Последние новости

МИР КУЛЬТУРЫ МЫ РАЗРУШИМ ДО ОСНОВАНИЯ… А ЗАТЕМ?

"Потому что оно сегодня! Потому что оно уже наступило – 32 мая 2021 года! И население Армении уже достигает 5 миллионов, и весь этот народ мечтает смотреть спектакли!"… Кажется, в таком жанре – то ли фэнтези, то ли утопии - строит свою культурную политику вообще и в театральной сфере в частности Министерство культуры. Правда, кончиться такой подход может антиутопией – пять миллионов мечтают попасть в Театр, которого нет…

ВООБЩЕ-ТО ПРОИСХОДЯЩЕЕ В КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ БОЛЬШЕ ТЯНЕТ НА ФЕЛЬЕТОН. Но, с другой стороны, проблема настолько острая, с далеко идущими последствиями, что шутки лучше отставить в сторону.

Уже со второй половины прошлого года было известно, что финансирование культуры, в том числе и театров, в новом сезоне будет урезано на 7%. В среднем в денежном эквиваленте государственные театры недополучат порядка 10 миллионов драмов. Как вытекающее обстоятельство пошла речь о сокращении штатов, которое, естественно, тоже было принято без восторга, но и с ним пришлось смириться. Тем более что есть еще общий контекст страны. Однако на достигнутом Минкульт не остановился.

Главной фишкой сезона стало очередное повышение театральных планов на… 25%, приведшее в состояние шока театральный мир. Если кто не в теме – правительство не просто перечисляет театрам деньги. Оно подписывает с ними договор. "Договор – это взаимовыгодное соглашение", - подумаете вы и будете неправы. Потому как при всех разговорах о капитализации и монетизации культурная политика активно напоминает плановое хозяйство и даже "продразверстку"…

Вот кому повезло, так это Ереванскому камерному театру. "У нас вроде пока речь о новом поднятии плана не идет, - говорит директор театра Лусинэ Ернджакян. - Потому что в прошлом сезоне нам подняли его так – на 40%, что впервые за десять с лишним лет мы его не выполнили. Вернее, по количеству спектаклей выполнили, а по количеству зрителя и кассе – нет. Совершенно очевидно, что это наш предел. Мы сейчас работаем в следующем режиме. Утром репетиция, вечером актеры играют спектакль, а после спектакля те же актеры остаются еще на одну репетицию… Так и живем!"

Гюмрийский драматический театр им. Аджемяна и его директор Тигран Вирабян, как пионер, всю дорогу ставился в пример коллегам. Еще бы - выполнили финансовый план на 200%! "Вот у кого все в шоколаде!" - подумаете вы и опять окажетесь неправы.

"Есть руководители театров, для которых очень важна ответственность за выполнение обязанностей, которые предписывает им договор о субсидии. Уже в прошлом году повышение плана казалось невыполнимым, но какие-то театры сделали все, чтобы его выполнить. Нам хотелось выглядеть профессиональными управленцами в сфере культуры, - говорит Тигран Вирабян. - А когда плановое количество спектаклей поднимается до такой степени, перед нами стоит реальная проблема не потерять художественный уровень театра. В прошлом сезоне у нас было 7 премьер, но это были легкие во всех смыслах постановки, которые можно было выпустить за месяц-полтора. В этом сезоне мы планируем серьезные, масштабные спектакли. Сочетать которые с 150 показами просто невозможно. К тому же у нас есть план на аренду, и это тоже отдельная строка занятости сцены".

СУЩЕСТВУЮТ МИРОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ДЕМОНСТРАЦИЯ СВОЕЙ ПРОДУКЦИИ, т.е. спектаклей – это 25% работы театра во временном аспекте. 75% времени уходит на подготовку спектакля, репетиции, свет, звук - словом, на творческий процесс. Явление, которое Министерство культуры не видит в упор и явно считает артистическим понтом.

"Без искусства и науки нет цивилизованного народа. Мы знаем, что имеем древнюю и богатую литературу, искусство и науку. Но для нас жизненно важен и сегодняшний день, настоящее - сегодняшний житель Армении и его произведения. Также очень важна существующая в Армении творческая атмосфера. Эта среда помогает или мешает появлению новых успешных произведений, также, почему бы нет, шедевров. Следовательно, нужно не жалеть усилий и энергии, чтобы позитивно повлиять на нашу общую среду", - говорил президент Серж Саргсян на церемонии вручения Государственных премий. И тут возникает еще одна сцена из жанра фэнтези – глава государства читает лекцию в Министерстве культуры, развивая означенные тезисы. Может, его там услышат? Артистов не желает слышать никто. Шедевров никто не ждет, ждут денег – здесь и сейчас. Любой ценой!

"Мне кажется, пока договоры не подписаны, есть смысл собраться всем вместе, все обсудить, представить ситуацию, провести дискуссию. Естественно, у другой стороны есть свои аргументы, почему все происходит именно так. В любом случае, я уверен, что такие общие обсуждения просто необходимы, - предлагает Тигран Вирабян. - Ведь в конечном итоге это больше творческая проблема, чем административная. Ведь когда директор требует много играть и отдавать зал в аренду, творческая сторона оказывается перед множеством проблем. Мне кажется, если мы честны в своих требованиях и у нас есть воля отстаивать свою позицию, мы добьемся того, чтобы нас услышали".

Блажен, кто верует! Собирать специалистов и выслушивать их мнения – когда такое было? А даже если удастся объяснить, что, если настоящего артиста заставить два раза подряд сыграть, условно говоря, Гамлета, он умрет, контраргумент, сдается мне, будет следующим: "Не надо Гамлета, будьте проще, и к вам потянутся люди. И, самое главное, проголосуют рублем". То есть драмом. Иных задач искусство перед собой не ставит.

ЧТО САМОЕ ПАРАДОКСАЛЬНОЕ: СЛОЖИВШАЯСЯ СИТУАЦИЯ СПРОВОЦИРОВАЛА паранойю в рядах именно тех директоров театров, которые работают. Работают не только на кассу, но и на удержание художественной планки. На вопрос, почему руководители театров выражают свое возмущение как-то фрагментарно, Лусине Ернджакян удивилась: "Странные вопросы ты задаешь! Если человеку все равно, какая ему разница на пятьдесят спектаклей он недовыполнил план или на сто. Так чего заморачиваться?"

Действительно, чего заморачиваться? Не выполнил план – и что тебе за это будет? Ни-че-го! Ровным счетом ничего! Некоторые особенно задушевные чиновники в кулуарах даже утешают особо нервных директоров. Мол, чего дергаться? Ну не выполните и не выполните. Деньги вам все равно дадут – как всем. От этого "как всем" хочется побольнее стенку прибить! Хотя разговоры о том, что права не только работающих и неработающих, но и талантливых и, извините, неталантливых не должны быть равны тоже в пользу бедных.

"Это самый тяжелый вопрос, и не только в нашей сфере – то, что зерна от плевел никак не отличают, - считает Тигран Вирабян. - Есть же различные системы поощрения! Лично я не раз предлагал поощрять те театры, которые выполняют все свои плановые обязанности и не опускают планки, в виде госзаказа. Должна же быть разница в отношении к коллективу, который работает и который не работает! Может, тогда и те, кто просто влачит существование на "государственное пособие", проснется и поймет, что так продолжаться не может. Так или иначе, лично я подпишу только тот договор, который наверняка смогу реализовать".

В прошедшем сезоне Государственный театр кукол им. Ов. Туманяна побывал на 13 международных фестивалях и практически везде "поднимал флаг" нашей страны. А еще он выполнил прошлогодний план – 400 показов! За это новый план ему спустили в виде 530 спектаклей в сезон. Нет, точно, в Минкульте не знают, сколько дней в году, и вообще многого не знают, и у них реально 32 мая 2021 года, и население Армении уже достигает 5 миллионов, и весь этот народ мечтает смотреть спектакли… Да, забыла сказать – новых спектаклей в минувшем сезоне Кукольный не выпускал...

"Я УЖЕ 40 ЛЕТ РАБОТАЮ В ТЕАТРЕ, НО ТАКОГО НЕКОМПЕТЕНТНОГО отношения к факту театрального строительства со стороны Министерства культуры я, честно говоря, не встречал, - говорит директор Театра кукол Рубен Бабаян. - Я для себя уяснил, что они не видят разницу между кинотеатром и театром. В кинотеатре показывают фильмы, в театре – спектакли. Но предполагать, что в здании кинотеатра находится киностудия, с колес выпускающая фильмы, – это… сложно. Театральный актер – не чип и не диск. Нажал на кнопку и понеслось. Причем профессия эта уникальная – хороший актер на дороге не валяется. То, что это непонятно планирующим органам – это мне понятно. Это не их сфера, они не обязаны знать разницу между производством сосисок и производством спектакля. Они этому не учились, они в этом не вращались и обвинять их за это невозможно. Но для этого и существует в правительстве разделение на сферы, чтобы учитывать мнение специалистов. Так вот мнение специалистов вообще не учитывается. Кроме того, отношение к нам как к мелким жуликам, которые пытаются урвать как можно больше денег, но работать как можно меньше. А правительство поставлено следить, чтобы мы не проедали казенные деньги. Ну а говорить о том, что театр – это не только прокат творчества , но само творчество, что, как говорил Пастернак, "цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех" - это лишнее".

А еще был Сент-Экзюпери, который говорил: "Я могу без необходимого, но не могу без лишнего"… Но лишними оказываются все подобные слова. Остается факт в виде культурной политики, направленной на вытравление из "культуры" факта искусства. Что в ней тогда останется? 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАРЕНА НЕРСИСЯНА - В РУССКИЙ ТЕАТР, МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ - В ЦИРК
      2018-10-17 16:03
      1272

      На грянувшей, как гром среди ясного неба, пресс-конференции директор Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского заслуженный артист РА Фред Давтян объявил о внезапном и исключительно своем собственном решении: назначить на пост художественного руководителя театра Карена Нерсисяна, одного из двух соискателей, вышедших на финишную прямую.

    • ВОЙНА ИДЕТ, КАК БЫ МЫ НИ ОТВОРАЧИВАЛИ СВОИ ЛИЦА
      2018-10-17 15:47
      1461

      "Пока я ехала сюда, у меня было чувство вины. Как так получилось, что мы это допустили? Как так происходит, что наши девочки не выйдут замуж за тех мальчиков, которые здесь уже погибли, и это общее преступление. Я желаю всем вам, кто носит военную форму, выжить и чтобы никогда в жизни ваши дети больше не надевали эту защитную, но ужасную одежду", - сказала солдатам и офицерам, защищающим Арцах, Людмила УЛИЦКАЯ.

    • ДОЧЬ И ВНУЧКА ЧАРЛИ ЧАПЛИНА - ГОСТИ АРМЕНИИ
      2018-10-10 16:22
      2287

      Мировая премьера спектакля Bells and Spells состоялась в Ереване На прошлой неделе в Ереване на сцене Государственного театра музыкальной комедии случилось то, что следовало бы назвать культурным событием. И если день сегодняшний никак не способствует тому, чтобы факты культуры писались через заглавную букву, это никак не умаляет эти самые факты. А ведь именно в Ереване состоялась мировая премьера спектакля Bells and Spells - спектакля в постановке Виктории ТЬЕРРЕ-ЧАПЛИН, главную роль в котором исполняет ее дочь Аурелия, и это не только дочь и внучка великого Чаплина, но топовые артисты современного театрального мира.

    • ГЕРОЙ, ОТЗОВИСЬ!
      2018-10-05 15:39
      4232

      На сцене Национального театра им. Сундукяна - национальный эпос Национальный академический театр им. Г. Сундукяна замахнулся на эпос - жанр опасный, не модный и, казалось бы, дорогостоящий. Самсон Мовсисян поставил на главной сцене страны "Сасунских безумцев". "Нетеатральность" сегодняшнего времени пока не позволяет полностью оценить масштаб события. Но в том, что это событие, и не только по эпической причине, сомневаться не приходится.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КАРЕНА НЕРСИСЯНА - В РУССКИЙ ТЕАТР, МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ - В ЦИРК
      2018-10-17 16:03
      1272

      На грянувшей, как гром среди ясного неба, пресс-конференции директор Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского заслуженный артист РА Фред Давтян объявил о внезапном и исключительно своем собственном решении: назначить на пост художественного руководителя театра Карена Нерсисяна, одного из двух соискателей, вышедших на финишную прямую.

    • ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС
      2018-10-10 17:04
      3567

      Все, что происходит сейчас в Армении, при наличии небольшой фантазии и средней образованности можно было бы назвать Театром времен Пашиняна и … дальше как хотите. Есть у нас теперь все - и Гамлеты, и Ричарды, и даже Фальстафы. Есть положительные образы, есть и злодеи. Широко представлен, как полагается, и народ, причем не в роли статиста, а весомой политической силы. Появилось с некоторых пор - с чьей-то легкой (или не легкой ?) руки, не знаю - деление на белых и черных. Даже на городских афишах ныне господствует один цвет. Белый! Дожили, что называется!  Воистину весь мир - театр, а люди в нем актеры!

    • ДОЧЬ И ВНУЧКА ЧАРЛИ ЧАПЛИНА - ГОСТИ АРМЕНИИ
      2018-10-10 16:22
      2287

      Мировая премьера спектакля Bells and Spells состоялась в Ереване На прошлой неделе в Ереване на сцене Государственного театра музыкальной комедии случилось то, что следовало бы назвать культурным событием. И если день сегодняшний никак не способствует тому, чтобы факты культуры писались через заглавную букву, это никак не умаляет эти самые факты. А ведь именно в Ереване состоялась мировая премьера спектакля Bells and Spells - спектакля в постановке Виктории ТЬЕРРЕ-ЧАПЛИН, главную роль в котором исполняет ее дочь Аурелия, и это не только дочь и внучка великого Чаплина, но топовые артисты современного театрального мира.

    • ГЕРОЙ, ОТЗОВИСЬ!
      2018-10-05 15:39
      4232

      На сцене Национального театра им. Сундукяна - национальный эпос Национальный академический театр им. Г. Сундукяна замахнулся на эпос - жанр опасный, не модный и, казалось бы, дорогостоящий. Самсон Мовсисян поставил на главной сцене страны "Сасунских безумцев". "Нетеатральность" сегодняшнего времени пока не позволяет полностью оценить масштаб события. Но в том, что это событие, и не только по эпической причине, сомневаться не приходится.