Последние новости

СТРАТЕГИЯ ТРАМПА

Администрация США за последние несколько месяцев представила ряд стратегических документов, в которых отражены некоторые особенности планируемого военно-политического курса Вашингтона. Речь идет о последовательно представленных Стратегии национальной безопасности, Стратегии национальной обороны и Обзоре ядерной политики США.

ПЕРВОЙ ВАЖНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ДАННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПРИ ТРАМПЕ наблюдатели называют перенос центра тяжести в них с борьбы против терроризма на конкуренцию с другими центрами силы. Как заявил министр обороны США Джеймс Мэттис, комментируя новую Стратегию национальной обороны (СНО): "Хотя мы будем и дальше вести [военные] кампании против террористов, соперничество между великими державами, а не терроризм, находится сейчас в центре внимания при обеспечении национальной безопасности США".

В подготовленной в декабре Стратегии национальной безопасности конкуренты названы прямо, в частности, подчеркивается, что "Китай и Россия бросают вызов мощи, влиянию и интересам Америки, пытаются размыть американскую безопасность и процветание". В свою очередь в новой СНО долгосрочное стратегическое соперничество с Китаем и Россией названо первоочередным приоритетом для Минобороны США.

Данное изменение в подходах отражает как сдвиг в соотношении сил в мировой системе, так и некоторые подходы администрации Трампа к защите гегемонии США. После распада СССР США воспринимались как глобальный лидер и в силу этого в первую очередь сконцентрировали свое внимание на обеспечении контроля над периферийными странами. Для этого концепция борьбы с терроризмом создавала широкие возможности, позволяя США расширять свое военное присутствие и вмешательство в странах глобального Юга.

Нынешний сдвиг в подходах Вашингтона отражает формирование эффективных конкурентов США, способных как минимум на региональном уровне бросить вызов военно-политическому доминированию Вашингтона. По сути США в своих стратегических документах вновь признали завершение своей гегемонии и вступление мировой системы в эпоху активной, в том числе и силовой конкуренции. В этом контексте также примечателен новый подход к проблеме распространения ценностей и подходов США на глобальном уровне, выступавшей в свое время в качестве средства утверждения гегемонии США.

ОДНАКО ИМЕННО В СИЛУ ЗАВЕРШЕНИЯ СВОЕЙ ГЕГЕМОНИИ ВАШИНГТОН демонстрирует понижение интереса к данному идеологическому инструментарию. Так, в новой Стратегии нацбезопасности отмечено, что "сила США должна оставаться неизменной и самодостаточной, США должны инициировать соревновательную дипломатию, сфокусированную на защите американских интересов. Мы не намерены распространять наши ценности на других".

При этом подготовленные США концепции отражают и особый односторонний подход администрации Трампа к защите позиций США, что сближает курс Вашингтона при Трампе с похожими подходами администрации Буша-младшего. Примечательно, что в свое время в аналогичных документах администрации Обамы подчеркивался многосторонний подход США в отношениях с союзниками, то есть готовность, по крайней мере формально, учитывать их интересы и сохранять существующие механизмы взаимодействия с партнерами. Особенно данный аспект был актуален в плане отношений с европейским центром силы, с которым США, конкурируя, в то же время объединены в качестве союзников в рамках блока НАТО.

В подходах Трампа к данной проблеме не проявляется особого внимания, более того, как подчеркнул в интервью The Wall Street Journal еще до публикации Стратегии нацбезопасности помощник президента США по национальной безопасности Герберт Макмастер, в стратегии будут в числе других обозначены условия, при которых США готовы к участию в глобальных альянсах. По его словам, они заключаются в том, что другие государства в подобных союзах должны делать больше для взаимовыгодного сотрудничества, нежели сейчас.

Данный аспект направлен в первую очередь именно против европейцев, с которыми сохраняются противоречия относительно обязательств в рамках НАТО. Также примечательно, что в подходах администрации Трампа подчеркивается важность защиты экономических интересов США. В частности, в Стратегии нацбезопасности отмечается что "сильная экономика позволяет защитить американский народ, поддерживать наш образ жизни, а также подкреплять власть США".

В КОНТЕКСТЕ ТОРГОВЛИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВАШИНГТОН СТАВИТ ЦЕЛЬЮ "принять новые торговые и инвестиционные соглашения и модернизировать существующие", а также "бороться с нечестными торговыми практиками". В документе также отмечается проблема незаконного присваивания другими государствами интеллектуальной собственности американских компаний. В целом эти аспекты документа явно направлены как против Китая, так и ЕС, противостояние Вашингтона с которым пока сконцентрировано главным образом в экономической сфере.

В то же время при всех указанных сдвигах Вашингтон явно не намерен полностью отказываться и от инструментария предыдущих администраций в виде давления на ключевые периферийные страны и продолжение борьбы с терроризмом. В Стратегии нацбезопасности террористы и международные преступные организации названы "главными транснациональными угрозами" США, также отдельно подчеркиваются угрозы со стороны Ирана и КНДР.

Отдельной темой при этом представлены средства, которыми США в новых условиях планируют защиту своих интересов. В этом плане администрация Трампа в первую очередь делает ставку на силовые механизмы, что также сближает ее с подходами администрации Буша-младшего. Так, уже упомянутый помощник президента США Макмастер относительно новой Стратегии национальной безопасности подчеркнул реализацию концепции "мир через силу".

В свою очередь в СНО отмечается необходимость сохранения глобального военного превосходства и в ключевых регионах. Также в документе четко отмечены приоритетные для США регионы - в числе задач Пентагона названо сохранение благоприятствующего баланса сил в Индо-Тихоокеанском регионе, Европе, на Ближнем Востоке и в западном полушарии.

При этом Вашингтон на практике уже приступил к реализации подобной силовой стратегии, активно расширяя финансирование Пентагона, что является отходом от курса администрации Обамы по постепенному сокращению военных расходов. Администрация Трампа утвердила оборонный бюджет США на 2018 финансовый год объемом почти в $700 млрд. При этом оборонный бюджет США 2017 финансового года составлял $619,7 млрд. Как заявил в июне 2017 года вице-президент США Майкл Пенс, президент Трамп предложил самое крупное увеличение военных расходов с 1980-х годов. Примечательно также, что бюджет США на 2018 год предусматривает увеличение численности ВС США на 20300 человек.

ЕЩЕ ОДНИМ ИНСТРУМЕНТОМ, ЯВНО ПРИЗВАННЫМ НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ ослабление позиций США в том числе и в военной сфере, явно может стать развитие ядерного арсенала. Президент США в феврале заявил о планах полностью модернизировать ядерный арсенал страны, при этом в бюджете США на 2018 год администрация запросила $24 млрд на модернизацию и поддержание боеготовности трех компонентов ядерной триады. В обнародованной в феврале обновленной ядерной доктрине США отмечается, что Вашингтон намерен повышать возможности ядерного потенциала путем разработки ядерного оружия малой мощности.

Речь идет о планах по модификации небольшого количества баллистических ракет подводных лодок, оснащенных боеголовками малой мощности, а в долгосрочной перспективе планируется разработка новой крылатой ракеты морского базирования с ядерной боевой частью. Данные меры на практике, скорее всего, приведут к понижению порога применения ядерного оружия и сделают еще более вероятным развязывание локального конфликта с применением ядерного оружия. США планируют продолжение развития системы ПРО, выступающей в роли еще одного инструмента подрыва глобальной стабильности.

В результате в целом многие подходы новой администрации, как уже отмечалось, напоминают силовой и односторонний курс Джорджа Буша-младшего. В свое время его реализация привела к ослаблению политических и экономических позиций США на мировой арене, их увязанию в конфликтах в Афганистане и Ираке, а также положила начало дестабилизации Ближнего Востока. К каким последствиям приведет политика администрации Трампа, станет понятно уже в ближайшие несколько лет, однако вне зависимости от этого новые стратегические документы Вашингтона отражают довольно мрачную реальность, где мировая система вступает во все более нестабильную и конфронтационную эпоху соперничества центров силы за гегемонию.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • США УХОДЯТ ИЗ СИРИИ?
      2018-12-21 14:30

      Решение президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии в случае своей реализации окажет непосредственное воздействие на баланс сил в рамках конфликта и систему альянсов в регионе. Напомним, что Трамп заявил 19 декабря о том, что американские силы выполнили свою задачу, заключавшуюся в победе над группировкой ИГ, и необходимости в их присутствии на территории Сирии больше нет. По данным агентства Reuters, ссылающегося на свои источники, Вашингтон намерен вывести военных в течение 60-100 дней, при этом все сотрудники Госдепа США покинут Сирию в течение 24 часов.

    • США - РОССИЯ: КОНФРОНТАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
      2018-12-17 15:27

      После инцидента в Керченском проливе наметилось быстрое обострение отношений между США и Россией. Вашингтон, по сути, отказался от имевших место попыток начала ограниченного диалога с Москвой и фактически перекрыл имеющиеся каналы коммуникаций, перейдя к новому витку военно-политической конфронтации.

    • ЛИВАН ПОД ПРИЦЕЛОМ?
      2018-12-12 15:40

      В декабре Израиль начал операцию "Северный щит" в районе границы с Ливаном по выявлению и уничтожению подземных тоннелей шиитской группировки "Хезболла". На фоне регулярных авиационных ударов Израиля по силам группировки в Сирии данная мера чревата новым обострением на ливано-израильской границе и расширением масштабов военной активности Израиля в Ливане.

    • ТУРЦИЯ - США: ТОРГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
      2018-11-26 14:41

      Отношения между Турцией и США после уступок Анкары по делу пастора Брансона начали на первый взгляд демонстрировать признаки некоторого улучшения. Анкара и Вашингтон взаимно отменили санкции в отношении некоторых официальных лиц, введенные из-за кризиса в отношениях в связи с делом пастора.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АМБИЦИОЗНЫЕ ПОВЕСТКИ ПРЕТВОРЯЮТСЯ В ЖИЗНЬ…
      2024-02-14 15:23

      Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель по итогам заседания Совета партнерства Армения-ЕС заявил, что принято решение расширить повестку двусторонних отношений.

    • ОТНОШЕНИЯ СИГА И ГОСУДАРСТВА, или СТРАТЕГИЯ-2050 НА МАРШЕ
      2024-01-20 10:46

      Премьер Пашинян, не будучи способным сегодня изменить жизнь людей к лучшему, охотно философствует на отвлеченные темы на горизонтах далекого будущего, когда многих бенефициаров очерченного им процветания уже не будет в живых, как, скорее всего, не будет и его самого. Вспомним его презентацию 21 сентября 2020 года «Стратегии трансформации Армении до 2050 года», которую следует воспринимать именно в этом дискурсе. В стране вновь поднимает голову COVID-19, люди лишаются заработка, экономика на пороге рецессии, внешний мир враждебен как никогда, а глава правительства в рамках своего мессианства рисует перед народом счастливые картинки будущего, которое нас ожидает всего-ничего - через 30 лет. Ровно через неделю после презентации, 27 сентября, Азербайджан развязал войну в Арцахе, и нарисованные Пашиняном красивые картинки посыпались, как карточный домик…

    • «СЕКРЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ», ПЛАН «В» И ПОЧЕМУ ЗЕЛЕНСКОГО ОЖИДАЕТ УЧАСТЬ ТРОЦКОГО?
      2023-11-29 11:16

      Российская сторона весьма сдержанно говорит о ситуации на фронтах, которая сложилась после поражения украинского контрнаступления. Еще сдержаннее российская элита говорит о возможности переговоров на данной стадии боевых действий. Аналитики утверждают, что Москва не пойдет на переговоры с Вашингтоном до тех пор, пока линия фронта не пройдет западнее Киева…

    • ЦЕНА ТРАНЗИТНОЙ ДОРОГИ
      2023-11-01 10:27

      Все, кто так или иначе соприкасался на практике с реальной политикой, понимают всю циничность, чтобы не сказать подлость подоплеки тех или иных политических процессов. И все-таки, не перестаешь удивляться, как глубоко дно этого цинизма, чтобы не сказать подлости.