в записях. А таких подарков было много.

    • НОЧНЫЕ СТРЕЛЬБЫ
      2018-02-02 15:44
      1664

      Если в новогоднюю ночь фейерверк еще терпим, то за месяц до нее и месяц после праздников - это уже просто кошмар. Хотя в последние годы этот кошмар стал обычным делом. Это еще страшнее в летние месяцы, когда жаркой летней ночью, при открытых окнах, за полночь какой-то "шутник", разгулявшаяся компания решают завершить свой день рождения, свадьбу (или без повода) праздничным салютом, нисколько не задумываясь, что люди просыпаются, дети пугаются, а старики причитают. Обо всем этом много раз было написано, и за несколько дней до праздников столичные власти решили рассмотреть этот вопрос с правовой точки зрения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДЖАЗ И ГЮМРИ
      2018-02-21 14:39
      306

      О том, что 2018 год - юбилейный для армянского джаза, знают все любители этого жанра. Думается, все, кто хоть как-то связан с этой яркой музыкой, будут отмечать эту дату. Каждый по-своему. Речь не только о нашей столице, где сосредоточены концертные залы, клубы и главное, музыканты. У нас ведь есть и Гюмри - признанная культурная столица страны, и человек есть соответствующий, который борется за развитие джаза или скорее за его возвращение в свой город. О Мкртыче Манукяне, руководителе гюмрийского продюсерского центра "Манукян Продакшн", созданного в 2011 году, и о его активной деятельности "ГА" неоднократно писал. И вот недавно мы решили поинтересоваться, что он готовит в Гюмри в этот юбилейный год.

    • СВОБОДА И ДОСТОИНСТВО - АБСОЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ ДЛЯ АРМЯНСКОГО НАРОДА
      2018-02-21 14:05
      262

      Президент РА Серж Саргсян направил послание по случаю Дня возрождения Арцаха и 30-летия Карабахского движения. Текст послания приводит Panorama.am.

    • КАРАБАХСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ДЕТИЩЕ АРМЯНСКОГО НАРОДА
      2018-02-19 12:39
      682

                 Продолжение                       Известно, что тогда (после войны) армянское население в Нагорном Карабахе составляло 137 тысяч человек. При том что на войне погибло около тридцати тысяч армян-карабахцев. Общее же население – 157 тысяч. В оставшиеся 20 тысяч входили азербайджанцы, курды, русские, греки, евреи и другие. Сталин отреагировал на письмо Арутинова исключительно по-сталински: дал распоряжение Азербайджану рассмотреть этот вопрос. А в Баку хорошо помнили, как четверть века назад в таких случаях решал вопросы их первый вождь Нариманов, написавший провокационное письмо Ленину и Сталину об опасности угроз со стороны всего мусульманского мира. Вот так уже тогда спекулировали мусульманством. Правда, никто тогда не задавался вопросом: а что это за мусульманский мир такой? Речь-то шла всего лишь о Турции. Таким образом, Сталин в очередной раз "утопил" вопрос. А Григорий Арутинов и не знал, что после этого в Азербайджане начали бурную деятельность под лозунгом "Да здравствует ленинско-сталинская национальная политика!" По выражению Баграта Улубабяна, "работа с лисьими повадками велась по всей области".

    • КАРАБАХСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ДЕТИЩЕ АРМЯНСКОГО НАРОДА
      2018-02-19 12:35
      748

      Будучи единым этнографически, хозяйственно и по языку, Карабах сделался цитаделью Армении, восточным ее флангом. Таким он был в прошлом, такой он сейчас, таким он будет всегда. Ибо сердце Армении, долину Арарата, нельзя защитить, не владея Карабахом. Сергей Городецкий (1919 год)